Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Валентина Николаевна Коканова

Цель: пересказать текст Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Задачи: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения.  Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.

Форма работы: ситуативная беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vhl.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы.

Тема: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Цель: пересказать текст Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Задачи: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения.  Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.

Форма работы: ситуативная беседа.

Материал: картинки пород собак, мяч

Ход ОД

Этапы работы

Действия педагога (методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Отгадайте загадку:

Я хозяину служу, дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю и чужих я прогоняю. (Собака)

Простановка цели детьми

 Ответы детей.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Кто не мечтает о милом забавном щенке? Да, наверное, все.

Как выглядит собака, знают все, но если спросить описать своего любимца, рассказы получатся разными, потому что пород собак очень много.

Какие породы собак вы знаете? (овчарка, такса, борзая, далматинец…)

Конечно, это и немецкая овчарка, сенбернар, чау-чау, кокер-спаниель, шар-пей, эрдельтерьер – и все они отличаются друг от друга. (выставляю фотографии)

Как вы думаете, для чего люди держат собак? (они помогают людям, защищают, спасают)

Верно, собаки всегда верой и правдой служили и служат человеку. За многие столетия человек вывел немало пород охотничьих собак.

Как вы думаете, для чего нужны охотничьи собаки? (они помогают охотиться на диких животных и птиц)

Чаще всего встречаются собаки таких охотничьих пород: лайки, легавые, таксы, терьеры, спаниели. (выставляю фотографии)

А пастухам помогают собаки пастушьих пород.

Как же они помогают? (эти собаки помогают пасти отары овец и стада коз, защищают от нападения волков)

Верно, ребята. Собаки зорко следят, чтобы волк не подкрался к стаду. Для такой работы больше подходят овчарки.

Собаки – это четвероногие спасатели.

Как вы думаете, почему их так называют?

О четвероногих спасателях сложено немало легенд, им посвящены стихи и поэмы.

Сенбернар выручает альпинистов в горах. Вот история знаменитого сенбернара Барри. Во время пурги в горах он спас замерзающего мальчика, согрел его своим телом и, взвалив на спину, принес в монастырь. За свою жизнь Барри спас 40 человек, сбившихся с пути и погибающих от холода на тропах альпийских гор. В Париже отважному псу поставили памятник.

А где же еще служат собаки? (собаки служат в пограничных войсках, в спасательных службах, в полиции)

А что они там делают? (охраняют границу, помогают в поисках людей во время землетрясений, пожаров…)

Писатель Л.Н. Толстой написал очень много познавательных и интересных рассказов о природе и животных.

А самое интересное, что все его истории основаны на его наблюдениях.

Сегодня мы с вами познакомимся с его рассказом «Пожарные собаки». Слушайте внимательно, а потом будете отвечать на вопросы. (читаю рассказ)

Пояснение к рассказу: город Лондон находиться в Америке, в другой стране.

Чтение рассказа «Пожарные собаки».

Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.

•        Давайте попробуем ответить на мои вопросы, присвоив каждому герою свой кружок, который в дальнейшем будет помогать вам в пересказе.

•        Кто чаще остаётся в доме при пожаре? (дети)

•        Почему? (они прячутся)

•        Каким кружочком можно показать ребенка? (маленький желтый кружок)

•        Кто спасает детей при пожаре? (пожарные собаки)

•        Какой кружок возьмем? (коричневый)

•        Сколько детей спас Боб? (12)

•        С кем живет Боб? (с пожарными)

•        Какой круг возьмём? (красный)

•        Что случилось однажды в Лондоне? (загорелся дом)

•        Какой фигурой мы отметим загоревшийся дом? (красный прямоугольник)

•        Кто выбежал к пожарным? (женщина)

•        Каким кружочком будет женщина? (круг желтый большой)

•        Как собака спасла ребенка?

•        Зачем она ещё раз побежала в дом?

•        Каким кружочком мы отметим куклу? (оставшийся серебряный круг)

•        Молодцы ребята! Мы с помощь кружочков составили рассказ на мольберте.

•        Посмотрите наш рассказ разделился на три части, который состоит из начала, середины и конца.

•        А мы пока отдохнем.

Физминутка

Вот собачки дружно встали (протягивают руки вперёд)

Лапки всем мы показали (пальцы широко раздвинуты)

Спинки прогибаются (прогнуться)

Собачки улыбаются (улыбнуться)

Лапками потопаем (потопать)

Хвостиками шлёпаем (хлопать по груди, по бокам, рукам)

Весело играем, очень дружно лаем

Сейчас я еще раз прочитаю рассказ. Слушаем внимательно, а потом вы будете его пересказывать. (читаю второй раз)

Кто хочет рассказать начало о том, что маленькие дети остаются одни и прячутся.

Середину о том, как загорелся дом.

Конец о том, как Боб спас девочку и побежал снова в дом.

Слушаем внимательно, чтобы не пропустить, а чем остановился рассказчик. (пересказ текста 2-3 раза)

Как можно сказать о собаках? Какие они? (умные, бесстрашные, ловкие, добрые, смелые)

Что стала делать мама когда Боб спас девочку?

А до этого какая была мама?

А когда она увидела, что её девочка жива, она стала какая?

Что вам больше всего запомнилось, прослушав этот рассказ?        

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Ребята, давайте поиграем в игру: «Пожарные собаки, какие они?»

Вставайте в круг.

(дети передают друг другу мяч и называют качества собаки).

Дети: (смелые, ловкие, находчивые, быстрые, сильные, выносливые).

Молодцы! Вы назвали много качеств собаки.

Подведение итога

Что вам сегодня больше запомнилось?

Чей пересказ был подробным?

Мы сегодня с вами узнали о бесстрашных четвероногих друзьях.

Если вы, ребята, захотите завести щенка, будьте готовы взять на себя большую ответственность. Щенка нужно кормить по часам, ходить с ним гулять, учить, воспитывать, лечить. А главное – его нужно любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» с использованием опорных сигналов.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».

Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовател...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы.

Тема: пересказ украинской народной сказки «Колосок»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»

Цель: познакомить детей с новым произведением Л.Н. Толстого.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст;-отвечать на вопросы полными ...