опыт работы «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»
учебно-методический материал по художественной литературе (младшая, средняя, старшая группа)

ФИРСОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов. Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_firsova_n.v._2.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, я, Фирсова Надежда Викторовна, представляю вашему вниманию педагогический опыт работы на тему: «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов. Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки. Какими же качествами должен обладать ребенок,

.Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, как:

  • инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;
  • уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;
  • умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
  • способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
  • -стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • -развитие крупной и мелкой моторики рук;
  • -способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами? Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности? Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации. Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей. Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем. Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно. Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме. Еще одно необходимое условие всестороннего развития ребенка это —переживание успеха. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь. Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены сегодня на достижение целей развития у детей личностных интегративных качеств, познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности и являются одной из важнейших задач современного образования.

Если верить словам песни, то, возможно, будущее наших детей - «Прекрасное далеко…». Какой же выбрать путь в подготовке малышей к жизни, чтобы прекрасное далеко не было к ним жестоко.

Проблема развития личностных интегративных качеств особенно актуальна, так как они обеспечивают дошкольникам социализацию к жизни, успешное обучение в школе. На сегодняшний день ясно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует модернизация в образовании и инновации, которые внедряются в образовательный процесс с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Рассмотренная актуальность и новизна проблемы позволила определить основную цель моей работы: Раскрытие возможностей личностных качеств детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Гипотеза:

Целенаправленное и систематическое использование современных педагогических технологий, активное привлечение родителей воспитанников в процесс воспитания, способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

В ходе исследования для проверки гипотезы и достижения цели мною были поставлены задачи теоретического и практического характера:

повысить профессиональную компетентность в развитии личностных качеств детей дошкольников;

создать максимальные условия для развития личностных качеств в процессе проектной деятельности; в разных видах деятельности;

приобщение семей воспитанников   к   развитию личностных   качеств   дошкольников в разных видах деятельности;

Для реализации первой задачи я изучила работы ведущих авторов:

Н. Н. Поддьяков, советский и российский психолог, исследователь в области педагогики и психологии дошкольного образования.

 Д. Б. Эльконина, советский психолог и педагог.

А. А. Леонтьев, психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук.

Н. А. Рыжова, профессор департамента педагогики.

          Л. С. Выгодский, советский психолог.

 Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте: проблемы генезиса игровой деятельности дошкольника. Москва. - 1991 вып. 2 (6). - с. 24-28.

 Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников. // Игра и развитие личности дошкольника: сб. науч. тр. Москва. - 1990.

 Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя. / Дошкольное воспитание. - 1995. - №6.

 Репина Т. Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение. // Дошкольное воспитание. - 1989. - №10.

Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4.

Работа по реализации второй задачи проводилась в три этапа.

Цель первого этапа – изучение развития личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей.  В процессе деятельности происходит целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить. Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных. Была проведена диагностика, где было видно, что личностные качества у детей недостаточно сформированы

Второй этап направлен на развитие личностных   качеств   дошкольников, посредством взаимодействия с родителями   в разных видах деятельности: игровая,   трудовая, познавательно - исследовательская.

Эту работу я начала с создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения игр, наблюдений, опытов, экспериментов всеми воспитанниками группы. Всю свою работу строила с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, опираясь на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активную деятельность детей и мотивацию деятельности.

Основным компонентом становления социального опыта является деятельность, которая доставляет ребёнку радость, гармонично его развивает.

Выбрала новую форму работы с дошкольниками - проекты, в рамках которых были использованы разнообразные технологии, формы и методы работы с детьми.

Формы и методы

  • экскурсии;
  • природоохранные акции, волонтёрство
  •  проекты (педагогические, детско-родительские);
  • практическая деятельность в природе, игре
  • уроки доброты;
  • проведение  викторин , конкурсов детских рисунков;
  • отдаю предпочтение проблемным ситуациям, затрагивающим разнообразные объекты.

Технологии:

  •  игровая;
  • здоровьесберегающая;
  •  развивающего обучения;
  •   личностно - ориентированная
  •  проблемного обучения;
  •  информационно-коммуникативная;

Передо мной стояла задача - не подавлять ребенка, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, ставить цель, выдвигать гипотезы и проверять их, думать, делать выводы, решать проблемы, возникшие в ходе исследования, что способствует развитию познавательной компетенции детей. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами речевой, мыслительной, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, любознательность, творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольника. В процессе проектной деятельности я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым, стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов наблюдений, составлять развернутый рассказ об увиденном. Ребёнок не повторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей Мы стали единомышленниками в решении поставленных задач. Для включения родителей в работу провела родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, семинары-практикумы, дискуссии, тренинги, оформила серию наглядной информации на разные темы.

Для популяризации педагогического опыта работы на тему: «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников», была проделана  работа.

  • Был собран консультативный материал: «Личностное развитие дошкольников», «Формирование личностных качеств средствами художественной литературы», «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста», «Формирование основ безопасности жизнедеятельности, как одно из направлений социального развития личности дошкольника» и т.д
  • Подобраны книги о дружбе, о заботливом отношении к животным, о доброте
  • В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Новая технология, интересное методическое пособием –  «книга на коленях», в дословном переводе с английского языка - лэпбук. Родители, которые попробовали создать лэпбук, высказывают желание и дальше «играть» с нами, создавая волшебные книги для ребят. Появились предложения и от других родителей, которые стали интересоваться планированием лексических тем на этот год. У всех получились очень интересные и яркие лэпбуки, содержащие коллекции маленьких книжек с кармашками и окошечками. Теперь они занимают своё почётное место в уголке тайн и загадок.
  •  Оформлен Экологический макет «Птицы родного края», с участием семей воспитанников.  Результаты совместного творчества не пылятся  на полках, а используются как в самостоятельной игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
  • Книга «Наш край», с активным участием родителей, где почти каждая семья приняла участие.  Родители  нас удивили широким кругозором знаний о родном крае!
  •  Театральные  постановки «Самый маленький гном», Дюймовочка». «Заюшкина избушка»,   с активным участием родителей группы, где родители, как и дети играли роли. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
  • Проектная деятельность: «Профессии», «Наш Кольский край- наша Родина», «Почемучки», «Огород на окне», «В гости к снеговику», «По дорогам сказок», «Дружба начинается с улыбки», где родители были активными участниками: собирали материал, оформляли сказки, подбирали стихи, составляли рассказы и др. Участвуя в семейных творческих проектах дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
  •  В настоящее время «волонтёрство» стало одним из видов трудовой деятельности. Детский труд оказывает большое влияние на

всестороннее развитие личности ребенка.  Семьи воспитанников принимали активное участие в сборе корма для бездомных животных «Дом с хвостом»,  угощенье для животных в живой уголок - «Мини зоопарк» В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его..

  • К счастью, среди родителей очень много интересных, инициативных людей, с огромным желанием творить, создавать что - то новое и получать от этого огромную радость, видя восторг своих детей. Одним из таких творений, было создание альбома, «Моя любимая сказка», где каждая семья приняла участие. Слаженная работа педагога и родителей является отличным показателем того, что найден общий язык, как со стороны педагога, так и со стороны родителей (законных представителей)

Каждому родителю обеспечена  возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок. Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей. Поэтому,  родители принимали участие в жизни группы: посещали занятия в день открытых дверей,  ООД – это ведущая форма организации совместной деятельности воспитателя и детей. Гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста, осуществляется в деятельности, грамотно организованной педагогами.

Родители были на утренней зарядке, где вместе с детьми выполняли комплекс упражнений,

Принимали активное  участие в играх в  вечернее время «Поиграй со мною мама», где родители играли в дидактические игры с детьми,  Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка

«Футбол» командные соревнования пап и ребят, «Подвижные игры на участке» вспомнили игры  своего детства. День выходного дня «Берег развлечений», катание на ватрушках в парке, чаепитие на свежем воздухе. Подвижные игры имеют большое значение, для дошкольников. Ведь, именно принимая участие в них, они удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию, формируют полезные навыки.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. Мы делаем всё, чтобы наши дети шли по жизни с открытым сердцем и живым умом, с добром и уважением, стали патриотами нашей планеты Земля.

 Третий этап – контролирующий. Результаты мониторинга объективно показывают:

• Успешность развития личностных и качеств детей в дошкольном возрасте в разных видах деятельности на конец года, дала положительный результат.

У детей развиты личностные качества : самооценка, самоконтроль, инициативность, любознательность, мотивация, ценностные ориентации, эмоциональные проявления; познавательная активность, коммуникативные способности; исследовательские умения и навыки.

Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выдвинутая мной гипотеза подтверждена, можно с уверенностью утверждать, что целенаправленное и систематическое использование современных педагогических технологий, активное привлечение родителей воспитанников в процесс воспитания, способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

Уважаемые коллеги, хотелось бы снова вернуть вас к словам из песни:

Слышу голос из прекрасного далека,

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос, голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

Вам отвечу - я готовлю детей к будущей жизни сегодня, чтобы завтра прекрасное далеко к ним не было жестоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Содержание:·         Введение·         Теоретические основыo    Что такое мелкая моторика и почему ...

Презентация опыта работы «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

Презентация. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Формирование  навыков  здорового  образа  жизни  у детей дошкольного возраста Развитие  творческих способностей детей дошкольного возраста  в различных видах де...

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.         Занятия по изобразительной деятельности в детском с...

Опыт работы "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

В презентации представлены все виды деятельности , формы работы, проводимые педагогами в детском саду по нравственно - патриотическому воспитанию....

СИСТЕМА РАБОТЫ «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодоле...