СИСТЕМА РАБОТЫ «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста через театральную деятельность».
материал (старшая группа)

Земскова Светлана Петровна

Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают развивать, дозировать и регулировать коммуникабельность, умение вести себя  в условиях социального окружения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_2022-23.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Колосок» с. Ходынино»

СИСТЕМА РАБОТЫ

 «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Воспитатель: Земскова

Светлана Петровна.

Первая квалификационная

 категория.

2022– 2023учебный год

 

Ф.И.О.     Земскова Светлана Петровна.

Занимаемая должность:   Воспитатель.

Дата назначения на должность:

Образование: Высшее.

 Дата прохождения аттестации: 27.12.2017г

Квалификационная категория: Первая квалификационная категория.

Дата прохождения курсов повышения квалификации: март,2020

Педагогический стаж: 16лет.

Тема  самообразования: «Развитие  личностных качеств дошкольников через театральную деятельность».

Цель:

  • формирование социального поведения ребенка через театральную деятельность.  
  •   Задачи:
  • Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами театров).
  • Добиться свободного общения между детьми.

  • Активизировать познавательные интересы детей, расширить горизонты познаний;
  • Создать комплексную систему оказания помощи ребенку в решении актуальных задач развития личности, нарушений эмоциональной сферы, сохранения психологического здоровья.
  • Заинтересовать родителей в необходимости сотрудничества, но не только в приобретении, изготовлении разных видов театра и костюмов, а также в отношении развития личностных качеств детей.
  • Выявить эффективность комплексной системы личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность.

Знакомясь с  ФГОС ДО трудно не заметить, какое большое значение уделяется социально - коммуникативному развитию детей. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный  на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

  В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной, но одной из самых важных.

  В настоящий период изменений социально – политических и социально – экономических условий жизни всё острее проявляется дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания, а так же утраченности патриотических чувств уважительного отношения к старшему поколению.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Поэтому мы  призваны обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально – эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

 Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

В Концепции дошкольного воспитания в разделах «Охрана и укрепление здоровья детей» и «Возрастной подход в воспитании» отмечена важность эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста и сохранение психологического благополучия и здоровья дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Социальный заказ общества отражает «социальный» портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, в частности такие интегративные качества как: эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением.

Исследованиями развития эмоционально-личностной сферы детей-дошкольников занимались многие ведущие российские и зарубежные психологи: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже. Те стадиальные изменения в психическом развитии, которые происходят на протяжении детства, необходимо связаны, как справедливо указывал Л. С. Выготский с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребенка. Вместе с тем изучение генезиса человеческих эмоций имеет и весьма важное психолого-педагогическое значение, ибо воспитание детей предполагает не только их обучение определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношения, соответствующего задачам, нравственным нормам, что отражается на общем благополучии ребенка.

А. В. Запорожец считает, что эмоция - это особая форма отражения действительности, при посредстве которой осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.

Леонтьев А. Н. считает, что эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его психические функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом психологического развития детей дошкольного возраста. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. (А. Н. Леонтьев, 1980).

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е. И. Казаковой  (1995—2001). Сопровождение - помощь субъекту в развитии и формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Имеется в виду не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы..  

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы  различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально-личностные задачи. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе театрализованной деятельности происходит  формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность, т.к. участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.     Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают развивать, дозировать и регулировать коммуникабельность, умение вести себя  в условиях социального окружения. 

Этапы работы:

  • Подготовительный;
  • Основной;
  • Заключительный.

Принцип организации воспитательной работы:

  • полнота;
  • системность;
  • возрастная  адресованность;

Направление деятельности:

  • - ребенок и воспитатель;
  • - Ребенок и родители;
  • - Ребенок и ребенок; и тд…

Методы работы:

  • Игровой;
  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический.

Формы работы с детьми:

  • Традиционная (воспитательно - образовательная деятельность:(Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

Дидактические игры с применением картинок; различные виды театров. чтение сказок.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске, платкового и т. д.

Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

  • Тематические праздники;
  • Экскурсии.

Работа с родителями:

  • Консультации;
  • Собрания;
  • Открытые мероприятия с участием родителей;
  • Анкетирование.

Работа с педагогами:

  • Консультации,
  • Открытые показы.

Целевые оринтиры:

Для педагога:

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Для воспитанников:

совершенствование артистических навыков детей;

раскрепощение детей;

работа над речью, интонациями;

коллективные действия. взаимодействия;

привлечение детей к театрализованной деятельности.

Для родителей:

В работе с родителями главной целью было сделать их единомышленниками.

Каждый педагог понимает, что создание и развитие театрализованной деятельности детей дело не простое и не дешевое – это настольный театр, куклы бибабо, декорации, пальчиковый театр, это костюмы для инсценировок и многое другое. Для решения этих вопросов нужно брать в союзники родителей – важно донести до них значимость театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.

Для этого необходимо чаще организовывать детские представления и концерты для родителей, приглашая их к совместному активному участию.

Привлекая внимание родителей к театрализованным играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями.

Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это способствует повышению уровня самоуважения ребенка, помогает ему чувствовать свою значимость в семье.

Ожидаемый результат:                    

  • Сформирован навык использования разных форм взаимодействия между детьми: ребенок -ребенок, ребенок -взрослый.
  • Сформирована диалогическая речь;
  • Сформировано умение импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов в зоне ближайшего развития;
  • Развито представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
  • сформированность личностной сферы обучающихся.

-  формирование адекватной самооценки каждого ребенка, позитивных  черт характера, способствующих взаимопониманию в процессе общения ребенок-ребенок, ребенок-взрослый;

  • повышение у старших дошкольников способности к совместным позитивным действиям в быту и игровой деятельности.

Методическая литература:

  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  •  Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  • Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  • Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.ъ
  • Шипицына Л.М., Защиринская  О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения, развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет), Санкт-Петербург, 1998 г.
  • . Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПБ. ; Речь, 2007
  • . Маралов В. Г. Фралова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников, - М. :- ТЦ Сфера, 2008.-
  • . Сакович Н. А. Практика сказкотерапии:- СПБ. : Речь, 2004.
  • . Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М. :ТЦ Сфера, 2003
  • . Стишенок И. В. Сказка в тренинге- СПБ. : Речь, 2005.
  • . Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. : Академия развития, 1997.
  • . Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М., 1999 г.
  •  Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., Просвещение: Владос, 1995

Перспективно- тематический  план.

месяц

Тема

цель

Сентябрь

«Мы учимся быть актерами».

Воспитывать  любовь к театру, и культуру общения;

 Побуждать к импровизации с  использованием доступных  средств выразительности ( жестов, мимики , движений).

2. « Путешествие в мир театра».

Поддержать  стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки,

 Совершенствовать артистические навыки детей.

октябрь

« В гости к сказкам».

   Воспитывать доброжелательные отношения к друг другу,

Эмоциональную отзывчивость от происходящего;

 Совершенствовать диалогическую речь.

2. «Гуси -Лебеди»

Продолжать  учить  детей пересказывать текст  точно. Последовательно, выразительно.

Продолжать развивать умение детей отгадывать загадки.

ноябрь

« Сказочное путешествие Колобка»

Закрепление  и обобщение знаний детей о сказках.

Активация речевой деятельности детей, совершенствование выразительности речи.

2. «Старая сказка о главном»

Развивать творческие способности детей средствами музыкального искусства.

 Развивать пластику  движения, речи, логическое мышление, воображение.

декабрь

1«Путешествие по зарубежным сказкам «сказочные  красавицы»

Закреплять знания детей о зарубежных сказках ,

Учить произносить  слова  и предложения с интонацией ( вопрос,  удивление , просьба грусть, страх.)

2« Сказочное путешествие с Ежиком»

 Формировать  элементарные математические представления, способность устанавливать простейшие связи между предметами.

январь

1. «Сказка на новый лад «Снежный  колобок».

Создавать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.

 Учить узнавать героев по характерным прихнакам.

2. «Путешествие по сказкам».

 способствовать развитию интереса к театру;

развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке;

способствовать развитию коммуникативных качеств;

вызвать эмоциональный отклик у детей от общения со сказкой;

воспитывать умение договариваться о распределении ролей;

февраль

1 « Попурри  из потешек».

Формировать знания о традициях  русского народа.

Знакомить детей с устным народным творчеством.

Развивать фантазию и воображение.

2 «Красная Шапочка.»

 Развивать познавательные способности детей на материалах детской художественной литературы.

 Продолжать всестороннее развитие  личности.

март

1 «Сказка о глупом мышонке на новый лад.»

 Развивать творческие и музыкальные способности  поощрять детей к участию в театрально- игровой   деятельности.

2 «Происшествие в сказочной стране».

»

формировать устойчивый интерес к играм драматизациям, поощрять самостоятельность в выборе выразительных средств для создания образа.

апрель

1 «Заюшкина Избушка».

 Развивать связную, грамматически правильную монологическую и диалогическую речь. Ее темп и выразительность.

2 «Волк и семеро козлят.»

 Развивать умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку «Волк и семеро козлят» развивать диалогическую речь.

май

«Путешествие в страну Вообразилию»

Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности.

«Петух да  собака»

Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя. Выразительно передавая   диалог действующих лиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность

Материал предназначен для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста. Поможет педагогам и родителям в организации театрализованной деятельности....

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в соврем...

Система работы «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое...

опыт работы «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов. Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дош...