Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста " В краю родном"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галина Михайловна Кабанова

Усвоение детьми духовно-нравственных моделей поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

«В краю родном»

подготовила

Кабанова Галина Михайловна

г.о.Солнечногорск

Цель: 

Усвоение детьми духовно-нравственных моделей поведения.

Помочь детям понять содержания рассказа.

Развивать у детей умение пересказывать текст, с опорой на модели и схемы.

Развивать у детей  умение передавать образ  нетрадиционными техниками изображения.

Задачи:
О.О. Социально-коммуникативное развитие:

Воспитание любви к родному краю, нравственных основ поведения.

Воспитывать ответственность за свои поступки.

Способствовать формированию  экологического сознания.

О.О. Речевое развитие:

Развивать связную речь (умение отвечать на вопросы)

Развивать умение составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания,  умение анализировать, делать умозаключения.

 О.О. Познавательное развитие:

Развивать у дошкольников умение логически мыслить, объяснять, Способствовать развитию психических процессов:  внимания, воображения, зрительной, слуховой памяти и сенсорного восприятия.

Развивать  у ребёнка  интерес к художественному слову.

Способствовать развитию наблюдательности, мышления.

О.О. Художественно-эстетическое развитие:

Закрепление использования нетрадиционных техник рисования.

Умение с помощью изобразительных техник передавать образ белоствольной берёзы.

Развивать умение строить композиции на листе бумаги.

Методы: 

  • словесный – беседа;
  • наглядный – картины, мнемотаблица
  • практический –  продуктивная деятельность;
  • частично-поисковый, проблемный;

Оборудование: мультимедийная установка - использование ИКТ, картина “ Березовая роща”; мнемотаблица; аудиозапись «Звуки леса», классический инструментарий (поднос, гуашевые краски, кисти, баночка с водой, листы тонированной бумаги, влажные салфетки) и неклассический  инструментарий (мятая бумага)

Предварительная работа:

Рассматривание картин художников пейзажистов

Чтение художественных произведений о родной природе В.Бианки «Подкидыш»,  Ф. Льва «Для чего деревьям листья? »

Беседы с детьми о природе.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости
- Давайте поздороваемся. - Здравствуйте! Проходите, садитесь.

Россия! Край  белоствольных  берёз. На Руси всегда любили и почитали красавицу берёзку.  Считали символом нежности и чистоты.

Под сенью берёз писал свои музыкальные произведения великий русский композитор П.И. Чайковский.

Нежностью  наполнены пейзажи  русских  художников  Ивана Шишкина и Исаака Левитана.

Перед вами репродукция картины  И. Левитана «Берёзовая роща». Это одна из лучших работ художника.  Посмотрите,  как  светло и красиво.

Давайте представим, что мы сейчас в этой роще (звучит фонограмма) .

Поэты и писатели так же писали  произведения  о берёзе.        

Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным произведением Георгия Скребицкого, которое называется « Передышка».

- Этот рассказ посвящён красавице берёзке.

Г. Скребицкий к своим произведениям писал стихи.  И вот  с этого стихотворения и начинается его рассказ.

         Она стоит от всех в сторонке,
        Здесь на высоком бугорке.
        Зелёных веток рубашонку
        Полощет в летнем ветерке.
        
        Идя из леса, ребятишки
        Под ней присядут отдохнуть.
        Её прозвали «Передышкой».
        Передохнул — и дальше в путь.

От деревни до ближайшего леса дорога шла через  поле. Идёшь по нему в летний день — солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в её прохладной тени.

Вот и прозвали эту берёзу  «Передышкой».

Ранней весной только пригреет солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год — для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое. А у самой дороги картофельные гряды темнеют.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку испечём».

Вон у самых корней будет  печурка.

Сказано-сделано.

С тех пор ребята приладились у самых корней  берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с берёзы, она жарко горит, тепло и хорошо ребятам.

Так за всю осень всю  кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дыру.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом — и поля и леса — засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем.

Но вот и зима прошла. Наступила весна! Всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

— Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, — говорили в деревне.

А потом однажды приехали   люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним — чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник и говорит:

— У кого ж это,  совести хватило Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

— Ну, — говорит, — что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Только как же её исправить? – спрашивают ребята

— А вот как, — сказал лесник — приходите ко мне осенью в сторожку. Выкопаем мы молодых  берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Давно ребята это было.

А теперь от деревни до леса вся дорога молодыми берёзками обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто  под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

Физкультминутка:

 Руки подняли и покачали это деревья в лесу

Тихо нагнулись, ручки встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны ручки, плавно помашем

Это к нам птицы летят
Как они сядут, мы вам покажем

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Понравился вам рассказ?

-О чём он? (о березке)

-Как прозвали берёзку? («Передышка»)

-А почему? (Все отдыхали у берёзы)

-Что же было дальше?  (Ребята шли из лесу и решили отдохнуть, было холодно и они развели костер между корнями березы, испекли картошку )

 (Ребята повадились разводить костёр у корней берёзы)

-Прошла осень. Наступила зима. Какой стала береза зимой? (Все веточки обледенели, покрылись инеем, берёзке было очень холодно)

– Какой увидели жители деревни березку весной? (Стояла голая, потемневшая, веточки были все сухие)

– А почему березка засохла? ( Ребята сгубили её, жгли костёр у самых корней)

– Что дальше стало с березкой? ( Приехали   люди из деревни и свалили берёзку)

-Кого встретили ребята весной? (Ребята встретили лесника)

-Что сказал лесник? («У кого это хватило совести Передышку сгубить?»)

– А когда говорят « хватило совести» (когда люди совершают плохие поступки или обижают кого-нибудь, а человек этого не заслуживает)

–Ребята сознались в своём поступке?

- Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

– Как они решили исправить ошибку? (Посадили целую берёзовую рощу)

-Можно ли сказать, что ошибка ребят исправлена? (да, они осознали свою ошибку, лесник дал им возможность исправиться)

-Что горько напоминает о  Передышке? (только пенёк)

-Да ребята, природа прекрасна и она украшает нашу жизнь, и относиться к ней надо с любовью и заботой. Порой невоспитанность, и незнание  наносит неисправимый ущерб природе.

- А теперь  давайте попробуем  составить  рассказ о «Передышке», используя  мнемотаблицу. 

(Дети составляют рассказ)

-Молодцы ребята, мне очень понравились ваши рассказы.

Воспитатель: Через века сохранил русский народ душу свою. Откуда всё  лучшее в нас? Может от неба лазурного, от бескрайних полей или от белоствольных берёз? Сейчас мне очень хочется  нарисовать вместе с вами русскую берёзку - символ нашей Родины России.

-Давайте пройдём за столы, садитесь поудобней,  не забывайте про ваши спинки.

-Перед тем как начать творить, давайте  поможем нашим пальчикам, хорошо справится с работой.

Пальчиковая гимнастика “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять,
Вместе весело играть,
Повернулись,
Улыбнулись,
В кулачек вот так свернулись.

Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.
Вращение кистей рук.
Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.
Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Продуктивная деятельность детей

Воспитатель: Посмотрите всё, что вам нужно перед вами, творите!

(дети выполняют работу)

-Посмотрите ребята, какие замечательные работы у вас получились! В своих работах вы передали всю любовь к родной природе, к берёзке.

-Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясен красотой своей планеты. Такой создала ее для нас природа. И мы такой должны ее сохранить.

- А как мы можем её сохранить? (не жечь костров в лесу, не ломать деревья, любить и охранять природу)

 

-Ну а сейчас СЮРПРИЗ! Для вас я приготовила угощения (угощаю детей) И обязательно угостим наших дорогих гостей! (угощаем гостей)

Давайте скажем нашим гостям до свидания!

До свидания!!! А мы продолжим наш день, вас ждёт ещё много интересного.

Список использованной литературы:

  1. «Гении русского пейзажа» Сергиевская Н. И.Донец В. В., Евстратова Е. Н., Издательство: Абрис/ОЛМА, 2019 г.
  2. Духовно-нравственное воспитание дошкольников Бацкалева В.В.,Забегайлова И.В.Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2021 г.

Интернет источники:

1.Виды занятий в ДОУ - основные задачи, этапы и требования организационной деятельности в детском саду: https://nauka.club/podsovet/vidy-zanyatiy-v-dou.html

2.Георгий Скребицкий — Передышка: Рассказ skazki.rustih.rugeorgij-skrebickij-peredyshka/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»

Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми. ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Виртуальная экскурсия по родному городу"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Виртуальная экскурсия по родному городу"...