Понятие словесного искусства, его роль в развитии дошкольников
презентация по художественной литературе

Стаценко Татьяна Петровна

Понятие словесного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slovesnoe_iskusstvo.ppt1005 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие словесного искусства, его роль в развитии дошкольников Подготовила: учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 67» Стаценко Татьяна Петровна

Слайд 2

Термин «словесность» Термин «словесность» в лингвистической литературе трактуется неоднозначно. Обратимся к словарям. Толковый словарь С.И. Ожегова: «Словесность» - художественное литературное творчество и словесный фольклор. Изящная словесность (устарелое название художественной литературы).

Слайд 3

Термин «словесность» «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова словесность определяется так: Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. «Популярный словарь русского языка» дает такое определение: «Словесность - это художественная литература и устное народное творчество, а также совокупность литературных и фольклорных произведений какого-либо народа».

Слайд 4

Термин «словесность» В современной литературной энциклопедии под словесностью понимается совокупность всех текстов, которые находятся в культурном обращении общества. Понятие словесность шире, чем литература, поскольку включает и устную словесность, в том числе фольклор, а также деловую, академическую и другие виды словесности. Эти и другие словари в основном совпадают в формулировке данного понятия.

Слайд 5

Таким образом, строгого различия между терминами словесность и литература нет, можно одинаково употреблять тот и другой. Разница в том, что литература относится к произведениям писанным, а словесность к устным. Устное творчество осуществляет народ: от поколения к поколению, из уст в уста переходят сказки, песни, былины, пословицы -- все то, что можно объединить под названием словесности.

Слайд 6

«Литература» происходит от латинского слова litera, которое означает буква, письмо, написание, а отсюда следует, что литература - словесное творчество, запечатленное, закрепленное в письме. Таким образом, «словесность» или словесное искусство - это художественная литература и фольклор.

Слайд 7

Литература - Литература - наиболее доступный и действенный в воспитательном отношении вид искусства. В литературном произведении слово выступает в тесном единстве его образной и понятийной сторон. Именно эта особенность словесного искусства расширяет возможности предмета литературы по сравнению с другими видами искусства.

Слайд 8

С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив.

Слайд 9

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Слайд 10

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи.

Слайд 11

В работе с детьми активно используются малые фольклорные жанры: приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасить значимость того или иного момента жизни ребенка, пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста.

Слайд 12

Обращенные к детям пословицы могут им внушить некоторые правила поведения. Сказки самый любимый детьми вид народного творчества. Народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям.

Слайд 13

При ознакомлении с произведениями словесности отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного вкуса ребенка. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа.

Слайд 14

Таким образом, словесное искусство помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Слайд 15

Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве Олицетворение — Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых. Эпитет — «румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Роль культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольника"

В эссе раскрывается роль культуры и    искусства в социально-личностном     развитии дошкольника , показан опыт д/с №3 "Незабудка" г. Протвино в использовании этнокультурног...

Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи детей 4-5 лет

Очень важно проводить артикуляционную гимнастику, которая подготовит артикуляционный аппарат малыша к овладению звуками речи. Такая гимнастика обычно проводится на начальном этапе работы. Она нужна дл...

Презентация: "Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников"

В данном проекте раскрыта роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников. Какое значение имеет в жизни ребенка  искусство и как помогает ему адаптироваться в социуме, его влиянии на ...

Роль синтеза искусств в эмоционально-речевом развитии дошкольника.

РОЛЬ СИНТЕЗА ИСКУССТВ В ЭМОЦИОНАЛЬНО - РЕЧЕВОМРАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.Феномен отождествления музыкального и цветового восприятия.То, что без музыки наша жизнь была бы гораздо бледней в эмоциональном план...

Проект Тема: «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».

     Проект.  Тема: «Роль искусства в социально- личностном  развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятель...

Консультация для родителей "Искусство Оригами и его роль в развитии дошкольника"

ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также...

Консультация для родителей «Искусство Оригами и его роль в развитии дошкольника»

Консультация для родителей«Искусство Оригами и его роль в развитии дошкольника»...