перспективный план по литературе
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)

Махлай Ирина Владимировна

Перспективный план по художественной литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Приложение № 8 )                                                                                                                             

Перспективный план образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Образовательная деятельность  «Чтение художественной литературы»                                                                                                                     в подготовительной группе №6 для детей с ТНР (6-7 лет)                                                                                                                                                         на 2022-2023 учебный год

Месяц

Чтение литературы по лексическим темам

Региональный компонент

Устное народное творчество

Знакомство с детскими писателями                  Русские народные сказки

Сентябрь

1 - 3 неделя:                                                                   Чтение стихотворения «Дом под крышей голубой»  В.Орлов. Хрестоматия для дошкольников  С.Д.Томилина стр.530                      Чтение рассказа «Жизнь в облаках» Н. Сладков Хрестоматия для дошкольников  С.Д.Томилина стр.534                                                                                   Чтение рассказа «До первого дождя» В. Осеевой

Разучивание стихотворения «Осень»                                   М. Садовского. Рабочая программа стр.24

Чтение стихотворения «Огородники» Л.Некрасова. Рабочая программа стр.32

 4 неделя: «Наш любимый город Ставрополь» «Малая Родина»                                                            Цель: знакомство с творчеством ставропольского поэта А.Екимцева.  Совершенствовать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на  картинки.
                                     
                                     

Заучивание стихотворения  «Я живу на Ставрополье»   Саша Гревцев                                         Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая гордость, нежность, любовь к малой Родине.
                                         

Знакомство со Ставропольскими писателями

Кашпуров И.В.

Чтение стихов   «Ставрополье»                                             «Степь» 

Разучивание пословиц о дружбе:                                  «Друг познается в беде»

 «Нет друга – ищи, а нашел – береги»

Пословицы и поговорки о Родине

Потешки «Полная хрестоматия для дошкольников С.Д.Томилова стр.393                             «Из-за леса, леса темного»                                     «Туча с громом сговорились»

Октябрь

1 неделя: «Хлеб»                                               «Ставрополье  -  хлеборобная земля»                    Чтение стихотворения «Пекари»                                      Хрестоматия по худ. литер.  Н.В.Нищева стр.181    Цель: Познакомить детей со стихотворением. Воспитывать понимание важности профессии - пекарь.

                                                                   Заучивание стихотворения «Каравай» Хрестоматия по Х.Л. Н.В.Нищева стр.181                             Цель: Формировать умение
выразительно декламировать стих. Обогащать словарь детей по теме – хлеб, за счёт слов, встречающихся в стихотворении.

 
                                         

2 неделя: «Неделя безопасности»                            «Осень. Грибы. Ягоды»                                                                                                                                                                      

Чтение рассказа «Война грибов» В.Даль Хрестоматия по Х.Л. Н.В.Нищева стр.242                  Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.

Заучивание стихотворения «Осень» Н.В.Нищева Рабочая программа стр.72                                               Цель: Помочь запомнить стихотворение. Формировать умение выразительно декламировать стихи.

3 неделя: «Уголок природы в детском саду» «Аквариум»                                                               Заучивание стихотворения «О бальзамине»           Е. Благинина. Рабочая программа стр.76                       Цель: Помочь запомнить стихотворение. Формировать умение выразительно декламировать стихи.

Чтение стихотворения «Алоэ» Б.Заходер. Рабочая программа стр.79

Чтение стихотворения  «Филлокактус» (декабрист)   Хрестоматия по Х.Л. Н.В.Нищева стр. 301

Чтение рассказа «Добрая раковина» С. Воронин  Хрестоматия по Х.Л. Н.В.Нищева стр. 301                                         

4 неделя: «Труд взрослых. Собираем урожай овощей и фруктов»                                                             Чтение рассказа К.Ушинского «История одной яблоньки» Хрестоматия по Х.Л. Н.В.Нищева стр.216                                                                                Цель: Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания текста, развивать
поэтический слух.

«Ставрополье  -  хлеборобная земля»

Чтение стихотворения Ставропольского поэта                  В.Бутенко                               «Наш раздольный край» Методическое пособие «Цвети и славься, город мой любимый! стр.35 

Чтение стихотворения Ставропольского поэта                  И. В. Кашпуров                «Моя родина – Ставрополье»

«Ставропольская осень»

Чтение стихотворения  «Полёт багряного листа» Александр Екимцев.

«Труд на полях и в садах Ставрополья»          Чтение стихотворения                                    «Мой Ставрополь,                      ты – город – сад! Методическое пособие «Цвети и славься, город мой любимый! стр. 18 

*Малые формы фольклора.

«Без труда – не вытащишь и рыбки из пруда». Знакомство с пословицами о труде и лени

Перевертыши и небылицы русского народа «Полная хрестоматия для дошкольников стр.401-402

«Наша Маша была вежливая….»  

Русская народная потешка «Ваня, Ваня, где ты был?» Хрестоматия по Х.Л. Н.В.Нищева стр.237                                            

Русская народная сказка «Сивка – Бурка» Хрестоматия по Х.Л.  Н.В.Нищева стр.182 

 

 

Загадывание загадок о комнатных растениях. Рабочая программа стр.79

Русская народная сказка «Мужик и медведь» Хрестоматия по Х.Л.  Н.В.Нищева стр.16  

   

Русская народная сказка «Серебрянное блюдце и наливное яблочко» Хрестоматия по Х.Л.  Н.В.Нищева стр.217                                    

Ноябрь

Декабрь

1 неделя: Творческие каникулы

2 неделя: «Поздняя осень. Лиственные и хвойные деревья и кустарники»

Чтение рассказа «Спор деревьев» К.Ушинский  Хрестоматия по Х.Л. Н.В.Нищева стр.210                   Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.
Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания текста, развивать
поэтический слух.                                                          

 Заучивание стихотворение стихотворения «Калинушка» Ф.Петров Хрестоматия по Х.Л. Н.В.Нищева стр.211                                                      Цель: Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания текста, развивать
поэтический слух.
                                 

3 неделя «Наши добрые дела» «Уход за домашними животными и птицами»                      Чтение рассказа «Бодливая корова» «Играющие собачки» К.Ушинский Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.243                                             Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.
                                 

4 неделя: «Семья День матери»      «Декаративно - прикладное  искусство»       Чтение стихотворения «Разговор о маме»                   Нина Саконская. Хрестоматия в подготовительной группе стр.110                                                            Заучивание стихотворения «С праздником….»  Марина  Дружинина.  Хрестоматия в подготовительной группе стр.113                                      Цель: Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, на красоту и выразительность произведения, прививать
любовь к родному языку. Помочь запомнить стихотворение. Формировать умение выразительно декламировать стихи
                                 

1 неделя: «Одежда. Обувь. Головные уборы» Чтение сказки «Храбрый портняжка»                                    Я. И В. Гримм Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.250                                                                               Цель: Обучать пересказу рассказов с изменением лица рассказчика. Закреплять умение последовательно и выразительно передавать
небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.

Чтение стихотворения «Тупоносые братишки» Я. Аким Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.254

 

                         

«Леса Ставрополья»

Чтение стихотворения

«Лес в карман, поля в карман»                            Александр Екимцев       

Чтение стихотворения «Люблю я русскую природу…»                              Алина Ковалева

«Животноводство и птицеводство Ставрополья»

Чтение стихотворения

 «Гуси»                                           Иван Васильевич Кашпуров 

«Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. Художники Ставрополья»

Национальности Ставрополья. Национальные костюмы Ставропольского края.

Чтение стихотворения «Ставропольский наш край горами славиться,…» Методическое пособие «Цвети и славься, город мой любимый! стр.42

*«Наши любимые загадки».    Знакомство детей с видами загадок: загадки-обманки, загадки-рифмовки, народные загадки.

Игры: «Отгадай загадку и найди отгадку»,                      «Придумай загадку» (по схеме),                       «Отгадай и сравни загадки»

Переклички русского народа «Полная хрестоматия для дошкольников стр.399 «Иван, скажи моей лошадки, «тпру»…                             «Тебе поклон послали»   

Чтение сказки О.Иваненко «Спокойной ночи» Книга для воспитателей «Четыре времени года»

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.89                                      

Русская народная сказка «Жихарка» Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.93    

Скороговорки про одежду. Ознакомление детей с русским народным творчеством И.А.Бойчук стр.164                                                    

Песенки, потешки. Ознакомление детей с русским народным творчеством И.А.Бойчук стр.166                                                     

Отгадывание загадок.  Ознакомление детей с русским народным творчеством И.А.Бойчук стр.165                                                     

Декабрь

2 неделя: «Зима. Зимующие птицы Ставрополья»                                                                   Чтение стихотворения «Зимнее утро»  А.С.Пушкин Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.258                                                                                Цель:  Закреплять знания детей об изменениях в  природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания текста, развивать
поэтический слух.
                                                                                                                                                           Чтение сказки
«Госпожа Метелица» Я. Аким Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.261       Цель:  Закреплять умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст. Учить понимать и оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.
                     

3 неделя: «Мир предметов, техники, механизмов» Бытовая техника» 

4 неделя:  «Народная культура и традиции»       «Посуда. Материал, из которого  сделана посуда»                                                            

Чтение рассказа «Русский самовар» Ознакомление детей с русским народным творчеством И.А.Бойчук стр.411                                    Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст. Развивать умение
отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Заучивание стихотворения «Машина каша» Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.271                   Цель: Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, на красоту и выразительность произведения, прививать
любовь к родному языку. Помочь запомнить стихотворение. Формировать умение выразительно декламировать стихи.

5 неделя:
                                                                      Творческие каникулы 26.12.22-30.12.22

 «Зимующие птицы Ставрополья»

Чтение стихотворения о зимующих птицах                                        «Зима в Ставрополье» Алексей Ловянников

Чтение сказки «Мороз Иванович» В.Одоевский  Хрестоматия в подготовительной группе стр.24                                                            

Песенки, прибаутки, потешки о Зиме. Ознакомление детей с русским народным творчеством И.А.Бойчук стр.166

Слушание русской народной песни «Ой ты русская метелица»   Ознакомление детей с русским народным творчеством И.А.Бойчук стр.133                                                                                 

Чтение частушек                                                         «Ставь-ка, мамка, самовар….» Ознакомление детей с русским народным творчеством И.А.Бойчук стр.413

Чтение сказки «Горшочек каши» Г.Х.Андерсен Хрестоматия по Х.Л. стр. 68

Январь

Праздничные дни 01.01-08.01                                                                                                

2 неделя: «Неделя игры. Зимние виды спорта. Спортсмены Ставрополья» Заучивание стихотворения «Легкая атлетика» В. Пахомовой

                                                                                                           3 неделя: «Неделя творчества»  «Профессии. Орудия труда, инструменты»                                                 

Чтение и заучивание отрывка стихотворения «Кем быть?» В. Маяковского                             Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.114                  Цель: Познакомить детей со стихотворением.
Воспитывать понимание важности любой профессии. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Чтение стихотворения
 «Лучше дела не найти» А.Шибаев. Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.293  

4 неделя: «Неделя познания. Наша родина Россия»                                                                                

Чтение рассказа «Наше Отечество» (по К.Ушинскому) Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.310                                                                              Цель: Совершенствовать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.
 

Разучивание стихотворения «Я - гражданин России» Н. Кнушевицкая. Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр.311                                                      Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает
разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая гордость, нежность, любовь к Родине.
Воспитывать нравственные качества: доброту, понимание, отзывчивость

«Спортсмены Ставрополья»

«История города Ставрополя в архитектурных памятниках»

Национальности Ставропольского края

Колыбельные песни. Их назначение. Прослушивание различных колыбельных песен.

Чтение русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников Хрестоматия в подготовительной группе стр.10                                                          

Заучивание потешки «Тень-тень-потетень…».

Разыгрывание потешки                               «Тень-тень-потетень» с помощью кукольного театра.

Февраль

1 неделя: «Искусство и культура» «Устное народное творчество»

2 неделя: «Путешествие по странам и континентам. Животные Севера и Жарких стран»                                                                                 Чтение рассказа «Слон» Л. Толстой  Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр. 297                                        Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст. Развивать умение
отвечать на вопросы по содержанию произведения.

3 неделя: «Защитники Отечества» «Военные профессии»                                                                    Чтение и заучивание стихотворения «Я хотел бы стать солдатом»  Н. Кнушевицкая Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр. 130                                         Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая гордость за свою армию, нежность, любовь к Родине.
Воспитывать нравственные качества: доброту, понимание, отзывчивость.

                                                                                                                      4 неделя: «Путешествие в прошлое и будущее на машине времени.  «Красная книга России. Дикие животные»                                                              Чтение рассказа «Белый медведь»  Животные России. Красная книга. Стр.36                                       Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

 «Театры Ставрополья»

«Ставропольский зоопарк»                                  Чтение стихотворения «Почему мне нравится слон»  А. Милн

                                                   

«Выдающиеся люди Ставрополья»

Ставропольский краеведческий музей

Перевертыши и небылицы русского народа «Полная хрестоматия для дошкольников стр.403

«Рано утром, вечерком…»   «Из-за леса, из-за гор….»

Март

1 неделя: Творческие каникулы                                                                                                                                                                                                              2 неделя:  «Международный женский день» «Ранняя весна. Первоцветы»                                   Чтение стихотворения «Весенние воды»            Ф. Тютчев Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева стр. 304

Заучивание стихотворения «Самая лучшая мама» В. Борисов Хрестоматия для подготовительной группы стр.111                              Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая гордость, нежность, любовь к маме.                                

3 неделя: «Мальчики и девочки» «ЗОЖ»

Чтение рассказа «Как растет человек»  Елена Улаева стр. 41                                                                     Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Чтение рассказа «Как заботится о своем здоровье»  Елена Улаева стр. 28                                      Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

4  неделя: «Весна пришла.  Перелетные птицы»                                                                                      Чтение рассказа «Гнездо» И.С.Соколов-Микитов стр.586 «Полная хрестоматия для дошкольников» Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.                                          

Чтение стихотворения «Цапли»  В.Орлов стр. 588 «Полная хрестоматия для дошкольников»     Чтения загадок о перелетных птицах.                                                                                                                            

5 неделя: «Неделя книги.  Знакомство с поэтами и писателями Ставропольского края»

 Цветущие клумбы. Бульвары и скверы Ставрополья.

Чтение стихов «Ландыш», «Фиалка»             Е. Серова Хрестоматия для подготовительной группы стр.75

Писатели Ставрополья. А. Е. Екимцев,                                      И. В. Кашпуров,                                               В. Н. Милославская Библиотеки Ставрополья.

«Я и моя семья»

«Красная книга- птицы Ставрополья»

Библиотеки Ставрополья                        «Поэты и писателями Ставропольского края»

* Знакомство с понятием «скороговорка». Заучивание скороговорки «Ехал Грека через реку…». 

Чтение русской народной сказки «Мальчик с пальчик» Хрестоматия в подготовительной группе стр.5    

Заклички русского народа «Полная хрестоматия для дошкольников стр. 389, стр. 392                                                                      «Солнышко, обогрей…»                                              «Радуга – дуга»

Апрель

1 неделя:  «Неделя здоровья. Продукты питания» 

2 неделя: «Космос.  Космические просторы»                    

 Чтение стихотворения «В полет» Г.Бойко                    стр. 180 Хрестоматия по Х.Л. Н.В. Нищева                                Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая гордость за свою Родину.

Чтение сказки «Почему луна все время разная?»                                                                             Е. Ульева  Энциклопедия в сказках стр. 58                                                                                                                                             

3 неделя: «Международный день Земли. Сохраним Зеленый мир (растения леса, луга, сада)                                                                                   Чтение рассказа  «Золотой луг» М.Пришвин стр.572  «Полная хрестоматия для дошкольников»    

Цель: Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст с опорой на картинки.
Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.                                                                  

4 неделя: «Единство и дружба народов планеты Земля. Сохраним животный мир рек, морей и океанов»                                                                                                                                                                                             

 Путешествие на  молокозавод  Ставрополья.

Космонавты, прославившие Ставрополье.                                                        

Ставропольские луга и степи.

Ставропольские реки и озера.

 Переклички русского народа «Полная хрестоматия для дошкольников стр.399                          «Собака, что ты лаешь?»                        «Здорово, кума…»

Пословицы и поговорки «Полная хрестоматия для дошкольников стр.410 «О труде и лени»   «О поведении»

Придумай сказки по пословице                          «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок». Толкование пословицы.

Май

1 неделя    «9 Мая. День Победы»                                                                                                                          Чтение и заучивание  стихотворений о войне «День Победы» Белозеров Т.                                          «Нет войны» С. Михалков                                                                                                                                                      Чтение рассказов о войне. В. Осеева «Андрейка» К.Паустовский «Стальное колечко»

2 неделя «Опыты и эксперименты. Насекомые»                                                                   Чтение рассказа Г. Снегирева «Жук» «Полная хрестоматия для дошкольников» стр590

Чтение сказки «Почему у бабочек такие крылья?» Е. Ульева  Энциклопедия в сказках стр. 46

3 неделя:  «Права ребенка. Основы безопасности. Транспорт»                                                                      

4 неделя: «Скоро в школу. Школьные принадлежности»

5 неделя: «Повторение и закрепление  материала»                                              

                                                                                                                                             

«Герои войны никогда не забудутся - их именами названы улицы!»

Школы Ставрополья

Прибаутки русского народа Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. О.М.Ельцова стр.35

«Полная хрестоматия для дошкольников стр.395 «Летел кулик»   «Ой, зачем ты, жаворонок…»

Загадки «Полная хрестоматия для дошкольников стр.406

«О растениях»                                                                    «О временах года»

Считалки «Полная хрестоматия для дошкольников стр.415

Скороговорки «Полная хрестоматия для дошкольников стр.417


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу  в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План ...

Перспективный план по образовательной области «Чтение художественной литературы»

Перспективный план по ФГТ (Образовательная область "Чтение художественной литературы") для 1 мл. гр....

Перспективный план по образовательной области «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа

Перспективный план по образовательной области "Чтение художественной литературы" во 2 мл.гр. с учётом ФГТ и "Календаря жизни ДОУ"....

Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование  нрав...

Перспективный план Художественная литература Средняя группа

Перспективный план Художественная литература Средняя группа...

Перспективный план работы. "Литература и фольклор" младшая гр.

знакомство с литературой и фольклором в гр.раннего возраста...