Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Огирева Людмила Валентиновна

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу  в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План построен с учетом возрастных возможностей детей, начиная с 3-4 лет и до 6-7 лет. Так же даются краткие методические рекомендации по работе с текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_oznakomleniya_s_hud.lit_..doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по

 ознакомлению с художественной литературой, способствующей формированию нравственных, этических представлений, норм поведения в быту для детей с недостатками слуха в разных возрастных группах.

Учебно-

возраст.

период      

       календ-я

     дата

Название произведения

Цель

Новые слова

Подготовительная

работа

Методические указания к работе с художественными произведениями

группа

2-го года обучения

сентябрь - ноябрь

«Молодец Вова»

Показать, что нужно уметь терпеть боль, не следует плакать и жаловаться.

Не плачет, побежал (усвоить новую форму слов), что случилось? (понимать в констексте).

За несколько дней до чтения проверить понимают ли дети слова упал, молодец, плачет.

Сначала педагог проводит инсценированный рассказ.

После падения Вовы разыгрывается сцена «У врача» (ее нет в рассказе). В конце все дети хвалят Вову: «Молодец, больно, но он терпит».

После инсценировки дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы по картинкам, педагог еще раз читает рассказ.

В быту закрепляются слова потерпи, не плачь, молодец.

«Котёнок»

Научить правильному, ласковому обращению с домашними животными.

Гладит, любит (понимать), кормит (усвоить).

К моменту чтения дети должны знать  слово кот, понимать слова спит, ест, кормит, играет.

Инсценированный рассказ педагога. Чтение рассказа педагогом. На следующий день – чтение рассказа, ответы детей на вопросы педагога, дети пользуются текстом.

Через 2-3 месяца рассказ следует перечитать.

«Нашёл бант»

Воспитывать готовность помогать товарищам.

Потеряла (понимать), ищи, нашёл, спасибо (усвоить).

Перед чтением рассказа провести игру, в процессе которой дети учатся понимать слова ищи, нашёл.

После инсценировки рассказа педагогом дети драматизируют рассказ под его руководством. Игровые действия обязательно должны сопровождаться речью: «Ляля потеряла бант. Я ищу бант. Бант под столом. Нет банта. Возьми бант. Спасибо».

«Ломать нельзя»

Воспитывать бережное отношение к сделанному товарищами.

Сломал, плохо, стыдно (усвоить), построили (понимать).

К моменту чтения рассказа дети должны понимать и выполнять поручения с глаголом построй (дом, забор), знать слово плохо и понимать слово нельзя.

После инсценировки рассказа дети рассматривают картинки. На следующий день снова осуществляется повторное чтение рассказа и разбор по вопросам. Слова сломал и стыдно закрепляются в процессе общения.

декабрь-февраль

март – май

группа

3-го года обучения

сентябрь- ноябрь

«Всех угостила»

Воспитывать у детей привычку делиться с товарищами, угощать их, показать как должны себя вести те, кто угощает, и те, кто принимает угощение.  

Угости, можно угостить.

Дети должны понимать слова бабушка, ребята, конфета. На занятии по лепке слепить с детьми конфеты и завернуть их в цветные бумажки.

В быту и игре нужно давать детям поручения со словом угости, учить их пользоваться словом угостила, показать, что это не то же самое, что дала, и относится только к пище.

«Мы строим дом»

Показать привлекательность дружной, совместной работы, игры.

Песок, дружно (понимать).

Используя картинки и игрушки педагог вместе с детьми проговаривает слова стена, крыша, забор, ворота, строить.

Педагог вместе с детьми на прогулке строят из песка дом, забор. Воспитатель часто повторяет ребятам слово дружно, подчеркивает, как это приятно и весело работать дружно, вот и постройка получилась хорошая, потому что работали дружно.

«Умный бобик»

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, показать детям, что собака может быть и умной, и доброй.

Забыла (в значении оставила), принеси (усвоить), принёс (понимать в данном контексте).

Повторить слово забыла в значении «не вспомнила».

Инсценированное чтение педагогом, беседа с детьми, вопросы.

«Новая девочка»

Показать, как нужно встречать детей, впервые пришедших в группу, пробудить чувство доброжелательного отношения к сверстникам.

Новая (в значении «впервые пришедшая, увиденная»), аквариум (понимать).

Вспомнить и уточнить словосочетание «детский сад», уточнить слово новая (сравнить одни и те же предметы - новые и старые).

Инсценировка начала рассказа педагогом, чтение рассказа, беседа по содержанию. После неоднократного чтения можно предложить детям драматизировать.

«Спасибо, ребята!»

Воспитывать в детях готовность помогать старшим.

Устала (усвоить), тяжёлая, рассыпались, собирают (понимать в данном контексте).

Инсценирование, чтение рассказа, беседа.

«Нельзя шуметь»

Научить детей тихо вести себя, когда рядом кто-то спит или отдыхает, воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к другому.

Шум, громко, тихо (усвоить), разбудил (понимать), нельзя шуметь, выключил телевизор, на цыпочках, говорить шёпотом (понимать ).

Педагог показывает как говорить тихо, ходить на цыпочках.

«Нельзя бросать друзей»

«Добрая внучка»

Закрепить в сознании детей главную заповедь дружбы: нельзя бросать друзей.

Воспитывать у детей чувство участия и готовность помочь пожилым людям, в том числе и чужим.

Извини, виновата, больше не буду (закрепить).

Очки, скучно (усвоить).

За 2-3 дня до чтения рассказа нужно вспомнить слово оставила в значении «бросила, забыла». Перечитать рассказ «Умный бобик».

Дети должны понимать слова разбил, дедушка.

Для закрепления прочитанного в течение нескольких дней следует возвращаться к рассказу: читать его, выполнять упражнения и проводить игры на заданную тему. Можно провести беседу по картинкам рассказа.

После прочтения рассказа поговорить с детьми о том, как ещё можно помочь дедушке, бабушке (накрыть на стол, подмести пол, убрать постель и т.д.)

«Будет чисто в доме»

Воспитывать привычку и умение убирать в комнате.

Порядок, быстро, чисто, убери (усвоить), протру, выбью (понимать в данном контексте), убери, уберу, убирать (понимать).

Объяснить детям слово беспорядок, используя иллюстрации.

«Кукле холодно»

Приучать детей быть внимательными к другим, закреплять умение одеваться в соответствии с погодой.

Подготовить несколько картинок с изображением детей, одетых не по сезону.

Задание с картинками (дети находят «ошибки» в одежде) следует выполнять шутливо, чтобы дети почувствовали юмор в таком несоответствии.

«Репка» - сказка

Показать, что вместе любое дело спорится, а по одному нет.

Дружно, вместе.

Инсценированное чтение рассказа педагогом, повторный показ на фланелеграфе, драматизация сказки детьми.

декабрь – февраль

«Кормушка»

«Чашка»

Довести до сознания детей, что птицы, звери, природа – часть нашей жизни, что их нужно охранять, заботиться.

Показать детям, что очень стыдно, нехорошо сваливать свою вину на других.

Голодные, сыты, кормушка (усвоить; показать, что слово кормушка – производное от слова корм), зёрна, крошки (понимать).

Правда, неправда, разбил, ругал (понимать), виноват, стыдно (закрепить), спросил, заплакал (обратить внимание на новые формы слов)

Беседа с детьми перед чтением рассказа о птицах. Изготовить макет кормушки, приготовить зёрна.

Вечером накануне перечитать рассказы «Нельзя бросать друзей», «Шалун». В поручениях проверить понимание слова спроси, ввести новую форму спросил.

На занятиях по изодеятельности дать задание детям нарисовать кормушку и птиц.

Целесообразно написать рассказ на доске и в процессе показа обращать внимание детей на соответствующие предложения из текста.

В процессе инсценирования слова ругал, неправда, стыдно дети прочитывают или повторяют сопряжено с рассказчиком.

После чтения дети отвечают на вопросы и дают краткие пояснения к каждой картинке.

«Уборка»

Воспитывать трудовые навыки, закреплять интерес к бытовому труду, привычку помогать старшим.

До чтения рассказа проводятся занятия по труду, на которых дети выполняют поручения: «Сложи игрушки», «Вытри пыль», «Полей цветы» и т.п.

После чтения рассказа проводится беседа с детьми о том как нужно помогать маме, бабушке.

«Колобок» - сказка

Подвести детей к тому, что надо слушать старших, что хвастаться нехорошо.

Хвастался, хитрая, глупый (понимать)

Изготовление масок для драматизации сказки.

март-май

«Мама спит»

«Поссорились»

«Девочка чумазая»

Научить детей правильно вести себя, когда рядом кто-нибудь спит или отдыхает.

Показать, что ссоры мешают игре, что быть ссоре плохо, приучать детей делиться друг с другом игрушками, уступать друг другу.

Воспитывать аккуратность, умение следить за чистотой своего тела, своевременно мыть руки и лицо.

На работе, разбудили, легла (понимать в данном контексте)

Гараж, поссорились (понимать), не дам (усвоить новую форму слова).

Загорать, мочалка, пятки.

Вечером накануне перечитать рассказ «Нельзя шуметь».

Рассматривание картинок из книги «Читаю сам» (1 часть) с.94,95.

Подготовить необходимые атрибуты для инсценировки стихотворения. (кукла, мочалка, мыло, полотенце, ванна).

Инсценированное чтение, вопросы к детям.

«Теремок» - сказка

Воспитывать сочувствие, сопереживание к ближним, показать, что вместе жить веселей, что необдуманный поступок одного может разрушить дружбу многих.

Теремок (дом), звери,страшный.

Инсценированный рассказ, вопросы к детям, повторный показ сказки на фланелеграфе.

На следующий день драматизация сказки детьми.

группа

 4 года обучения

сентябрь-ноябрь

«Помогли дедушке»

Воспитывать в детях готовность помогать старшим.

Устал (усвоить).

«Вместе легче».

Подвести детей к мысли, что вместе можно сделать то, что не под силу одному.

Тачка, доски, вдвоём (понимать в данном контексте), забор, тяжело, легко (усвоить).

За день-два до чтения рассказа нужно провести с детьми занятие, на котором детям дать представление о том, что тяжело и что легко. (различные вещи)

После чтения предложить детям по очереди описать все картинки, включив в рассказ слова помогает, помоги.

«Перенесла»

Показать, что старшая сестра должна заботиться о младшей.

К моменту чтения дети должны знать слово перенесла.

Инсценированное чтение рассказа педагогом, беседа по вопросам, драматизация рассказа детьми.

При выполнении поручений в игре и в быту дети должны уяснить разницу между словами принеси и перенеси.

«Теремок» - сказка

Воспитывать сочувствие, сопереживание к ближним, показать, что вместе жить веселей, что необдуманный поступок одного может разрушить дружбу многих

Теремок (дом), звери, страшный.

Инсценированный рассказ, вопросы к детям, повторный показ сказки на фланелеграфе.

На следующий день драматизация сказки детьми.

декабрь – февраль

«Вдвоём не страшно»

Воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.

Оглянулся, испугалась.

Чтение с элементами инсценировки, беседа.

«Сам сказал»

Приучать детей быть аккуратными, не разбрасывать игрушки, воспитывать сознательную готовность признать свою вину, исправить ошибку.

Разбросал (усвоить)

Инсценированное чтение, вопросы по тексту.

«День ремонта»

«Что же делать?»

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, чувство привязанности, развивать трудовые навыки.

Воспитывать дружеские отношения к товарищам, умение делиться игрушками, помогать друг другу.

Ремонтировать, чинить (понимать)

Строить, коробка.

На прогулке обратить внимание детей на вывеску «Ремонт», закрепить это слово, расширяя сферу его употребления, показать, что ремонтируют не только игрушки.

Инсценированный рассказ. Повторное чтение рассказа педагогом, беседа по содержанию рассказа.

март-май

группа

5-го года обучения

сентябрь-ноябрь

«Самостоятельная Люся»

Воспитывать в детях самостоятельность.

Молния, помощница (понимать).

После чтения рассказа на следующий день проводится беседа по вопросам, анализируется как дети в группе владеют навыками самообслуживания.

«Большая уборка».

Воспитывать трудовые навыки, закреплять интерес к бытовому труду, привычку помогать старшим.

Уборка (понимать)

Подготовить предметы, которыми пользуются при уборке (тряпка, таз, щетка, мыло, фартук), а так же предметы нуждающиеся в мытье (посуда, игрушки).

После чтения организовать коллективную уборку группы. Потом нужно поговорить с детьми на эту тему, порадоваться вместе с ними порядку и чистоте.

«Быть плохим или хорошим?»

Воспитывать у детей умение разграничивать плохие и хорошие поступки.

Упрямый (понимать).

Инсценированный рассказ, беседа по вопросам.

«У куклы день рождения»

«Хозяин и гость»

Дать детям представление о том, как нужно принимать гостей и вести себя в гостях.

Воспитывать в детях доброту, правила гостеприимства.

Гости, день рождения, угостить (закрепить).

Гость - знать в словосочетании прийти в гости.

Подготовить подарки кукле.(Дети самостоятельно).

Перед чтением познакомить ребят с основными правилами гостеприимства.

Чтение рассказа, инсценировка.

Для закрепления материала желательно провести с детьми беседу о том, что можно подарить маме, папе, сестре, бабушке. Нужно помнить, как следует дарить подарки, как принимать и благодарить за них.

После чтения рассказа организовать сюжетную игру «Пришёл гость» или «К нам пришли гости». В ходе игры помочь детям придумать различные ситуации, требующие проявления гостеприимства.

«Кто потерял?»

Воспитывать в детях честность, чувство долга, сочувствие другим.

Потерял, нашёл (усвоить).

«Маме стыдно»

Учить детей делиться с другими, помнить не только о себе, нельзя быть жадным, формировать чувство ответственности за свои поступки.

Объяснить значение слов попробуй, угости, опустила (голову).

Инсценированный рассказ, беседа по содержанию текста

«Три поросёнка» - сказка

Воспитывать храбрость, смелость, умение помогать в трудную минуту своим друзьям, показать, что хвастаться – плохо.

Солома, хворост, камни, трусливый, храбрый (понимать в данном контексте).

Подготовить атрибуты к драматизации сказки.

Инсценированный рассказ, беседа, драматизация сказки.

декабрь – февраль

«Птицам завтрак»

Воспитывать бережное отношение к живой природе – птицам. Заботливо к ним относиться, особенно зимой, когда им холодно и голодно.

Голоден, голодна, сыт (усвоить).

С начала зимы с детьми кормить птиц.

Повторить слова собери и насыпь.

Чтение рассказа, беседа по содержанию текста, рассматривание картинки в книге и её описание детьми, затем составление рассказа детьми по картинке. Педагог записывает его на доске, прочтение рассказа детьми.

«Печенье для всех»

Воспитывать внимательное отношение к близким, готовность делиться с ними.

Инсценированное чтение рассказа педагогом, беседа драматизация детьми.

«Возьми что хочешь»

Воспитывать заботливое отношение к окружающим, чтобы эта забота стала нормой поведения детей.

Чтение рассказа, драматизация детьми, на следующий день беседа по вопросам, уточнить понимание детьми смысла рассказа.

«Кот, петух, лиса» - сказка

Воспитывать  чувство ответственности за другого, показать пример дружбы, непослушание это плохо.

Чтение рассказа, драматизация детьми, на следующий день беседа по вопросам, уточнить понимание детьми смысла рассказа.

март – май

«На улице играть опасно»

Знакомить детей с правилами поведения на улице.

Опасно (усвоить).

Дети должны знать слова тротуар, дорога, милиционер

(полицейский).

«Мамины помощники»

Пробудить у детей желание выполнять посильную работу, воспитывать в них готовность помогать старшим.

Чтение, драматизация детьми, глаголы, обозначающие перечисленные действия, записать на доске. Дети, отвечая на вопрос, используют эту запись.

«Жадный Вова»

Показать, что жадность недостойна человека, что жадный человек смешон.

Тихонько (понимать в контексте).

Перед чтением вспомнить в каких случаях употребляются слова жадный, угостить.

Инсценированный рассказ педагога, беседа по содержанию, драматизация рассказа  детьми

«Красная шапочка»

«Хороший товарищ»

Подвести детей к тому, что в жизни тоже бывают злые и добрые люди, нужно слушаться близких старших и тогда всё будет хорошо.

Показать пример настоящей дружбы, осудить ребят, бросивших товарища.

Горшочек. (понимать)

Прятки (усвоить).

Инсценированный рассказ педагога, драматизация сказки детьми, вопросы по содержанию.

Чтение текста с опорой на иллюстрации. Чтение рассказа детьми хором устно – дактильно или устно по фразам. В ходе чтения педагог ставит вопросы по содержанию.

Спустя некоторое время можно предложить детям придумать рассказ о хорошем и плохом товарище.


Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югра для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

«Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 1,2 вида»

Преспективный план

по знакомлению с художественной литературой

(на основе сборников «Читаю сам» Б.Д. Корсунской)

для дошкольников с нарушенным слухом.

 

                                                                                                                                                                                   Составила:  Огирева Л.В.-воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный  план  был  разработан для  воспитателей логопедической  группы с  целью  оказания  помощи    в  планировании и  проведении ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы с ОНР.

Перспективный  план разработан  для  воспитателей  логопедической  группы  с  целью  оказания  помощи  в  планировании  и  проведении...

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы

Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира.   Важную роль в развитии речи, пополнении словарного ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР....


 

Комментарии

т

Уважаемая Людмила Валентиновна!
Спасибо Вам за перспективное планирование.
Так мало практических наработок по нашей специальности!
С удовольствием воспользуюсь.