Занятие по речевому развитию для старшей группы по теме "Добрый волшебник"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Опалькова Евгения Сергеевна

Занятие по речевому развитию для старшей группы по теме "Добрый волшебник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dobrye_slova.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О Опалькова Евгения Сергеевна

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: Добрый волшебник

Возрастная группа: старшая группа

Цель: определение мотивов поступков героев произведения В. Осеевой «Волшебное слово» в процессе организации чтения и беседы, закрепление последовательности событий произведения, используя дидактическую игру «Что за чем?» с применением ИКТ оборудования.

Задачи:

Обучающая: запомнить содержание произведения и учить определять мотивы поступков героев в процессе организации чтения и беседы.

Развивающая: развивать монологическую речь, в процессе организации беседы о прочитанном произведении.

Воспитательная: воспитывать умение пользоваться словом «Пожалуйста».

Дополнительные задачи:

Игровая: расставить иллюстрации в правильном порядке.

Дидактическая: воспроизвести события в правильной последовательности.

Словарная работа: толкование значения слов: сгребла, досада, робко, противень.  

Подготовительная работа: разработка дидактической игры «Что за чем», подбор иллюстрации.

Планируемые результаты: дети запомнили содержание произведения и научились определять мотивы поступков героев в процессе организации чтения и беседы; имеют развитую монологическую речь, в процессе организации беседы о прочитанном произведении; ь умеют пользоваться словом «Пожалуйста».

Материалы и оборудование: книга «Хрестоматия для старшей группы», ноутбук, принтер, документ- камера, интерактивная доска.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимание и формирование у детей интереса к теме занятия и предстоящей деятельности.

Приветствие. Установление зрительного и эмоционального контакта.

Здравствуйте, ребята!

Какое у вас сегодня настроение? У меня тоже отличное, давайте мы с вами друг другу улыбнемся и пожелаем хорошего дня.

Художественное слово.

Книга- первый,

Книга-верный,

Книга-лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книги, все ребята говорят.

Ребята, как вы думаете, почему книгу можно назвать другом?

А вы любите читать? Какие книги у вас любимые?

Игровой приём.

Давайте подойдем к нашей книжной полке. На ней появилась новая книга. Мы сейчас с вами вместе её найдем. У книги белый корешок с разноцветными буквами, а на обложке изображен мальчик с мечом и и девочка с цветком.  

Как вы думаете, о чём эта книга?

Аннотация к произведению.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одним произведением этой книги. Его написала Валентина Осеева, а называется этот рассказ «Волшебное слово».

Когда я была маленькая, я очень любила этот рассказ, потому что он очень поучительный, и может каждому помочь понять о том, как важны добрые слова.

Это история о сердитом мальчике Павлике, который однажды подсел на скамейку с старику. Мальчик рассказал о том, что он хочет убежать из дома из-за того, что ему никто ничего не дает и не разрешает. Ленка не дает краски, бабушка из-за одной морковки прогнала из кухни, а брат никогда не берет кататься на лодке. Старик решил помочь Павлику и шепнуть ему на ухо волшебное слово...

Подгрупповая форма.

Приём психологической речевой настройки.

Игра.

Приём побуждения к деятельности.

Дети здороваются, улыбаются друг другу.

Выполняют игровое действие, внимательно слушают и отвечают на вопросы.

Дети заинтересованы занятием, позитивно настроены на предстоящую деятельность.

Включение в коммуникативную деятельность.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации.

Формулирование проблемной ситуации в доступной для детей форме

Создание условий для подведения детей к формулированию проблемной ситуации.

Ребята, как вы думаете, почему Павлику никто ничего не давал?

Какое волшебное слово ему шепнул старик?

Помогло ли ему это волшебное слово?

А узнаем мы, верны ли ваши догадки, когда прочитаем это произведение.

Вопросы проблемного характера.

Дети отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Заинтересованность детей.

2.2.

Этап восприятия материала

Ознакомление с содержанием рассказа.

Контроль осанки.

Сейчас мы все садимся правильно, держим осанку прямой и внимательно слушаем.

Чтение рассказа.

Чтение рассказа.

Восприятие художественного произведения.

Умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Решение проблемной ситуации.

Получение обратной связи от детей, о предоставленной информации.

Создание условий для решения проблемной ситуации.

Почему все отказывали, и никто ничего не давал Павлику?

Как вы думаете, почему Павлик раньше не говорил волшебное слово?

Как звучало то самое волшебное слово?

Помогло ли ему волшебное слово?

Что сделал Павлик после того, как брат разрешил ему отравиться с собой кататься на лодке?

Давайте прочитаем ещё раз, как это описал автор?

Как вы считаете, зачем

Павлик побежал на скамейку к старику?

Ребята, сейчас я вам буду читать начало предложения, а вы поможете мне его закончить так, а потом мы с вами проверим, как это предложение закончил автор.

Физминутка

Мы проверим все осанку и сведем лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

А потом быстрей пойдем,

И после к бегу перейдем.

Правила поведения у доски

Ребята, давайте вспомним правила поведения при нахождении у доски.

Дидактическая игра

Ребята, посмотрите, все иллюстрации перемешались. Давайте вспомним последовательность произведения и расставим их в правильном порядке. Будьте внимательны.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Посмотреть ты не ленись.

Вопросы на понимание, анализ, синтез и оценку результатов.

Прием выборочного чтения.

Прием закончи фразу

Дидактическая игра

Дают ответы на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.

Выполняют упражнения с текстом.

Участвуют в игровой деятельности.

Проявление инициативы, самостоятельности.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия, обобщение деятельности.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Анализ деятельности, показ результата всего занятия.

Обобщение полученных знаний.

Понравился ли вам рассказ?

Какое у вас впечатление от прочитанного рассказа?

За что бы вы могли похвалить Павлика?

Ребята, скажите, зачем нам нужны волшебные слова?

Считаете ли вы, что эти слова нам нужны?

Какие еще волшебные слова вы знаете? Употребляете ли вы их всегда? Или иногда не пользуетесь ими?

Вы большие молодцы, мне было очень приятно с вами работать.

Эту замечательную книгу я поставлю в книжный уголок, где вы сможете с ней ознакомиться.

Прием вопросы, наталкивающие к самооценке.

Отвечают на вопросы.

Показывают навыки самооценки.

Умение делать выводы, рефлексировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

"Календарный план проведения занятий по речевому развитию в старшей группе"

Цель занятий - формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи детей 5-6 лет....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"

Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...