Конспект ОД по речевому развитию "Рассказ М.Пришвина "Лисичкин хлеб"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Виноградова Кристина Сергеевна

Конспект ОД по речевому развитию «Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: развивать интерес к детской литературе как источнику интересных образов, событий, размышлений.

Словарная работа: копуля, обомлела, добыча,  хохолок.

Планируемый результат занятия: ознакомились с рассказом МПришвина «Лисичкин хлеб» посредством выразительного чтения.

Оборудование: книга «Лисичкин хлеб», корзина, презентация, музыкальное сопровождение, сюрприз.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishvin.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по речевому развитию «Рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: развивать интерес к детской литературе как источнику интересных образов, событий, размышлений.

Словарная работа: копуля, обомлела, добыча,  хохолок.

Планируемый результат занятия: ознакомились с рассказом МПришвина «Лисичкин хлеб» посредством выразительного чтения.

Оборудованиекнига «Лисичкин хлеб», корзина, презентация, музыкальное сопровождение, сюрприз.

Ход ОД

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Создание мотивационного фона

Неожиданно раздается звонок домофона, на экране появляется Старичок-лесовичок (на входе звонит в домофон).

Стук в дверь. Входит Старичок-лесовичок.

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте. Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу? (показывает надпись детям).

Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …

Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу?
Вам понравилось там находиться? Давайте мы с вами сейчас отправимся в лес!
Какой воздух в лесу?
А какие звуки вы слышите? (пение птиц)
Да, в лесу живут не только птицы, но и животные. Вы знаете какие? Вот зайчишка проскакал, а вот волк по его следу бредет.  Медведь лег отдохнуть. А вот наша красавица леса вышла на охоту.

Дети заходят зал здороваются с гостями.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы  детей

II.Совместная продуктивная деятельность

Лесовичок: Вы знаете, в  моём лесу, каких только чудес не бывает. Вот вчера Лиса оставила такую чудесную книгу. Я ее для вас принес. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на обложке? Кто на ней изображен? Обратите внимание на название! Какие буквы вы видите? А давайте прочитаем название книги вместе. Правильно ребята, наша книга называется «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.  
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М.М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М.М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе? (портрет М.М. Пришвина в презентации)
Пальчиковая игра "Мышка зёрнышко нашла"

 Мышка зёрнышко нашла "мышка" Правая рука "бежит" по левой руке, перебирая пальцами.

 И на мельницу снесла. Вращение правой руки перед грудью. Намолола там муки, «т-т-т» Удары кулачками друг о друга,«д- д-д» Удары кулачком о колени,«п-п-п» Пальцы рук сжимаются – разжимаются.

 Испекла всем пирожки: «Пекут» пирожки

 Мышонку - с картошкой, Пальцы сжаты в кулак. Разжимание по одному пальцу одновременно на обеих руках.

 Мышонку с капустой,

 Мышонку - с морковкой,

 Мышонку с морошкой,

 Для большого толстяка -

 Аж четыре пирожка.

- Молодцы, садитесь на стульчики. Сейчас мы  познакомимся с произведением М.М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».
Показывает картинку, где изображена иллюстрация из книги.
-И сегодня в рассказе вам встретятся незнакомые и непонятные слова. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам был  понятен  рассказ.
Старичок-Лесовичок знакомит детей с толкованием этих слов.
Хохолок – это уменьшительно-ласкательное слово от хохол, обозначающее торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы).
Копуля -  это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.
Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику.
Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.
-    Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте:

«Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. ( Как вы думаете с какой?). Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
- Это что за птица? - спросила Зиночка.
- Терентий, - ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.
- Сами лечатся, - ответил я. (Интересно, как же они лечатся?)
- Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: (Интересно, что же она подумала?)
- Откуда же это в лесу взялся хлеб? (А вы поняли, откуда взялся этот хлеб?)
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. (Как вы думаете, она отведала?)
 Осторожно попробовала и начала есть:
- Хороший лисичкин хлеб!»
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»

Дидактическая игра «Какой бывает хлеб?»

Дети передают массажный мячик по кругу и говорят, каким бывает хлеб.

Хлеб: душистый, ароматный, аппетитный, вкусный, сладкий, свежий, мягкий, белый, чёрный, твёрдый, ржаной, пшеничный, хрустящий, диетический, сдобный.

-Давайте разомнём наши пальчики.

 Старичок-Лесовичок:  Понравился вам рассказ?
О какой птице рассказывает автор?
Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?
Что автор рассказывает о сосновой смоле?
Какие названия трав вы запомнили?
Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб?

Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?
Почему писатель так назвал свой рассказ?

Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю?

А хлеб есть полезно?  В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?

Мы  по  лесу

прогулялись,  и

немножко отдохнем.

Встанем,  глубоко

вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А  потом  все  дружно

встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

Мы  по  лесу

прогулялись,  и

немножко отдохнем.

Встанем,  глубоко

вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А  потом  все  дружно

встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

Мы  по  лесу

прогулялись,  и

немножко отдохнем.

Встанем,  глубоко

вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А  потом  все  дружно

встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

Проводится

физкультминутка.

Мы  по  лесу

прогулялись,  и

немножко отдохнем.

Встанем,  глубоко

вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А  потом  все  дружно

встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

Проводится

физкультминутка.

Мы  по  лесу

прогулялись,  и

немножко отдохнем.

Встанем,  глубоко

вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А  потом  все  дружно

встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

Лесовичок:  Молодцы, какие вы! А  теперь давайте, ребята, поиграем в одну игру. А я проверю вас, как вы запомнили этот рассказ!
Игра «Правда - неправда».
-Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей?
-В лесу он поймал медведя?
-Охотник рассказал Зиночке про тетерева?
-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком.
-Еще он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
-Под заячьей капустой лежал кусок батона?
- А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала.
-Лиса отдала свой хлеб?
-Зиночка съела  этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин?
Давайте сейчас мы с вами разомнемся. Сходим, погуляем по лесу.

Физкультминутка

Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали,
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

Лесовичок: Ребята, а вы любите театр? И я страсть как люблю. Давайте, мы с вами превратимся в актеров и попробуем разыграть сюжет из рассказа. Возьмем мы сюжет, в котором Зиночка нашла лисичкин хлеб. Кто хочет попробовать первый разыграть?
Хорошо, мне понравилось, как вы сыграли, как будто в театре побывал.
- Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе
(О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб)

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют с воспитателем  движения по ходу текста

Ответ детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют упражнения за воспитателем.

Дети разыгрывают сюжет 

Ответы детей

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М. М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я прочитаю вам новый рассказ. Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?

Ребята, вы молодцы! Мне было очень интересно с вами. Вы постарались и выполнили все задания

 А сейчас подошло время мне с вами прощаться. Вам понравилась наша встреча?
Я приготовил вам сюрприз – корзину со сладостями. До свидания, до новых встреч!

Дети отвечают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию «Хлеб – всему голова» старшая группа

Задачи:Знания:   1.Формировать представление детей о том, что хлеб – основной продукт питания, кто и как выращивает, печет хлеб.    2.Знакомить детей со злаковыми растениями....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС«Хлеб – всему голова»...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС«Хлеб – всему голова»...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова»....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб – всему голова»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб – всему голова»...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе по теме: «Откуда берется хлеб».

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; профессиями, благодаря которым хлеб оказывается на нашем столе....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб – всему голова»

Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека...