Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме: «Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Крятенко Мария Сергеевна

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме:

«Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки – имена признаков (модель ТРИЗ технологии «Элемент – имя признака – значение признака»;

Коррекционно-развивающие:

             - закрепить значение предлогов ПОД, НАД, МЕЖДУ;

- закреплять у детей правильное употребление притяжательных прилагательных;

- закрепить умение образовывать глаголы от звукоподражания;

- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом;

- развивать системное мышление через использование ТРИЗ технологии «Кольца Луллии».

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать бережное отношение детей к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме:

«Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки – имена признаков (модель ТРИЗ технологии «Элемент – имя признака – значение признака»;

Коррекционно-развивающие:

             - закрепить значение предлогов ПОД, НАД, МЕЖДУ;

- закреплять у детей правильное употребление притяжательных прилагательных;

- закрепить умение образовывать глаголы от звукоподражания;

- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом;

- развивать системное мышление через использование ТРИЗ технологии «Кольца Луллии».

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать бережное отношение детей к животным.

Оборудование: дидактическое «Волшебное дерево», картинки с изображениями домашних животных, кольца Луллии с изображениями домашних животных, их детенышей и пищи, записи голосов животных, магнитофон, картинки – имена признаков для составления описательных рассказов о домашних животных, игрушки – домашние животные, шапочка мудреца, смайлики с разными эмоциями, письмо.

Предметный словарь: кошка, корова, собака, лошадь, коза, овца, кролик; молоко, шерсть, пух;  жилище, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка (конура), ягнята, жеребята, козленок, щенок, поросята;  рога, лапы, копыта.

Словарь признаков:  домашний, рогатый, крупный, полезный, нужный, теплый (пух).

Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять), кормить, ухаживать, ловить (мышей).

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Дети  входят в группу)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

2.Основная часть:

 Логопед: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, хотите узнать от кого оно? Тогда послушаем его!

Логопед читает письмо: Здравствуйте, ребята! Это я, Лунтик! Вы помните, что недавно я отправился в путешествие к далекой планете Ялмез. Представляете, на этой планете тоже живут люди, но, к сожалению, у них нет таких замечательных домашних животных, как у Вас на Земле. Они очень просят вас рассказать о ваших домашних животных и прислать им видео – письмо. Я очень надеюсь на вашу помощь! Ваш друг, Лунтик.

Логопед: Ребята, мы сможем выполнить просьбу Лунтика? Ну, тогда нам самим необходимо немножко вспомнить, что же мы знаем о домашних животных! Проходите к нашему волшебному дереву, а я проверю, как вы помните названия домашних животных.

-Назовите животное, которое находится между коровой и козой, под овцой, над кошкой…

Игра «Да – Нет» (по ТРИЗ)

- У меня есть любимое домашнее животное, а кто это, вы можете узнать, задавая мне вопросы! Я могу отвечать только «Да» или «Нет».

Дети задают вопросы типа: Это животное под кошкой, это животное между кошкой и козой, это животное ниже коровы и т.п.)

- Молодцы, это действительно собака!

Логопед: теперь, я предлагаю вам покрутить наши чудесные кольца.

Дети крутят кольца, соотнося животное, его детеныша и его пищу, и составляют небольшой рассказ: Это корова, у неё детеныш – теленок, питается корова травой.

Физкультминутка:

Кошка ходит по – кошачьи,         

(пружинистый шаг)                       

 А собака по-собачьи                    

(ходьба с высоким подъемом колена)                                  

По утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт               

(шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)   

По-козлиному козлёнок скачет рожками вперед

 (подскоки)                              

По-слоновьи ходит слон, тяжело ступает он                     

 (ходьба, опираясь на ступни и ладони)                                      

По-гусиному гусята  важно шествуют шажком

 (ходьба в полуприсяде)                       

А по улице ребята – кто вприпрыжку, кто пешком  

(шаг на месте)                 

Логопед: Ребята, а вы когда-нибудь слышали голоса домашних животных? А сможете из угадать?

Звучат голоса животных, дети слушают, угадывают чей это голос и стараются образовать глаголы: мычит, мяукает, лает и т.д.

Логопед: - Ну, что ж, ребята, мне кажется вы уже готовы составить рассказы о наших домашних животных. Проходите к нашему речецветику и становитесь вокруг него.

Игра «Спроси и расскажи» по модели ТРИЗ «Элемент – имя признака – значение признака».

-Раз, два, три, беги! Дети бегут по кругу.

-Раз, два, три, замри! Дети останавливаются каждый у своего лепестка и задают вопрос в соответствии с картинкой – именем признака.

Дети: -Корова, ты какая по цвету? Корова по цвету коричневая.

          -Корова, ты какая по размеру? Корова большая, больше козы.

          -Корова, ты какая на ощупь? Корова мягкая, пушистая. И т.д.

Ребенок, у которого выпала картинка – шапка мудреца должен повторить за всеми детьми, т.е. составить полный рассказ – описание о животном.

Составляются рассказы о 2-3 животных.

3. Итог занятия:

Логопед: - Ребята, вы молодцы! Составили замечательные рассказы. Мы обязательно завтра продолжим составлять такие рассказы обо всех остальных домашних животных. А сейчас, я предлагаю вам выбрать смайлик с вашем настроением, мне очень хочется знать, понравилось ли вам сегодня составлять рассказы для Лунтика, или вам было трудно?

Дети выбирают смайлики и вешают на «Волшебное дерево».

Логопед: - А я приготовила для вас небольшое задание, которое вы сейчас сможете сделать в группе. Я дарю каждому из вас листок с изображением домашнего животного, вам надо соединить все точки и раскрасить, и тогда у нас будут замечательные фотографии наших животных и мы сможем послать их на планету Ялмез к Лунтику.

Логопед: Ребята, давайте попрощается с нашими гостями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи .Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группе....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста  (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем».

Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели;Задачи:-развивать основы системного мышления;-актуализация сло...

План-конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи по теме: «Осень золотая»

Цели:- коррекционно-обучающие:1) научить составлять описательный рассказ по теме;2) продолжать формировать знания об окружающем;3) познакомить со звуком и буквой "О"...

Конспект НОД для старшей логопедической группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием мнемотаблиц».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей логопедической группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием мнемотаблиц». (Образователь...