Викторина для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у сказки» (по сказкам А.С. Пушкина)
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Павлова Елена Николаевна

 

Викторина для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста «В гостях у сказки» (по сказкам А.С. Пушкина)

Цель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина, самореализация детей в деятельности (в играх драматизациях, в художественно – речевой и изодеятельности).

Задачи:

  1. Выявить знания  детей по теме и расширить их представление по сказкам А. С. Пушкина.
  2. Способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
  3. Воспитывать чуткость к художественному слову; развивать интерес детей к художественной литературе.
  4. Обогащать, расширять и активизировать словарный запас по теме.
  5. Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе викторины. Умение работать в команде и в групповой сплоченности.
  6. Развивать активность, самостоятельность, творческое мышление, умение анализировать свою деятельность.

Коррекционные задачи:

  1. Развивать аналитико-синтетическую деятельность.
  2. Развивать мелкую моторику, умение действовать по сигналу, быстроту реакции.
  3. Упражнять детей в узнавании объектов в различных модальностях (в контурном и зашумленном изображении).
  4. Учить ориентироваться в большом пространстве.

Подготовка к празднику:  чтение сказок Пушкина, беседа о поэте; рассматривание иллюстраций разных художников в разных изданиях сказок; изобразительное детское творчество, выставка рисунков и поделок; оформление выставки книг в групповой библиотеке, иллюстрации, портреты А.Пушкина работы В.Тропинина, О.Кипренского; поход в детскую библиотеку по теме «Наш Пушкин» – знакомство с биографией А.Пушкина и его творчеством; заучивание отрывков из сказок; просмотр мультфильмов, создание предметно-развивающей среды, настольно-печатные игры, игра-драматизация по сказке «О царе Салтане» и «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», теневой театр по «Сказке о золотой рыбке» (работа с вертикальным полотном), книжки-самоделки, кроссворды и ребусы, раскраски, речевые игры «Найди продолжение».

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, ноутбук, экран, презентация «В гостях у сказки», разрезные картинки, волшебная коробочка, игрушки: рыбка,   белка, яблоко, зеркальце, кораблик, пес, корыто, невод, шмель,  жетоны, медальки - сладкие призы для каждого ребенка, русские народные костюмы, плакаты для украшения зала, пластиковые орешки с начинкой, 4 детских тазика, 2 мольберта, фломастеры, зашумленные рисунки.


Ход викторины:

1. Предварительный этап.

Ведущий: (слайд №1)

Ребята, вы любите сказки? Как вы думаете, кто пишет сказки? (Сказки делят на авторские и народные.  Авторские – это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен)

Какие сказки вы знаете? (Перечисляют).

Сейчас мы попросим Диму прочитать нам отрывок из поэмы "Руслан и Людмила "У лукоморья дуб зеленый» (слайд№2)

У лукоморья дуб зелёный; 
Златая цепь на дубе том: 
И днём и ночью кот учёный 
Всё ходит по цепи кругом; 
Идёт направо - песнь заводит, 
Налево - сказку говорит. …

Ребята, кто из вас может назвать автора этого стихотворения? Правильно ребята – это полное чудес стихотворение написал А. С. Пушкин, великий русский поэт (обращаю внимание детей на портрет А. С. Пушкина). (слайд№3)

Портрет А. С. Пушкина всем знаком? Взгляните на это лицо с загадочным взглядом, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды. Это Пушкин. Родился он в Москве два века назад, в небольшой дворянской семье. Он рано научился читать и уже в детстве начал писать стихотворения. На протяжении всей его жизни рядом с ним была его няня. Кто помнит, как звали няню писателя?

Няню звали Арина Родионовна (слайд№4). А кто знает фамилию Арины Родионовны? (Яковлева).

Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.  Давайте посмотрим мультфильм, в котором упоминаются самые известные сказки Пушкина (просмотр мультфильма «Лукоморье»). (слайд№5)

Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. (слайд№6).

 У нас 2 команды. Каждая из команд сейчас назовет своего капитана, а капитаны представят свою команду.

 Условия нашей викторины такие: мы задаем вопрос для одной из команд. Отвечает та команда, которой задан вопрос, вторая команда сидит молча. Если команда ошибается или не знает ответа на вопрос, то на него может ответить другая команда. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза. Итак, начинаем!

2. Викторина.

1 сказка: 

Первое задание викторины называется  «Узнай сказку» 

Ведущий:   А сейчас мы узнаем, насколько вы были внимательны при чтении сказок, как хорошо знаете их содержание. Вам нужно узнать сказку по словам:

невод, откуп, изба, терем, жемчуга, царица, корыто  ( «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке» ) (слайд  7)

Второе задание на слайдах. (слайд№8-9).

Третье задание «Вопрос-ответ»: (слайд№10)

  1. Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой? (Землянка).
  2. Чем старик ловил рыбу? (Неводом).
  3. Кто заставлял ходить старика к морю с просьбами? Сколько раз он это делал? (Старуха. Пять).
  4. Перечисли, что нужно было старухе? (Корыто, изба, титул дворянки, титул царицы, титул владычицы морской).
  5. Как с каждой просьбой менялась погода на море? (Портилась, плоть до черной бури).
  6. Почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? Что увидел рыбак, вернувшись домой? (Знала, что эту просьбу не выполнит. Все стало как раньше).
  7. Почему рыбка выполнила четыре просьбы старика? (Обещала).
  8. Что высмеивает А. С. Пушкин в этой сказке? (Жадность, грубость, покорность).

Третье задание – «Реставратор»

Для следующего задания мне надо по 1 человеку от каждой команды. На мольбертах испорченные рисунки. Вам надо увидеть, что изображено на них и обвести фломастером.

Четвертое задание «Литературный   поединок»

 Ведущий:  А сейчас мы проведем «литературный поединок». По одному участнику от каждой команды прочитают отрывок из «Сказки  о рыбаке  и  рыбке » А.С.   Пушкина.

2 сказка:

Первое задание викторины называется  «Узнай сказку».

Ведущий: Вам нужно узнать сказку по словам:

 путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, гроб хрустальный, яблоко.  («Сказка  о  мёртвой  царевне  и  семи  богатырях») (слайд№11).

Второе задание на слайдах. (слайд№12-13).

Третье задание «Вопрос-ответ»: (слайд№14)

  1. Какой необычный предмет был у новой жены царя? О чем каждый раз спрашивала зеркальце царица? (Говорящее зеркало. О своей красоте).
  2. Что приказала злая мачеха сделать служанке с царевной? (Оставить связанную в лесу).
  3. Кто отправился на поиски царевны? (Королевич Елисей).
  4. У кого девушка нашла приют? ( У семи богатырей).
  5. Какой отравленный предмет дала колдунья царевне? (Яблоко).
  6. К кому обращался за помощью Елисей? (К людям, солнцу, месяцу, ветру.)
  7. Что стало со злой мачехой, когда она увидела падчерицу? (Умерла).
  8. Чем закончилась сказка? (Свадьбой).

Четвертое задание – Конкурс капитанов (слайд  14)

У меня в волшебной коробке лежат предметы из разных сказок. Команде «..» надо собрать предметы из «Сказки о рыбаке и рыбке», а команде «..» надо собрать предметы из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».

Давайте проверим, правильно ли ваши капитаны справились с заданием. Назовите, какие предметы остались в волшебной коробке? Как вы думаете, из какой сказки эти предметы? (Из сказки о царе Салтане).

Пятое задание – «Собери картинку»

Ведущий: У вас в обручах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 2 жетона. Команда, которая последней соберет свою картинку, получит 1 жетон. Капитаны выберете из вашей команды по 4 человека.

Шестое задание. А сейчас мы проведем «литературный поединок».  По   одному   участнику  от  каждой команды прочитают   отрывок из «Сказки  о  мёртвой  царевне  и  семи  богатырях» А.С. Пушкина.

3 сказка:

Первое задание на слайдах. (слайд№16-17).

Второе задание «Вопрос-ответ»: (слайд№18)

  1. Почему царь взял в жены третью девицу?  Кем назначил царь остальных двух девушек? (Обещала родить богатыря. Ткачихой и поварихой).
  2. Каким был первый подарок царевичу от лебедь — птицы? (Город).
  3. Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде»).
  4. В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца? (В комара, в муху, в шмеля).
  5.  Кого прислала лебедь для охраны города? (Своих братьев (33 богатыря) и Черномора).
  6.  Посетил ли царь Салтан чудный город князя Гвидона? Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудо — города? (Да. Что его жена и сын живы).

Динамическая пауза под музыку «Во саду ли, в огороде». (слайд№19)

Третье задание.  А сейчас мы проведем «литературный поединок».  По   одному   участнику  от  каждой команды прочитают   отрывок из «Сказки  о  царе Салтане» А.С.   Пушкина. (слайд№20)

Четвертое задание – подвижная игра «Собери орешки». 

Выбираются по 5 детей из каждой команды. Правила: добежать до стола, взять один орешек, раскрыть его, скорлупку положить в один таз, орешек в другой. После этого вернуться к своей команде и передать эстафету следующему игроку. Побеждает тот, чьи игроки первыми справится с заданием.

3. Подведение итогов. 

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Благодарю  всех  за  интересную игру, я, думаю, что  все  вы  получили  новые  знания, если  что – то  не  знаете – прочитаете  ещё  раз  и  с  пользой  для  себя. Предлагаю  посмотреть мультфильм  по  сказке  А.С. Пушкина. (слайд№21)

Мы подсчитали, сколько жетонов набрала каждая команда. Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз.

Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)

Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)

И нам понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями. До скорой встречи! (слайд№22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у Лета»

Целью непрерывной образовательной деятельности является формирование лексико-грамматических категорий, активизация словарядетей по теме "Лето"....

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Осень. Дары осени". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Осень. Дары осени". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя Г...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК...

развлечение для для детей Старшего и подготовительного дошкольного возраста " Будамшуу в гостях у ребят"

Под весёлую музыку забегает в группу.Будамшуу: : Сэнбэйна! Здравствуйте ребята!Сегодня у нас бурятский Новый год – Сагаалган, Праздник Белого месяца. В этот день, по давней традиции, люди ходят ...

План работы учителя-логопеда по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений работы с детьми дошкольного возраста...