Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у Лета»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бойко Лилия Анатольевна

Целью непрерывной образовательной деятельности является формирование лексико-грамматических категорий, активизация словарядетей по теме "Лето".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий

у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

«В гостях у Лета»

Цель: Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Лето».

Задачи: 

Коррекционно-развивающие: 

- развитие диалогической речи детей – самостоятельные ответы на вопросы;

- закрепление умения согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе;

- закрепление умения образовывать относительное прилагательное от существительного;

- закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные;

- употребление существительного «лето» в разных падежных формах;

- формирование навыков составления короткого рассказа «Лето» с использованием опорной схемы;

- развитие  произвольного внимания, долговременной памяти, логического мышления;  зрительной памяти, внимания;
- развитие общей и мелкой моторики;

- совершенствовать умение детей ориентироваться в большом пространстве, передвигаться в заданном направлении по ориентирам.

 Образовательные:
- активизация пассивного и активного словаря детей по теме «Лето»;
- закрепление умения выделять характерные признаки времени года;

Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к познавательной деятельности;
- воспитание интереса и бережного отношения к природе;
- формирование доброжелательного отношения к сверстникам через умение слушать -  товарища и принимать мнение другого.

Педагогические технологии:

- игровая технология;

- технология обучения на основе опорных сигналов;

- здоровьесберегающая технология; 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:

- словесные, наглядные, практические, игровые методы;

- наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, художественное слово;

Предварительная работа: Наблюдения за погодой и состоянием живой природы; чтение произведений о временах года; рассматривание картин и иллюстраций; отгадывание и заучивание загадок, стихотворений, о временах года и сезонных явлениях в природе. Изготовление поделок и аппликаций из природного материала, рисование.

Оборудование: 

- разрезные картинки животных;

- план-схема для составления рассказа (мнемотаблица разрезанная на шесть частей);

- солнце с лучиками;

- предметные картинки (деревья, листья);

- сюжетные картинки (по теме Лето);

- стеклянные камушки;

- цветной лабиринт на полу;

- следы;

- одежда для куклы;

- кукла;

- карточка схема из геометрических фигур (лабиринт);

- часы на руку с циферблатом из цифр;

- предметные картинки (цветы, бабочки);

- контурное изображение бабочек.

Ход НОД:

1.Организационный момент.        

  • Приветствие гостей, коммуникативная игра «Назови свое имя!»

Дети вместе с логопедом заходят в группу.

Логопед: Ребята, у нас сегодня в гостях гости, давайте поприветствуем их! Гости не знают наших имен, давайте встанем в круг, будем передавать друг другу бабочку и называть свое имя. Я начинаю первая. Меня зовут - Лилия Анатольевна, а тебя? (Ребенок отвечает  -  Меня зовут Илья  и т.д. по цепочке).

После того, как дети назовут свои имена, логопед обращает их внимание на следы в группе.

  • Введение в тему занятия.

Ребята, посмотрите, у нас в группе кто-то был. На полу непонятные следы. Вам они знакомы? Вы знаете, чьи они? (Нет).

 - И я не знаю, смотрите тут конверт.

Логопед открывает конверт, там обращение к детям и стихотворение про лето.

- Здравствуйте ребята, если вы меня не узнали, вы мои загадки отгадайте и гостя узнайте!

Жаркая стоит погода,                                        

Рано солнышко встаёт,                                        

Днём и греет, и печёт,                                        

Речка манит нас прохладой,                              

В лес за ягодами надо.

В поле рожь шумит как море,

Соловьи поют на зорях,

Травы сочные стоят,

Косари в поля спешат.  

Когда это бывает?   (Летом)

Логопед: Похоже, вы правы, Лето к нам в группу заглянуло, в этом году оно раннее, но по календарю наступит только через две недели. Предлагаю вам сходить к Лету в гости. Вы знаете куда идти?  (Нет). И я не знаю. Тут в конверте часы, они подписаны вашими именами, может они нам помогут найти Лето. А пойдем мы вот по этим тропинкам. Возле каждой тропинки цифра. Посмотрите на часы, у кого цифра «1» (Илья – красная дорожка).

- Илья, ты пойдешь первый. Встаньте по порядку за Ильей. Иди по тропинке и рассказывай, как ты идешь. (Ребенок: я иду прямо, повернул на лево, иду прямо, повернул на лево, иду прямо.)

По тропинке мы все пойдём – 

Кто гостил у нас – найдем!        

  • Игра «Подбери к солнышку слова».

Логопед: Тут, опять конверт, а в нем солнышко (выставляет солнышко на магнитный мольберт). Почему солнышко?  (Дети: Потому что, оно летом светит ярко, и погода теплая.)

- Помогите солнышку собрать свои лучики, чтобы оно могло скорее согреть всю землю. (На мольберте с помощью магнитов солнышку прикрепляются лучики.)

- Чтобы лучики собрать – 
слова красивые должны мы подобрать.

- Солнышко какое? (Теплое, яркое, блестящее, желтое, золотистое, лучистое, веселое, нежное, приветливое, радостное,…)
- Лето какое? (Чудесное, раннее, позднее, теплое, солнечное, долгожданное, нарядное,…

Логопед: Ребята, у кого на часах цифра «2».  (Аглая – голубая дорожка)

- Аглая, найди цифру «2», по дорожке какого цвета ты поведешь ребят? (Голубого.)  Встаньте за Аглаей   по порядку.  Иди и рассказывай, как ты идешь?

  • Игра «Найди дереву свой листочек!»

- Ребята, и куда же мы с вами попали?  Как  называется место, где растет много деревьев? (Лес.) Давайте, назовем деревья, которые мы здесь видим. (Тополь, осина, береза, дуб, рябина, клен.) А летом, деревья разве так выглядят? (Нет.)  Что не так? (Не хватает листьев.) Летом деревья укатаны зеленой листвой.

Логопед раздает детям мелкие листочки и предлагает украсить ими дерево.

- Ваня, у тебя листья с какого дерева? (С клена.) Какие они?  (Кленовые.)

Дети по очереди называют листья, образовывая относительные прилагательные.

- Посмотрите на часы у кого цифра «3».  (Аня – желтая дорожка )

Инструкция как в предыдущих заданиях.        

  • Игра «Поймай бабочку!»

- Ребята, куда же мы сейчас попали?   (На поляну, луг.) А почему вы решили, что это поляна?  (На ней много цветов и бабочек?) Подул сильный ветер и все насекомые спрятались. Но потом выглянуло солнышко и они опять вернулись. Надо каждой бабочке помочь вернуться к своему цветку. Я начну первая. Слушайте внимательно. Моя бабочка летает над красным цветком. (Моя бабочка сидит на белом цветке.  Моя бабочка летает возле Ириса).

Дети по очереди находят контур бабочки и озвучивают её расположение по отношению к цветку.

- Молодцы, ребята, давайте немножко отдохнем и поиграем с бабочками, которые прилетели к нам в группу.

Логопед дает детям бабочек на палочке.

Физ. минутка: Игра «Бабочка летела и села отдохнуть»

Зрительная гимнастика «Поймай глазами бабочку».

Логопед: Ребята, посмотрите у кого цифра «4». (Ваня П. – синяя дорожка)

  • Игра «Чьи лапы? Чей хвост?»

Дети располагаются на ковриках, логопед показывает конверт, в котором лежат части туловища животных.  

- Ребята, чьи это лапы и хвосты?  Логопед показывает части туловища, дети называют и собирают картинку. (Медвежьи, волчьи, заячьи, лисьи, беличьи, лосинные.) Кто появляется у животных летом? (Детеныши?)  Очень часто мамы - животные уходят далеко на охоту, чтобы прокормить своих малышей. А малыши, иногда, непослушные выбегают из свои домиков и теряются. Помогите мамам найти своих малышей. Возьмите камушки и проложите путь только по кружочкам.

Дети,  дифференцируя овал - круг выделяют маршрут с помощью камней.

Логопед спрашивает каждого ребенка, как мама зовет своего малыша (ревет, воет, тявкает.)

Логопед: Ребята, у кого часы с цифрой «5».  (Саша – полосатая тропинка )

(Иду прямо, повернул на право, повернул на лево, иду прямо.)

  • Игра «Во что играют дети летом?»

- Ребята, расскажите мне, чем можно заниматься летом, а помогут вам картинки на доске.

(Собирать ягоды в лесу.  Ловить рыбу. Кататься на велосипеде. Кататься на лыжах. Кататься на санках. Играть в мяч. Купаться в море.)

Дети выбирают картинку, отвечая фразой из трех слов.

Логопед: Посмотрите у кого часы с цифрой «6».  (Катя – зеленая дорожка)

(Иду прямо по дорожке, поворачиваю на лево.)

  • Игра «Помоги Маше собраться на море»

- Ребята, кукла Маша собралась со своей хозяйкой на море, взяла с собой много одежды.  Посмотрите, правильно ли она собрала чемодан. Какую одежду носим летом (зимой, весной, осенью)?  (Летнюю.)

Дети перебирают чемодан куклы, называя летнюю одежду.

Итог занятия: 

- Ну вот, и закончились все маршруты, выберете себе любую карточку, и давайте вспомним, что мы говорили про лето.

Дети с помощью логопеда (по наводящим вопросам, с опорой на схему) составляют простой рассказ.

Рефлексия:

Вы так много рассказали мне про Лето, нам пора возвращаться в детский садик. Вам понравилось в гостях у Лета?  Оно вам тоже оставило небольшие сюрпризы. Попрощаемся с гостями.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий

у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

«В гостях у Лета»

Составитель:

Лилия Анатольевна Бойко

учитель-логопед высшей кв категории

 

Санкт-Петербург 2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста"

Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующего сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

В плане содержится работа логопеда на год с детьми имеющими тяжелые нарушения речи....

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме Весна

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме "Весна" предложен к использованию как воспитателям, так и учителям-...