Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Логинова Лариса Викторовна

Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».

        Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений. У детей с ЗПР отмечается несформированность языковых и речевых средств, что приводит к нарушению  коммуникативной функции и снижает в свою очередь потребность в общении. Снижений мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции. У детей с ЗПР без специального обучения не развивается возможность регулировать свою деятельность с помощью собственной речи.

        Поэтому главным направлением работы является:

-коррекция речевых нарушений;

-развитие речи;

-через речевое общение развитие коммуникативной компетенции с целью социализации детей и улучшения условий жизнедеятельности в целом.

Овладение коммуникативными умениями осуществляется в процессе организации совместно со специалистами,  педагогами и родителями ДОУ.

-в познавательной;

-двигательной;

-игровой;

-трудовой и др. видов детской деятельности.

Условия для всестороннего развития дошкольника в целях обогащения его коммуникативного опыта в рамках ДОУ невозможно без современных подходов к организации образовательной деятельности. Поэтому формирование коммуникативных умений реализуется на основе нескольких образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», что соответствует Федеральным государственным требованиям  к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ.

         Формы и методы реализации коммуникативных умений является:

-развивающие игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-ритмические и интонационные игры со словом;

-наблюдения;

Чтение художественных произведений;

-рассказывание русских народных сказок и авторских;

-беседы;

-релаксация.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является  игра, посредством которой удовлетворяются различные потребности (в том числе и коммуникативные). Однако игровая деятельность детей с ЗПР по мнению многих исследователей (О.С. Никольская, л.И. Плаксина) не становится ведущей деятельностью, так как отклонения в психическом и речевом развитии, несовершенство предметной деятельности, трудности общения с взрослыми препятствуют появлению необходимых  предпосылок к ее естественному возникновению и развертыванию. Если сказать о нормально развивающихся дошкольниках, игра  является важным средством накопления представлений об окружающем мире, у детей с ЗПР она такой роли не играет. Именно поэтому возникает необходимость в специальной работе по формированию игровой деятельности, в приобретение навыков общения со сверстниками и взрослыми, обогащению ребенка знаниями, правилами поведения стимулирующей формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. Потребность в  играх и игровых упражнениях, направленных на активизацию речевого общения и развития коммуникативных отношений между детьми, которые также являются методами и приемами при развитии коммуникативных умений у дошкольников с ЗПР. Все эти методы и приемы реализуются специалистами и педагогами на занятиях, в режимных моментах, в совместной деятельности.

 например: В организационной части занятия с целью установления эмоционального контакта, занятие можно начать с приветствия, в котором вместе с детьми выражаем чувства радости о встречи. Под нежный звук колокольчика обращаются друг другу со словами приветствия: «Доброе утро Настя, мы рады, что ты сегодня к нам пришла!». Или использовать другой игровой прием «Подари хорошее настроение» (ничего не покупаю, ничего не продаю, я улыбки собираю, я улыбки раздаю), дети улыбаются друг другу, имитируя движения раздачи « улыбок из корзины».

 Для совершенствования игрового общения, в рамках которого развиваются коммуникативные умения, мы используем игровое пособие «Речевой куб». Пособие представляет собой многосторонний, каждая сторона имеет свое назначение. Например: сторона «артикуляционная гимнастика». К каждому артикуляционному упражнению  подобрана сигнальная карточка со стихами. Сторона «образуй словечко» с помощью сюжетных картинок ребенок переворачивает куб, называя новые слова и словоформы глагола.  «Сочиняй-ка» , ребенок  сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие используется для пересказа, выборочного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей служат в качестве наглядного плана. Самостоятельно дети играют с кубом, закрепляя полученные знания. Использование речевого куба позволяет расширить речевую среду, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно в процессе игры, легко и непринужденно развивать совершенствовать как речевые, так и коммуникативные навыки.

         Использование лего-центра, помогает решить проблемы развития речевой активности детей, освоения ими речетворческой деятельности. Дети учатся составлять речевой план будущей постройки, описывать продукт своей деятельности. Игры на основе конструктора позволяют выработать коммуникативные навыки, объяснять свои действия.

        Использование мнемотаблиц готовит к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей.  Совершенствуется коммуникативные умения. Для развития диалогической речи, используется работа с закрытой картинкой (или со спрятанным предметом). Этот вид работы эффективен при обучении умению задавать и отвечать на вопросы, в ситуации, когда дети не видят картинку или спрятанный предмет их речь, обращенная   к педагогу, оказывается мотивированной  и дети постигают основную коммуникативную сущность вопроса, как одного из главных компонентов речевого общения. Например:  работа с закрытой картинкой. При работе с сюжетной картинкой для запоминания ее содержания мы используем сигналы. В беседе дети задают вопросы и по описанию узнают содержание картинки, персонажей из сказки. Совместно с педагогом с помощью сигналов (деревянный конструктор) описываем картинку. Глядя на схему, дети выкладывают силуэты зверей. Спрятанную картинку открывают , и дети сравнивают, анализируют, обобщают.

        Для того чтобы процесс формирования коммуникативных умений был более успешным, необходимо объединить всех участников   образовательного процесса. Здесь немаловажную роль отведена воспитателям группы.  Наряду с традиционными формами работы

( совместные занятия, развлечения, и. т. д), одной из нетрадиционных форм развития коммуникативных умений является «Телестудия»:

-рубрика « У сороки на хвосте» - дети освещают события, происходившие в группе.

-рубрика «Пусть бегут неуклюже»- поздравление с праздниками сверстников, сотрудников ДОУ, родителей.

-рубрика « Нам хорошо вместе» - дети –дикторы рассказывают, что дети делали друг для друга

-рубрика « Мы любим, трудиться» - рассказывают о трудовых поручениях (сервировка стола, поливка цветов и. т.д.)

        Обязательным условием для  формирования речевых и коммуникативных умений у дошкольников с ЗПР, является непосредственное участие родителей. Родители являются авторитетом, поэтому родительский пример, достаточно весом для ребенка. Работа с родителями осуществляется в следующих формах:

-консультации;

-анкетирование;

-совместные досуги;

-родительский клуб;

-семейные гостиные;

-тематические вечера.

 Такое взаимодействие позволяет повысить интерес  в развитии у детей коммуникативной функции речи.

Провожу коммуникативные игры: «Дотронься до…», «Возьми  себя в руки». «Добавление».

 В заключении  хотелось бы сказать. Что одним из главных направлений в своей работе я считаю  найти гармонию взаимоотношений между взрослыми и детьми, создание речевой среды, ведь способность общаться со сверстниками и с взрослыми и есть проявление речевых коммуникативных умений у детей с ЗПР.

Подготовила:  Логинова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

В настоящее время в системе отечественного образования реализуются интегративный подход. Всё активнее заявляет о себе возникший из идей интеграции современный образовательный подход – ИНКЛЮЗИЯ (или ВК...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....

Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...