Стрессоустойчивость педагога как условие качества образования
статья

Немцева Юлия Алексеевна

Профессия педагога одна из самых стресогенных. Зачастую, радея лишь о качестве процесса образования, все забывают, что эмоциональное состояние педагога оказывает на него непосредственное влияние, отражаясь на эмоциональном состоянии детей. Эмоционально истощенный педагог не может полноценно и качественно выполнять свои обязанности по отношению к детям, продуктивно организовать образовательный процесс поскольку находится в тяжелом подавленном состоянии. Поэтому задача педагога – психолога состоит в том, чтобы содействовать гармонизации отношений внутри коллектива через осознание педагогами своего эмоционального состояния и формирование умений использовать приемлемые способы саморегуляции в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemtseva_matushkina_statya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Немцева Ю.А.

МАОУ СШ № 148 СП «Детский сад», г. Красноярск  

Матушкина Н. Г.

Березовский детский сад …

Профессия педагога одна из самых стресогенных. Зачастую, радея лишь о качестве процесса образования, все забывают, что эмоциональное состояние педагога оказывает на него непосредственное влияние, отражаясь на эмоциональном состоянии детей. Эмоционально истощенный педагог не может полноценно и качественно выполнять свои обязанности по отношению к детям, продуктивно организовать образовательный процесс поскольку находится в тяжелом подавленном состоянии. Поэтому задача педагога – психолога состоит в том, чтобы содействовать гармонизации отношений внутри коллектива через осознание педагогами своего эмоционального состояния и формирование умений использовать приемлемые способы саморегуляции в педагогической деятельности.

Для того, чтобы оценить уровень комфортности психологического климата в коллективе и эмоциональное состояние людей, работающих с детьми, нами была сформирована батарея диагностических методик:

  1. методика оценки уровня психологического климата в коллективе (А.Н. Лутошкин), 
  2. экспресс – методика по изучению социально психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто),
  3. методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс),
  4. экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов (автор  О.Л. Гончарова).

Результаты опроса членов коллектива и наблюдений за деятельностью педагогов показали, что уровень эмоционального выгорания повышается в начале учебного года, когда работники выходят из отпусков, погружаются в рутину ежедневной деятельности, в конце календарного года и в мае месяце, когда учебный год подходит к концу. Именно в эти периоды педагоги более всего подвержены эмоциональному выгоранию и нуждаются в психологической поддержке. 

Поскольку стресс имеет множество проявлений, важно информировать педагогов о стрессовых состояниях, их влиянии на эмоциональное самочувствие человека. Нами проводятся блиц - консультации на темы: «Виды стресса и их проявления», «Что такое дистресс и как с ним бороться», «Загадочное слово эустресс», «Нервное истощение. К чему оно приводит?», «Что надо знать о стрессе и его проявлениях». Таким образом, педагоги получают возможность узнать о симптомах и различных проявлениях стресса. 

Чтобы снизить риски эмоционального выгорания, не допустить стрессовых состояний, нами проводится ряд мероприятий профилактической направленности. Замечательным средством сохранения эмоционального здоровья педагогов является искусство. Мы стараемся использовать в работе с педагогами не только художественный образ, но и музыкальные произведения, специально подобранные для слушания. Приемы арт-терапии позволяют:

  • Уменьшить психоэмоциональное напряжение и раздражительность, повысить жизненный тонус.
  • Выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме.
  • Научиться выражать подсознательные конфликты и внутренние переживания с помощью зрительных образов.
  • Добиться установления позитивных отношений между членами коллектива.
  • Сублимировать негативную энергию в творчество.

Еженедельно во время «Минуток здоровья» педагоги прослушивают музыкальные произведения, нацеленные на снятие тревожных состояний («Аве Мария» Шуберта, «Свет луны» Дебюсси, вальсы Штрауса и др.).

Основной целебный фактор в музыке это ритм. Ритмом обладает и наше тело. Поэтому одной из интересных находок в работе по переключению эмоций, снятию беспокойства, усталости педагогов является выполнение упражнения «Ритмические хлопки». Для этого необходимо встать широким кругом, закрыть глаза. После сигнала психолога, каждый отхлопывает какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы слышите только себя. Однако со временем, начнете различать ритмы своих соседей и сумеете создать общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза, продолжайте хлопать и общайтесь друг с другом взглядами. Игра продолжается до достижения конечной цели.  

Любой день имеет свой ритм, и если сегодняшний день не задался, то это «не ваш день». Что делать? Конечно, танцевать. Упражнение «Свободный танец» очень нравится педагогам. Три разных трека позволят сбить существующий ритм и задать новый. Важно в динамической медитации слушать свое тело и не контролировать движения, не думать о том, как вы выглядите, а просто отдаться ритмам. Нужен необычный, рваный, непривычный и неконтролируемый танец. Возможно, во время танца возникнут видения и это хорошо. Каким будет новый ритм неизвестно, главное в этом упражнении намерение. Предложенные приемы арт-терапии позволяют действовать бессознательно, тем самым снимая нервное напряжение и мышечные зажимы.

Кроме этого на ежемесячных практикоориентированных занятиях педагоги занимаются составлением мандал, оформлением коллажей «Мое эмоциональное состояние», рисованием музыки и собственных ощущений, изготовлением антистрессоров. Эти виды деятельности позволяют  погрузиться в процесс саморегуляции, получить возможность делиться личным опытом по снятию стрессовых состояний, выбрать для себя приемлемые способы выхода из стресса, расширить  арсенал используемых приемов.

Поскольку работу со стрессовыми состояниями необходимо заканчивать позитивно предлагается изготовить «Талисман для друга» из подручных материалов, после чего выполняется ритуал одаривания, при котором участники делятся на две команды и становятся в два круга - внутренний и внешний. Под музыку круги двигаются в разных направлениях. Музыка заканчивается, и участники вручают талисман стоящему напротив человеку. Действие повторяется трижды, что увеличивает интригу и повышает эмоциональный фон участников.

С педагогами «группы риска» по эмоциональному выгоранию и работе со стрессом организуется индивидуальная работа. При выполнении задания «Позвольте улететь своему стрессу» педагоги сначала некрасиво изображают стресс, затем его украшают, делая привлекательным. Из листа бумаги, на котором был прорисован стресс, мастерят самолет и запускают в открытое окно. После проведенных действий в рефлексивной беседе обсуждают чувства, испытываемые при рисовании самого стресса, украшенного стресса, отпускания его «на волю». В ходе этой работы педагоги получают опыт по самостоятельной коррекции стрессовых состояний.

Таким образом, возможность педагога - психолога оценить уровень психологического климата в коллективе и эмоционального состояния каждого позволяет увидеть и предотвратить проблему, оказывая своевременную поддержку. Осознание педагогами своего эмоционального состояния и умение использовать доступные и действенные способы саморегуляции дает возможность избежать истощения и эмоциональной перегрузки педагога, а значит, создать наиболее комфортную эмоциональную атмосферу для детей в детском саду.

Можно утверждать, что выстроенная нами работа по профилактике эмоционального выгорания позволяет повысить стрессоустойчивость педагогов, содействовать гармонизации отношений внутри коллектива, создать комфортные условия для пребывания детей в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ педагогами ДОУ как условие качества образования

Роль ИКТ в освоении детьми основной общеобразовательной программы, в развитии творческих возможностей педагога....

Статья «Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность б...

Презентация к статье на тему "Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования"

Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?...

«Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное образование.Это образование, которое каждому предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоционал...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога  для повышения качества образования  и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....

«Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»

Целью методической разработки является подготовка педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Для профессиональной и личностной подготовки педагогов н...