Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Черкашенинова  Екатерина Андреевна

 

 

Консультация для родителей

«Формирование пространственного мышления у детей с
общим недоразвитием речи"

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с общим недоразвитием речи. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовом процессе, в рисовании, конструировании.
К концу дошкольного, началу младшего школьного возраста у детей с общим недоразвитием речи формируются такие знания о пространстве: как форма (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал); 
величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам);
протяжённость (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально прямо, наклонно);
положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).
Овладение указанными знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и использовать словесные обозначения в экспрессивной речи, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно - кинестетическим, зрительного и слухового анализаторов входе совершения различных видов деятельности ребёнка, направленные на активное познание окружающей действительности.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно - игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.
Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.







Как заниматься с ребенком?

Задание № 1
Цель: выявить понимание схемы собственного тела; пространственных отношений в группе реальных предметов, изображенных на картинке и предметно - игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела. Проба Хэда:
- Подними правую руку.
- Подними левую руку.
- Прикоснись левой рукой к правому уху, дальше аналогично.

2. Усвоение ориентировок слева — справа.
Стихотворение В. Берестова.
Стоял человек на развилке дорог. Где право , где лево « понять' он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал той самой рукой , которой писал, . И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и пол подметал, «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево узнал ученик.

3. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой правой стороны). Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаём.
Знаем лево , знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка !
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

4. Уточнение пространственных взаимоотношений.
- стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
- по инструкции расположить предметы слева и справа от данного ;
- определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа ( «Я стою справа от Жени, а Женя -от меня.»);
- стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у сначала у себя , затем у товарища, левую руку, правую руку и т. д.


5. Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

6. «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Задание №2 Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.
1. «Соколиный глаз.» - соревнование для опытных стрелков.
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и яблоко. Нужно провести ровную прямую линию от лука до яблока не прерываясь и не отрывая руки от листа.
2. «Соревнование - стрельба по тарелочкам.»
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и множество тарелок в разных направлениях. Нужно провести ровные прямые линии от лука до тарелочек не отрывая руки от листа.
3. «Попади карандашом в кружки» (А.Э. 'Симановский).
На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.
Движение строго определено.
1-вариант: впервой строчке направление движения слева - направо, во второй строчке справа - налево.
П-вариант: в первом столбике направление движения сверху - вниз, во втором столбике снизу - вверх и т.д.


Задание №3 Цель: выявить понимание правого и левого направления в пространстве.
1. «Мышиные бега.» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)
На листе бумаги контуры мышек, бегущих влево и вправо. Требуется раскрасить их в разные цвета.
2. «Полёт ласточек.» (О.И. Крушельнщкая, АН. Третьякова) Упражнение аналогичное «Мышиным бегам», но усложнено большим количеством и расположением ласточек.


Задание №4 Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.
1. «Машина едет по дороге» (А.Л. Ветер).
На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого - дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом.
Можно придумать множество аналогичных игр. Можно использовать для тренировок и прохождение простейших лабиринтов.
2.«Опытный водитель» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)
3. «И снова за руль.» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова) Второе и третье задания аналогичны первому «Машина едет по дороге.»
4. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;
5. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;
6. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения - дополнительные упражнения, в которых необходимо
а) различить стороны листа; б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
в) обвести контур рисунка;
г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.
7, Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.


Задание № 5
Цель: Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
1. Методика «Грибок». (О.И. Крушельнщкой, А.Н. Третьяковой) Методика представляет собой задание на дорисовывание картинки, изображающей грибок.
Перед ребёнком лежит лист бумаги с недорисованным грибом и карандаш. Логопед просит дорисовать рисунок.
2.Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Задание № 6
Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с
рисованием; умение точно выполнять требование ведущего (взрослого);
графические навыки.
1. Графический диктант. (О.И. Крушелъницкая, А.Н. Третьякова) Задание выполняется на листе в клетку. Ребёнок должен вести линию из точки так, как ему диктует ведущий. Например: 6 клеток вправо, 2клетки вниз и т. д. В заключении дети сравнивают свой рисунок с образцом.
2. Графический диктант «Вычерти орнамент» Д.Б. Элъконипа - А.Л. Венгера.
Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
3. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
Задание № 7
Цель: выявить понимание пространственных отношений «вверх-вниз»,
«сверху-снизу».
Л Ориентировка на листе бумаги:
Нарисуй в верхнем правом углу листа - солнце, в нижнем левом углу -цветок, в верхнем левом углу листа - тучку (облако), в нижнем правом углу -домик (ёлочку), по середине листа - бабочку (дождик).
Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого - красный.
2, Ориентировка в пространстве:
Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).
3. Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.
Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа: - Куда спрятался котенок? Откуда выскочил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности».

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития больше всего подходит дошкольный возраст, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности, так как находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом. Изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию личности ребенка, углублению представлений об окружающем мире, приобретению знаний о предметах и явлениях, решению задач речевого развития детей: обогащению словарного запаса, развитию связной речи, правильного произношения, умению описывать увиденное, рассказать о созданном изображении.

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

В.П. Глухов, В.А. Ковшиков и другие авторы отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны:

- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

- недостаточный объем сведений об окружающем,

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

- общая психофизиологическая расторможенность; 

- недоразвитие общей и мелкой моторики.

Наиболее благоприятным периодом развития творческих способностей выступает старший дошкольный возраст (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР показало, что задержка в развитии речи ведёт за собой и задержку развития воображения, так как у детей с общим недоразвитием речи речевой опыт ограничен, разговорная речь бедная, малословная.

Все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире.

Рисунки детей-логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесённости частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей-логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому порой яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у таких детей в изобразительной деятельности являются:

- активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности;

- развитие познавательной активности;

- организация коррекционно-развивающей направленности занятий по    изобразительной деятельности;

- создание предметно-развивающей среды для обеспечения обучающей методики;

- повышение профессионального мастерства педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого развития детей.

 Основной целью моего исследования явилось изучение специфики и возможности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по рисованию.

 Проанализировав работы старших дошкольников с ОНР (в сравнении с обычными группами воспитанников того же возраста), я заметила, что их рисунки отличаются бедностью колорита и недостаточной реалистичностью. Например, фигура человека бывает выше дома, а из основных цветов дети редко используют более двух-трех. Отсюда следует, что на занятиях ИЗО с такими детьми нужно «проговаривать» выполняемую работу. 

Необходима также и система коррекционно-развивающей деятельности, индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, формировать познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то воображение будет значительно отставать в развитии.

Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. При реализации специальной обучающей методики по изобразительной деятельности у детей возможно преодоление общего недоразвития речи посредством развития творчества.

Обучающие занятия должны учитывать ряд психолого-педагогических условий, в том числе иметь коррекционно-развивающую направленность, ориентированную на индивидуальные особенности психофизиологической сферы детей и способствующую развитию творчества. Коррекционно-развивающие методы (пальчиковая гимнастика, элементы логоритмики, музыкотерапия и др.) интересны детям и помогают проявлению индивидуальности, творческому самовыражению, самораскрытию личности.

Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса.

НОД изобразительной деятельностью носит интегрированный характер, теснейшим образом связаны с такими разделами, как ознакомление с окружающим миром, природой, развитием речи. Они включают в себя игровые элементы, часто полностью построены на них, что позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное, более продуктивным.

За основу занятий можно брать сказочно-игровую форму преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры-импровизации, погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера придадут занятиям динамичность, создадут интригу, вызовут интерес. При этом нужно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, владения лексикой, грамматические отклонения.

При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности, а затем с такими, как космос, День защитника Отечества, перелетные птицы и др.

На первоначальном этапе обучения дошкольники знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, В. Сутеева, А. Каневского, А. Пахомова и других художников помогает осуществлять задачи эстетического воспитания.

Вместе с детьми обсуждаются просмотренные картины известных художников. Задаются вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грусть или радость? Какие краски нужны ему были для этого? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?

После ответов детей знакомлю их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией.

Монотипия считается  одной из простейших графических техник и очень нравится дошкольникам. Она пробуждает фантазию ребёнка. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа гуашевой краской рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Также можно оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнуть лист пополам и плотно его сжать. Развернуть и увидеть необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь!

В работе по развитию творческих способностей дошкольников с речевыми нарушениями наряду с монотипией использую и другие оригинальные технические приемы и разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Пальчиковая живопись.

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Начать можно с простых изображений - цветок, солнышко, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом. Можно поместить несколько пятен густой краски на лист бумаги. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Рисование руками и пальцами не только увлекает детей, но прекрасно развивает осязание.

Пятна и кляксы. 

Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, дерево, цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Лепка, рисование пластилином.

«Рисование» пластилином вырабатывает усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, развивает мелкую моторику рук. Лепить можно как из пластилина, так и из соленого теста, глины, пластика. Лепка способствует развитию тактильных ощущений и тонких ручных навыков. Если мы ставим цель развитие творческих способностей, то можно просто начать что-то лепить на глазах у ребенка, и он подключится к работе.

Рисование губкой.

Обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.

Коллаж.

Изготовление аппликаций и коллажей - это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное - всегда иметь под рукой интересный материал для творчества. Это могут быть: куски фольги, разнообразной бумаги (папиросной, оберточной, гофрированной, цветной), лоскутки самых разных тканей, шнурки, пуговицы, пряжа, ватные шарики, перья, листья, семена, кусочки коры, красивые фасолины, фигурные макаронные изделия, сыпучие материалы (поваренная соль, крупы и т.д.). Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги накладываются (насыпаются) приготовленные материалы. Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание).

Все это важно для детей с ОНР. Создание сюжетной картины помогает развить зрительно-моторную координацию, умение планировать и доводить дело до конца. Выполненные работы могут иметь практическую направленность, например, для оформления группы.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, развитие фантазии, наблюдательности, импровизации.

Также важной является заключительная часть занятия, где в изобразительной деятельности происходит закрепление впечатлений, полученных в ходе беседы. В заключительной части можно использовать релаксационные упражнения.

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей-логопатов. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей-логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Цель взаимодействия детского сада и семьи – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на его проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться его успехам).

Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. В конце учебного года будет проведен мониторинг развития детей с ОНР. Видимые изменения, основанные на наблюдениях за детьми во время работы, уже заметны сейчас: у них проявляется повышенная познавательная мотивация, работоспособность, положительная эмоциональная окраска поведения, дети проявляют инициативу и самостоятельность. У детей появился еще больший интерес к изобразительной деятельности, улучшилось качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла).

Таким образом, развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование авторских сказок при коррекции зрительно-пространственных функций у детей с общим недоразвитием речи."

Предлагается серия  авторских   сказок с помощью которых можно познакомить детей с макро и микро пространством,  развить зрительно-пространственных функций у дошкольников с тяжелыми реч...

«Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с общим недоразвитием речи....

Консультация для родителей по теме: "Формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи".

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям развивать речь своего ребенка....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

об особенностях формирования и развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

консультация для родителей. Тема. Экологическая среда, как средство формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....

«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной  значимостью и ролью в развитии личности ре...

Консультация для родителей: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...