Особенности осуществления активизации коммуникативных навыков старших дошкольников в условиях логопедической группы
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Развитие каммуникативных навыков и качеств у старших дошкольников через построение цикла логопедических занятий на интеграции "Речевого развития" и "Социально-коммуникативного развития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaydanovich_s.m._statya_po_programme.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности осуществления активизации коммуникативных навыков старших дошкольников в условиях логопедической группы

Кайданович Светлана Михайловна, методист

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №9 структурное подразделение «Детский сад «Клубничка» г. о. Тольятти

445054 Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 91.

Тел.: (8482)264508

skaydanovich@mail.ru

Современные условия жизни общества сопряжены с увеличением миграционных потоков и проживанием некоренного населения в русскоязычной среде,  увеличивается количество детей-беженцев и вынужденных переселенцев, не владеющих русским языком, или владеющих русским языком на недостаточном уровне.

 Воспитание дошкольников в условиях двуязычия стало одной из актуальных проблем для образовательных учреждений города Тольятти. В наш регион происходит миграция переселенцев из Армении, Грузии, Таджикистана.  Доля детей-билингвов в детском саду – 4,7 %. Таким образом, проблема адаптации детей, для которых русский язык не является родным, к русскоговорящей среде, а также выравнивание стартовых возможностей перед поступлением в школу очень актуальна.    На базе нашего учреждения разработана и успешно прошла апробацию программа «Формирование у детей-инофонов навыка русского языка в условиях интегрированного обучения». Программа  рецензирована на городском и региональном уровне и успешно реализуется в течение 6 лет.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми   III уровня (общего недоразвития  речи).

Образовательная деятельность  учителя-логопеда

        Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

  1. понимание речи и лексико-грамматических средств языка;
  2. произносительной стороны речи;
  3. самостоятельной развернутой фразовой речи;
  4. по подготовке дошкольников к овладению элементарными навыками письма и чтения.

На первом году обучения (старшая группа) пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических НОД делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды НОД  по формированию:

  • связной речи;
  • словарного запаса;
  • грамматического строя;
  • произношения.

Формирование лексического запаса и грамматического строя в ходе НОД осуществляется поэтапно:

  1. дети знакомятся непосредственно  с изучаемым явлением;
  2. дети с помощью отчетливого образца речи взрослого учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
  3. педагог организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.

Образовательная деятельность  воспитателя

В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах,  обусловленных особенностями речевого дефекта.

        Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой общеобразовательного детского сада.

В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мотивации, доступных форм мышления.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Основными задачами воспитателя  в области развития речи состоят в следующем:

1)расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2)развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

3)автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звукослоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. В случае необходимости воспитатель исправляет речь ребенка. Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и развлечения. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

        При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь для понимания речи должен быть шире, чем для активного использования в речи.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными   и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

            Образовательная деятельность  педагога-психолога

Целью деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении  является повышение комфортности образовательной среды ДОУ, способствующей достижению основного образовательного результата (формирование у выпускников подготовительных групп универсальных учебных действий) и  оптимизация процессов развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Основной задачей педагога-психолога является работа по обеспечению успешной социализации детей с ОВЗ.

Для решения этой задачи  используются следующие виды деятельности:

 - заседания ПМПк,

 - психологическая диагностика,

 - коррекционно-развивающая,

 - консультативная работа.

Психологическая диагностика проводится два раза в год по методике Е.А. Стребелевой для воспитанников 5-7 лет.

Коррекционно-развивающая работа (групповые занятия с детьми в свободной деятельности 1 раз в неделю и индивидуальные занятия по коррекционно-развивающим программам 1 раз в неделю).

В старших логопедических группах коррекционно-развивающая  работа ведется по  программе эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» авторы Крюкова С.В., Слободняк Н.П. В подготовительных логопедических группах по программе психологических занятий с детьми 6-7 лет, авторы Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Приключения будущих первоклассников». Особую важность имеет работа по профилактике и коррекции нарушений личностного развития у детей с ОВЗ, так как именно этот аспект остается вне внимания других специалистов.

Консультативная работа включает в себя психопросвещение педагогов (проведение групповых и индивидуальных консультаций, выступления на педагогических советах,  семинары-практикумы) и родителей (выступление на родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, организация семейного клуба).

            Образовательная деятельность  музыкального руководителя

В коррекционной работе с детьми ОВЗ музыкальный руководитель осуществляет

деятельность по следующим направлениям

Педагогические задачи

Виды деятельности

Развитие мелкой моторики        

  • Упражнения с различным дидактическим материалом.
  • Пальчиковые игры.        
  • Игра на детских музыкальных инструментах.
  • Танцевальные движения.
  • Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

  • Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

  • Использование музыкальных духовых инструментов.
  • Распевки.
  • Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

  • Хоровое пение.
  •  Движения с речью под музыку.
  •  Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

  • Использование попевок.
  • Хоровое и индивидуальное пение.
  • Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

  • Разучивание и пение песен.
  • Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

  • Разучивание текстов песен.
  • Драматизация.
  •  Музыкальные спектакли, инсценировки.
  •  Кукольный театр.

Развитие словаря

  • Пополнение словаря музыкальными терминами.
  •  Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

  • Драматизация.
  •  Кукольный театр и куклы бибабо.
  • Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

  • Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

  • Участие детей в музыкальных представлениях.

Схема взаимодействия специалистов в условиях коррекционной логопедической группы

Решает учитель-логопед

Решают воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель

Создание условий для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками. Побуждать детей:

•        обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

•        к речевому общению между собой. Обследование речи детей, состояния психических процессов, связанных с речевой деятельностью (сентябрь, май).

Заполнение речевой карты

Встреча детей после летних каникул, побуждение их к речевой активности (по летним впечатлениям). Постоянное активное общение с детьми:

•        отвечать на все вопросы детей;

•        побуждать к познавательному общению во время прогулок;

•        беседовать по поводу прочитанного и т.д. Обследование уровня общего развития детей, их знаний, навыков по программе предыдущего года (сентябрь).

Отслеживание динамики развития (январь, май). Заполнение протокола обследования

Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала

Составление перспективного тематического плана работы.

Обеспечение преемственности в изучении речевого материала и более углубленной работы над ним на втором году обучения

Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы. Обеспечение контроля за правильной речью детей с учетом их возможностей

Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала

Начало работы над звукопроизношением. Использование наработанного воспитателями словаря на логопедических занятиях. Начало работы над грамматическими темами. Расширение объема высказываний детей, формирование навыка употребления сложных предложений, использование выработанного воспитателями навыка связной речи — диалогической и монологической

Предъявление требований к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы:

•        речь взрослых — четкая, ясная, красочная, грамматически правильная;

•        общение с детьми — вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и просьбы, обсуждать возникающие у них проблемы;

•        тактильный контакт с детьми;

•        вопросы к детям — конкретные, без лишних слов, поручения — в соответствии с правилами этикета

Продолжение, закрепление, контроль над развитием навыков звукопроизношения. Начало работы по обогащению и накоплению словаря по той или иной лексической теме. Закрепление на занятиях и в повседневной жизни группы изучаемых грамматических тем. Начало работы над развитием связной речи детей

Предъявление детям образцов правильной литературной речи:

•        включение в речь разнообразных образцов речевого этикета;

•        обогащение речи пословицами, поговорками, стихами;

•        прослушивание грампластинок и аудиокассет с записями литературных произведений в исполнении артистов и профессиональных чтецов;

•        поощрение детского словесного творчества (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т.д.);

•        организация и проведение специальных речевых игр;

•        приобщение детей к культуре чтения;

•        развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением слов)

По возможности включение в работу по лексико-тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования жизненной компетенции детей (ОБЖ для дошкольников)                                      

Развитие внимания и памяти (слуховой, зрительной, вербальной):

•        выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций; • передача с помощью речи последовательности совершаемых действий;

•        использование различных форм обращений к детям;

•        включение дидактических игр и упражнений во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;

•        решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций

• заучивание речевого материала

разной степени сложности. Развитие фонематического восприятия:

•        полный звукослоговой анализ и синтез слов типа кот, суп (начало учебного года);

косы, замок, шапка (2-й период обучения); стол, шарф и трехсложных (3-й период обучения);

•        преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков;

•        преобразование слогов в слова;

•        дифференциация звуков по акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие);

•        усвоение терминов: слово —слог — звук, гласный звук, согласный звук, предложение

Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе. Картотека -включает игры:

•        на внимание;

•        тренирующие наблюдательность;

•        на быстроту реакции;

•        приучающие ценить время;

•        развивающие глазомер;

•        воздействующие на эмоции и чувства;

•        на смекалку;

•        на ориентировку в пространстве и на плоскости листа;

•        игры-диалоги, игры-сценки.

• Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов в игровой занимательной форме с элементами соревнования

Развитие доступных детям форм словесно-логического мышления:

•        описание предметов (выделение существенных признаков);

•        сравнение предметов (анализ, обобщение);

•        исключение четвертого лишнего (объяснительная речь);

•        установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях;

•        выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д. при работе по сериям картинок, обсуждении проблемных ситуаций

• Обогащение знаний и представлений об окружающем — важнейший источник развития речи детей. Развитие познавательных интересов, познавательной активности

Литература

  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада - Москва: Мозаика-Синтез, 2010
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе - Москва: Мозаика-Синтез, 2010
  3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду - Москва: Мозаика-Синтез, 2011  
  4. Максакова А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников – Москва: Мозаика -Синтез, 2010
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации.  Москва, АСТ, 2011
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи - Москва, АСТ, 2012
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - Москва, АСТ, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный материал для работы с детьми по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников в игре.

Одним из аспектов формирования коммуникативных навыков детей  является обогащение опыта детей образцами речевых и поведенческих проявлений в диалоге. Для этого требуется обеспечить многократное в...

Картотека подвижных игр по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи в игре" являются игровые методы. Подвижные игры, представленные в картотеке,  используются в непосредственно образовательно...

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Подвижная игра как средство активизации двигательной деятельности старших дошкольников в условиях детского сада

Для растущего организма двигательная активность имеет решающее значение. Однако в ДОУ ее значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного, психиче...

Особенности работы с семьёй, воспитывающей заикающегося дошкольника, в условиях логопедической группы

В статье раскрываются особенности работы с родителями дошкольников, посещающих логопедическую группу детского сада. Основное внимание уделяется взаимодействию с семьями детей, страдающих заиканием. Эф...