Особенности организации конструктивной деятельности с воспитанниками с нарушениями зрения
консультация по коррекционной педагогике на тему

Локтева Наталия Александровна

Консультация для воспитателей группы компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. рассмотрены вопросы: особенности конструктивной деятельности дошкольников; коррекционные задачи на занятиях по конструированию; индивидуально-дифференцированный подход при обучении конструктивной деятельности; содержание коррекционно - педагогической работы по данному разделу; план проведения ООД по конструированию; офтальмологические требования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей группы компенсирующего вида

для детей с нарушениями зрения.

Тема: «Особенности организации конструктивной деятельности с воспитанниками с нарушениями зрения».

План:

  1. Особенности конструктивной деятельности дошкольников.
  2. Коррекционные задачи на занятиях по конструированию.
  3. Решение коррекционных задач по развитию конструктивной деятельности у  воспитанников с нарушениями зрения.
  4. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при обучении конструированию.
  5. План проведения организованной образовательной деятельности по конструированию.
  6. Офтальмологические требования.

  1. Особенности конструктивной деятельности дошкольников.

Конструирование – это процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное пространственное расположение частей и элементов и способы их соединения в соответствии с назначением построек – сооружений. На занятиях по конструированию дети учатся планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.

Конструирование дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать цвет, форму, величину, усваивать название деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, действовать по образцу, координировать движения рук.

Возводя постройку, ребенок начинает на опыте убеждаться, что одни детали устойчивы в любом положении, другие – лишь в определенном положении, что различные сочетания деталей дают различную прочность. Трудно, например, создать прочную постройку из одних пластин, но, сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик.

В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства. Так, например, куб одинаково устойчив, на какую бы грань его не поставили, а вот брусок будет устойчив лишь в том случае, если его положить на любую боковую грань: поставленный торцом, он теряет свою устойчивость. Чтобы придать устойчивость высокому неустойчивому предмету, его нужно зажать между тяжелыми устойчивыми предметами.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 2-3 года это делает взрослый. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может провести самостоятельный анализ образца или конструкции, выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа.

В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию с практической точки зрения, выделяя части, устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Конструирование в группах для детей с нарушениями зрения имеет ряд особенностей. Недоразвитие или нарушение глазодвигательных функций, глазомера затрудняет фиксацию взора, вызывает затруднения в установлении пространственных связей и отношений между предметами. Отмечаются недостатки прослеживающих функций, что нередко обуславливается сужением поля зрения, что вызывает нарушения в микро- и макроориентировки детей.

Поэтому каждое занятие по конструированию должно отвечать коррекционным целям.

  1. Коррекционные задачи на занятиях по конструированию.
  1. Развивать мелкую моторику.
  2. Развивать зрительно - двигательную ориентацию.
  3. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.
  4. Учить правильно воспринимать сенсорные эталоны, выделять объемные предметы в макропространстве, соотносить формы объемных предметов и заданные эталоны геометрической формы.
  5. Учить расчленять сложную форму на составные части.
  6. Учить соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношение между объектами.
  7. Развивать представления о трехмерности пространства.
  8. Развивать словесную ориентацию.
  9. Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, сравнения, группировки, классификации, то есть формировать деятельные умения.
  10. Развивать коммуникативную деятельность.

  1. Решение коррекционных задач по развитию конструктивной деятельности у воспитанников с нарушениями зрения.

Для решения коррекционных задач на занятиях по конструированию необходимо использовать систему дидактических игр.

  1. Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных эталонов.
  1. Усвоение сенсорных эталонов.

Обследование конструктивных деталей, перенос их на бумагу с последующим вырезанием, соотнесение силуэтного, контурного изображения с конструктивной деталью. Сравнение конструктивных деталей и их силуэтных изображений путем наложения и приложения.

  1.  Систематизация сенсорных эталонов.

Игра: «Каждую фигуру на свое место». Цель: знакомство с видами геометрических фигур, с формами конструктивных деталей.

Игра: «Найди детали такой же формы». Цель: закрепление знаний о разновидностях форм конструктивных деталей.

Игра: «Построй лесенку». Цель: упражнение в расположении элементов в ряд по величине в убывающем и возрастающем порядке, закрепление умения устанавливать соотношения между элементами по высоте, длине, ширине, толщине.

  1. Использование сенсорных эталонов.

Игра: «Найди пару». Цель: тренировка в группировании с учетом выделения одинаковых предметов.

Игра: «Четвертый лишний». Цель: тренировка в выделении одинаковых конструктивных деталей, существенных признаков и в обобщении.

Игра: «Найди предмет такой же формы» Цель: развитие действий соотнесения предмета с эталоном.

  1. Развитие действий перцептивного моделирования.

Игра: «Составь предмет из фигурок». Цель: учить зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие известным геометрическим фигурам, воссоздать форму предмета из геометрических фигур.

Игра: «Сложи квадрат». Цель: воссоздание формы квадрата из частей.

Игра: «Построй такую же конструкцию». Цель: учить зрительно расчленять форму контурного изображения конструкции, воссоздавать конструкцию из геометрических фигур.

  1. Развитие познавательных способностей при обучении конструированию.

В основе развития познавательных способностей лежат действия наглядного моделирования.

  1. Использование заместителей в конструктивных заданиях.

Игры: «Покажи детали такого же цвета, формы, величины», «Расставь кубики так, как показано на схеме», «Продолжи ряд», «Составь узор по схеме», «Построй конструкцию по плану». Цель: соотнесение признаков конструктивных деталей с заданными эталонами.

  1. Решение познавательных задач на основе построения модели.

Построение графической модели; преобразование схемы путем введения в нее уточнения и дополнении я в соответствии с выбранным образцом постройки; создание схем разных проекций готовой постройки.

  1. Решение познавательных задач с помощью наглядных моделей.

Самостоятельный анализ графической модели; построение конструкций в соответствии со схемами, выполненными в прямоугольной проекции.

  1. Развитие творческих способностей при обучении конструированию.

Игры: «Найди конструкцию по памяти», «Опиши конструктивную деталь, конструкцию по памяти», «Дорисуй чертеж по памяти», «Найди деталь по точному описанию».

 Конструирование по условиям, по замыслу.

  1. Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода при обучении конструированию.

Одна из главных задач – включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала по конструированию.

Для этого необходимо знать и учитывать:

- состояние зрения и этапов лечения;

- общие умственные способности;

- программные конструктивные знания, умения и навыки.

Для коррекционной работы на занятиях по конструированию с детьми с нарушениями зрения  необходимо знать и учитывать возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения.

  1. Трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия:

- предметность, что часто приводит к схематизму зрительных образов, отсюда неполное и неточное отображение внешнего мира;

- константность, что приводит к затруднениям в определении местоположения;

- обобщенность, что что снижает способность вычленять в объекте существенные признаки, так как внимание фиксируется на случайных элементах.

2. Трудности, связанные с нарушением тонкой моторики и зрительно-моторной координации:

- для детей с нарушениями зрения характерно снижение точности движений, детали конструктора накладываются неточно, нарушается устойчивость конструкции.

        3. Трудности, связанные с недостаточным развитие мыслительной деятельности :

- неразвитость операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения приводит к ошибкам в установлении сходного и отличного в образцах;

- недостаточная гибкость мышления приводит к затруднениям при усвоении новой темы.

        Следует учитывать, что дети со зрительной патологией медлительны, часто отвлекаемы, что сказывается на их работоспособности.

  1. План проведения организованной образовательной деятельности по конструированию.

При проведении ООД по конструированию с использованием графического образца необходимо придерживаться следующей последовательности:

- назвать изображенный на схеме предмет;

- указать его функцию;

- обследовать:

        а) выделить основные части;

        б) установить пространственное расположение этих частей;

        в) выделить детали в основных частях постройки;

        г) установить пространственное расположение этих деталей по отношению друг к другу;

- перенос в плоскость, то есть выкладывание постройки из плоских фигур на магнитной доске (в случае, если дети затрудняются);

- последовательное соотнесение элементов графической модели с частями предмета, установление их соотнесения и адекватных им строительных деталей.

        Использование такой последовательности при обследовании обеспечивает формирование целостно-расчлененного представления о конструируемом объекте, способствует не только выделению отдельных частей, но и установлению существенных отношений между ними, что имеет важное значение для формирования мыслительных процессов у детей. Систематическое проведение анализа образцов графических изображений по выше указанной схеме обеспечивает усвоение темы и последующее ее использование.

        На каждом занятии необходимо использовать игровой прием, так как он способствует привлечению внимания к задаче, облегчает работу мышления, воображения.

        На последующих этапах используются ориентиры: штриховка, цветовые сигналы, которые обращают внимание детей на то, что необходимо выполнить соединение деталей или на опорные элементы конструкции, с которых необходимо начать постройку.

        Поскольку детям с нарушениями зрения трудно последовательно извлекать из модели нужную информацию, а также, учитывая возраст детей, на более сложных занятиях поочередно предъявляется несколько моделей, в которых постепенно увеличивается количество элементов. Таким образом, задается не только конечный вид постройки, но и последовательность ее создания. С целью активизации мышления ребенка в конце занятия желательно проводить игровые моменты: «Поставь матрешку там, где указано на чертеже». Сначала место обозначается цветовым сигналом, а в последствии, просто указывается указкой. Такие игровые элементы позволяют закреплять умение соотносить элементы чертежа с элементами постройки.

  1. Офтальмологические требования к ООД.
  1. Чертежи изготавливаются в черно-белом изображении, с четким контуром фигур; для демонстрации – в 1,5 – 2 раза больше установленных размеров.
  2. Чертеж точно и четко передает признаки и свойства, присущие определенному предмету.
  3. Для предоставления сложной графической модели применяются поэтапные графические чертежи, которые позволяют более подробно ознакомиться с отдельными частями.
  4. В графических изображениях соблюдаются пропорциональные соотношения.
  5. Размеры чертежей, их элементов зависят от зрительных нагрузок конкретно длдя каждого ребенка и демонстрируются на подставках.
  6. Демонстрация образца постройки организуется на цветном фоне.

Необходимыми атрибутами занятий является фланелеграф, настенная доска, укрепленная на доступном для детей уровне. Фланелеграф используется при проведении подготовительных игр на моделирование пространственных отношений предметов, при построении конструкций на плоскости, впоследствии – при складывании специально подготовленных разрезных картинок и т.д. Полезно также сделать большую магнитную доску, которая дает много вариантов применения известных приемов обучения и повышает заинтересованность детей в выполнении заданий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации педагогического процесса с детьми с нарушением зрения».

В данном методическом материале рассматриваются особенности педагогической и профилактической работы с детьми в детсом саду "Морозко", имеющими нарушения зрения....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»

     Данный материал позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения....

Проект по театрализованной деятельности как фактор развития социального опыта воспитанников с нарушением зрения «Театр и мы»

Те, кто хоть раз общался с ребенком с нарушением зрения, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения наклдываются самой природой. Но это...

Консультация для музыкального руководителя "Особенности организации музыкальных занятий у детей с нарушением зрения"

Музыкальное искусство занимает важное место в системе воспитания. Оно обладает большими возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственных основ, на становление личн...

«Организация специализированной коррекционной помощи воспитанникам с нарушением зрения в условиях компенсирующего детского сада.»

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановлен...