Формирование сенсорных эталонов у детей с ОВЗ
проект по коррекционной педагогике на тему

 Педагогический проект "Формирование сенсорных эталонов у детей с ОВЗ через дидактическую игру"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ

«Формирование сенсорных эталонов у детей с ОВЗ через дидактическую игру».

                                                                                Подготовила: Калмыкова Л.М.

                                                                          Воспитатель lКК

Описание проекта.

Сенсорное развитие ребенка – формирование представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов:

  • цвет
  • форма
  • величина

Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ:

  1. Образовательные:
  • Развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  • соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
  • развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  • обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  • формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
  1. Развивающие:
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать мелкую моторику.

Актуальность проекта.

Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание и развитие детей с ОВЗ включает в себя:

  • Развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и примеривания.
  • Формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания.
  • Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина.

Формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.

  • Фундаментальную предпосылку для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

Цель проекта:

систематизировать работу по сенсорному развитию детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

-Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

- Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей с ОВЗ.

- Разработать программу сенсорного развития детей с ОВЗ.

-Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по сенсорному развитию.

Ожидаемый результат:

повышение уровня сенсорного развития детей.

Сроки проекта: сентябрь – май 2015 - 2016 г.

Участники проекта:дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Главные принципы, которые мы на опираемся в работе:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно - образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Игровые часы.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

включает:

  • повышение уровня профессиональной компетентности;
  • определение объема материала, который будет адресован детям.
  • планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

  1. Изучение специализированной литературы;
  2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Забавные прищепки», «Подбери по цвету» ;
  3. Оборудование «дидактического стола»;
  4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
  5. Подбор заданий и проведение диагностики;
  6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
  7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
  8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап:творческий (основной)

включает:

  • Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
  • Оформление стендов для родителей по теме проекта;
  • Консультации для родителей.

реализация:

  1. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорно - моторных навыков;
  2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры.
  3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
  4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  5. Проведение дидактических игр;
  6. Исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

включает:

  • Подведение итогов

реализация:

  1. Диагностика детей;
  2. Выводы.

Перспективный план
по сенсорному развитию

Сентябрь

Соотнесение по величине и форме. Группирование по величине и форме.

Октябрь

Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Ноябрь

Учить детей сравнивать предметы по цвету путем накладывания их друг к другу. Группирование по цвету.

Декабрь

Группировать объекты отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Группировать объекты сходные с образцом.

 

Январь

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Учить детей подбирать предметы по слову, но по два оттенка каждого цвета спектра.

Февраль

Учить детей зрительно обследовать, узнавать, правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее.

 Март

Чередование по форме. Чередование по величине.

Апрель

Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Закреплять знания детей о форме.

Май

Учить сравнивать несколько объектов по величине.

Воспитание умения группировать предметы, быстроты мышления, познавательной активности; развитие внимания, речи, совместной игровой деятельности.

Календарный план

по сенсорному развитию

Сентябрь

1.

Игра Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Цель: учить детей группировать предметы по величине.

Игра «Чем похожи, чем отличаются»
Цель: закреплять понятия величины.

2.

Игра Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы
Цель: группирование по форме.

Игра Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Цель: учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине.

Октябрь

1.

Игра «Воздушные шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений Игра «Улетающие шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, дать представление о белом и черном цветах

2.

Игра «Лебедушка»

Цель: Дать детям представление о том, что цвет - признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закрепить знания цветов спектра.

Игра «Живое домино»

Цель: Дать детям представление о том, что цвет - признак разнообразных предметов и используется для их обозначения. Закрепить знания цветов спектра.

Ноябрь

1.

Игра «Красивый букет»

Цель: познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем накладывания их друг к другу. 

Игра «Подбери такой же»

Цель: закреплять умение выбирать предметы по признаку.

2.

Игра «Зажги фонарик»

Цель: упражнять детей в названии цвета предметов Игра «Полосатые коврики»

Цель: учить детей практически применять полученные знания, сравнивать по цвету.

Декабрь

1.

Игра «Кто скорее соберет игрушки»

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет.

Игра «Каждую бусинку на свою нитку»

Цель: учить детей группировать объекты, сходные с образцом. 

2.

Игра «Разноцветные обручи»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет. 

Игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Январь

1.

Игра «Разноцветные обручи»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет. 

Игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

 

Февраль

1.

Игра «Назови геометрическую фигуру»

Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) Игра «Домино фигур»

Цель: учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее.

2.

Игра Выкладывание мозаики на тему «Елочки и грибочки» Цель: группирование предметов по цвету.

Игра Нанизывание больших и маленьких бусин. Цель: Чередование по величине.

Март

1.

Игра Нанизывание бусин разной формы.

Цель: Чередование по форме. 

Игра «Попади в отверстие»

Цель: соотнесение по форме и величине.

2.

Игра Лото «Цвет и форма»

Цель: закреплять цвета и формы предметов.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять название геометрических фигур, учить находить предметы той же формы.

Апрель

1.

Игра Нанизывание бусин разного цвета

Цель: Чередование по цвету.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановке, пользуясь геометрическими образцами.

2.

Игра «Геометрическое лото»

Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Игра «Что лежит в мешочке»

Цель: закреплять знания детей о геометрической форме.

Май

1.

Игра «Упражнение с кругами»

Цель: дать детям представление об отношениях трех предметов по величине.

Игра «Что там»

Цель: закреплять умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки).

2.

Игра «Сделаем столбики»

Цель: закрепить умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимательность и память детей.

Литература.

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

2. Венгер Л.А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

3. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;

4. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. Мет» 1996;

5. Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.

6. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с родителями "Формирование сенсорных эталонов у детей при проведении подвижных игр"

Мастер-класс с подвижными играми и различными видами гимнастик.Образовательная область: "Сенсорное воспитание”  Интеграция областей: "Здоровье", "Познание", "Социализация", "Коммуникац...

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания, особенно у детей раннего возраста. На них почти полностью возлагалась задача формирования се...

"Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

Презентация"Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развития ребёнка"

Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствахпредметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.Значен...