РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Толерантность и дошкольное образование: проблемы взаимодействия ДОУ, семьи, общества").
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. На протяжении ряда лет многочисленные исследования в области специальной дошкольной педагогики были посвящены развитию и коррекции познавательной деятельности, формированию общеобразовательных знаний, умений и навыков у таких детей. При этом задачи исследования в области содержания социального воспитания и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями длительное время не рассматривались. В ходе социального развития ребенка дошкольного возраста закладываются основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка ребенка в реалиях предметного мира, созданных руками человека, явлениях собственной жизни и деятельности, в самом себе и явлениях общественной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_konferentsii.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития отечественной системы специального образования переосмысливаются концептуальные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование содержания обучения, методов и приёмов работы в новых социально-экономических условиях даёт возможность реализовывать личностно-ориентированный подход в образовательном процессе детей с ОВЗ.

В области специальной дошкольной педагогики долгое время исследовались развитие и коррекция познавательной деятельности, формирование общеобразовательных знаний, умений, навыков у таких детей. На результаты социального развития и воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ должного внимания не уделялось.

Ещё Л. С. Выготский в своих работах доказал, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, где реализуются потенциальные возможности ребёнка. Продолжение идей учёного нашло отражение в трудах его учеников: Л.И.Божович, А.В.Запорожца, Р.Е.Левиной, А.Р.Лурия, Н.Г.Морозовой и Д.Б.Эльконина.

Под влиянием современных ориентаций общества и государства, в связи с переходом отечественной системы специального образования на качественно новый виток развития необходимо переосмыслить роль личностного, социального развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Основная позиция обновления дошкольного специального образования – создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта. В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребёнка в целом.

У большинства нормально развивающихся детей достаточно быстро формируются социальные умения при минимальном обучении. Детей с ОВЗ необходимо учить этим навыкам постоянно и систематически, так как процесс интеграции таких детей в общество зависит не столько от уровня развития, сколько от личностных качеств. Уже с самого раннего детства возникают проблемы в установлении любых форм взаимодействия с людьми, которые их окружают. Как следствие, это мешает становлению личностных качеств и формированию осознанного отношения к окружающему миру. У этих детей первое проявление самосознания, выделение своего «я», которое обычно находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, неудачу, возникает лишь после 4 лет (А.А.Катаева, Е.А.Стребелева). Такие дети не понимают, не могут осмыслить свой каждодневный опыт и поступки людей, окружающих их. В поведении дошкольников с ОВЗ преобладают импульсивные действия и сиюминутные желания. Все эти особенности отрицательно сказываются на формировании поведения и становлении личности такого ребёнка.

Негативные факторы в развитии детей, имеющих жизненные ограничения, сказываются в процессе образования и воспитания. Но учёт общих закономерностей развития и индивидуальных особенностей ребёнка помогает реализовывать имеющийся внутренний потенциал и формировать такие потребности, которые повышают социально значимую личностную активность.

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы группы «Особый ребенок». Мою группу посещают 8 детей, имеющих сложные нарушения в развитии. Занятия проводятся по индивидуальным программам воспитателем, психологом, дефектологом, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Одним из актуальных и эффективных методов работы с нашими детьми  является метод проектов. Методика проектной деятельности дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в социуме. Некоторые педагоги, работающие с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, испытывают опасения при внедрении метода проектов в педагогическую деятельность. Конечно же, при планировании такой работы необходимо суметь заинтересовать детей данным видом деятельности; продумать, каким образом можно обеспечить ситуацию успеха; выбрать задания, соответствующие уровню развития детей; заручиться поддержкой родителей.

Выбирая проект, педагог как бы планирует будущее, воображает нечто, что ребёнок может создать или получить, затратив определенные усилия. Проект – это сумма приемов и действий, которые проводятся в определенной последовательности с целью достижения поставленной задачи в виде некоего конечного продукта.

Проекты классифицируются по разным уровням. Например, по тематическим областям, по масштабам деятельности, по срокам реализации, по количеству исполнителей, по важности результатов и т.д. Но независимо от типа проектов все они будут носить индивидуальный авторский характер и в этом будут уникальны.

С апреля по сентябрь 2015 года мы с детьми осуществляли работу над проектом «Юные огородники». Проект начался с подготовки почвы и посева семян, а закончился сбором урожая и осенним праздником. Спелые, сочные томаты пришлись всем по вкусу!

Актуальность проблемы состоит в том, что современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с младшего возраста и с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Участие детей в проекте позволило максимально обогатить знания и представления о растительном мире: о растениях сада и огорода, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности, а также научить детей работать сообща и видеть результаты своего труда.

Цель проекта: сформировать представления о растительном мире, об овощных культурах, проследить за произрастанием семян, высадкой рассады в грунт, научить детей навыкам работы в огороде (полив, рыхление почвы, подкормка удобрениями). Воспитывать эмоционально - положительное, бережное отношение к растительному миру и уважение к труду взрослых.

Отчёт по данному проекту подготовлен в форме презентации.

Использование проектного метода способствует развитию коммуникативных навыков, успешной социализации ребенка в обществе, помогает почувствовать свою значимость в достижении результата. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями не только для них, но и для педагога. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб: Лань, 2003.С. 654.
  2. Екжанова Е.А., Е.А.Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М: Просвещение, 2010. С. 4 – 8.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М: ВЛАДОС, 2001. С 208.
  4. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.
  5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на областной научно-практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования "Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будующих школьников"

"Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли". А.С. Выготский....

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»...

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы и перспективы развития"

Особенности использования современной иновационной технологии "Утренний круг" в условиях  дошкольной образовательной организации....

Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...