Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы и перспективы развития"
статья (младшая группа)

Сорокина Наталья Васильевна

Особенности использования современной иновационной технологии "Утренний круг" в условиях  дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_utrenniy_krug.konferentsiya.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» (ОГАОУ ДПО «БелИРО»)

Кафедра естественно-математического и технологического образования СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

Белгород, 29 апреля 2021 года

В четырёх частях

Часть 1

УДК 37.02

ББК 74.04(2)

С 56

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ОГАОУ ДПО «Белгородский институт образования»

Рецензенты:

Н.А. Зинченко, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики факультета математики и естественнонаучного образования педагогического института НИУ «БелГУ»;

Ж.Н. Шепелева, кандидат педагогических наук, директор ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж».

Ответственные за выпуск:

И.В. Трапезникова, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой естественноматематического и технологического образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;

Н.В. Немыкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественноматематического и технологического образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;

А.С. Пенченкова, старший методист кафедры естественно-математического и

технологического образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;

Н.А. Бойко, методист кафедры естественно-математического и технологического образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»;

Г.А. Репринцева, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией кафедры естественно-математического и технологического образования ОГАОУ ДПО «БелИРО».

 С 56 Современное образование: проблемы и перспективы развития :

сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

(г. Белгород, 29 апреля 2021 г.). В 4-х ч. / ОГАОУ ДПО «Белгородский

институт развития образования»; отв. ред. И. В. Трапезникова,

Н. В. Немыкина, А. С. Пенченкова, Н. А. Бойко. – Белгород : ОГАОУ ДПО

«БелИРО», 2021. Ч. 1. – 378 с. – URL: : https://beliro.ru/assets/resourcefile/3994/

В сборнике представлены статьи участников Всероссийской научнопрактической конференции педагогических работников. Тематика

конференции включает следующие вопросы: современные образовательные

технологии, одарѐнные дети, проектная и учебно-исследовательская

деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС, цифровая

трансформация в образовании, формирование здорового образа жизни

обучающихся, актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ,

дошкольное образование. Сборник представлен в 4 частях.

Материалы сборника могут быть использованы в образовательных

организациях общего образования.

УДК 37.02

ББК 74.04(02)

© ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021

 Раздел 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ovr-obraz-e-29-apr-chast-1.pdf

Понеделко К.С. Формирование гибких компетенций у школьников на

уроках биологии и химии посредством использования технологии

шестиугольного обучения............................................................................... 265

Прохорова И.В., Массольд Е.Д. Формирование личности

обучающегося на занятиях хореографией ........................................................ 268

Пятакова Ю.В., Пятаков И.Н. Построение индивидуальной

траектории развития личности ребѐнка с ТМНР с учетом ФГОС.................. 271

Ругаль И.Н., Усенко Е.И. Применение современных педагогических

технологий в процессе подготовки выпускников среднего

профессионального образования ......................................................... 275

Садовая М.В., Ботвин Т.В., Неженцева А.Г. Образовательные

технологии в повышении квалификации педагогических работников........ 278

Святченко Е.В., Жерновая Н.В. Технология развивающих игр

В.В. Воскобовича как условие улучшения качества дошкольного

образования .............................................................................................281

Секирина И.А., Матрѐнина Е.И. Использование современных

образовательных технологий на уроках английского языка .......................... 284

Симонова А.Н., Голубов С.И. Современные образовательные

технологии как условие достижения качества образования ......................... 287

Ситникова Л.А., Скурятина Л.Н. Современные подходы

в формировании нравственно-патриотических идеалов и культурных

ценностей у детей дошкольного возраста ........................................................ 290

Скрыпникова С.Н. Использование технологии развития критического

мышления на уроках химии для формирования мыслительной деятельности

школьника .......................................................................................................... 294

Сорокина Н.В., Полькина Т.А. Особенности использования

современной инновационной технологии «Утренний круг» в условиях

дошкольной образовательной организации ..................................................... 299

Старовойтов А.С., Старовойтова И.А. Повышение качества

подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ путем обеспечения

инструментальной вариативности учащихся ................................................. 303

Стогниева Е.А. Система ценностных ориентиров в воспитании

современной молодежи в условиях информатизации общества..................... 309

Стрекозова Н.В. Кейс-технология в организации работы

с родителями (законными представителями) .................................................. 312

Стрекозова Н.В. Сторителлинг как современная педагогическая

техника для поддержания активности и инициативы у детей дошкольного

возраста .............................................................................................................. 316

Теслюк Н.Н. Исследовательская деятельность в образовательном

процессе – эффективный метод современных образовательных технологий,

используемый для решения проблемы качества знаний ................................. 320

Титова Ю.В. Методическое сопровождение учителей-участников

проекта по формированию функциональной грамотности ............................ 325

Тихонов А.А. Особенности профессиональной деятельности педагога

с одаренными детьми ........................................................................................ 329

Ткаченко Т.В., Кривоченков Р.С. Инновационные технологии

в учебно-воспитательном процессе................................................................... 331

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «УТРЕННИЙ КРУГ»

В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сорокина Н.В., Полькина Т.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 7» п. Пролетарский

Ракитянского района Белгородской области

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме инновационной

деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.

Обосновывается целесообразность и необходимость введения инноваций в

воспитательно-образовательный процесс ДОО.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, инновационная

деятельность, современные педагогические технологии.

        Сегодня выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и тот, который может создать условия, способствующие успешной адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, выражении своих чувств и эмоций.

       Педагогам ДОО необходимо ежедневно создавать благоприятные условия для социализации дошкольников в детском саду, учить их взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и оценивать их результаты. А для этого педагогу следует активно внедрять современные инновационные технологии в свою работу [3].

Как известно, технология – это набор методов, используемых в любом деле. Педагогическая технология является набором психолого-педагогических

установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста [6].

Цель использования инновационных педагогических технологий в

воспитательно -образовательном процессе ДОО заключается в формировании

активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие

индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами

воспитательно-образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).

Инновационные технологии в дошкольной образовательной организации используются педагогами для понимания новых методов обучения и воспитания дошкольников, новых способов социализации ребенка в детском коллективе.

Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО. И наша дошкольная образовательная организация – МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7» пос. Пролетарский, этому не исключение. Реализуя новейшую образовательную программу дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е.Федосовой, педагоги детского сада выстраивают полноценный, качественный образовательно воспитательный процесс в ДОО, формируют современную и эффективную образовательную среду. Программа «Вдохновение» сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом, который помогает внедрять в воспитательно -образовательный процесс современные инновационные технологии. Педагогами

ДОО активно используются достаточно много современных технологий:

здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и педагога; игровая технология; технология «ТРИЗ»; кевст - технология.

Одной из последних инновационных технологий, внедренных в

воспитательно-образовательный процесс ДОО, является технология «Утренний круг». Актуальность данной инновационной технологии заключается в том, что все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Большинство дошкольников младшего возраста болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.

Основная цель проведения утреннего круга – создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Этим она может быть полезна воспитателям других дошкольных образовательных организаций.

Цель данной инновационной технологии – развитие связной речи детей,

раскрытие «я» ребенка (познанию его себя, своих мыслей, собственных действий и состояний).

Задачи инновационной технологии «Утренний круг»:

– сплотить детский коллектив;

– развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;

– формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные

вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;

– учить обсуждать планы на день (неделю, месяц), передавать свое

отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее [4].

Содержание методики проведения технологии «Утренний круг» с детьми младшей группы в нашей дошкольной образовательной организации следующее.

1. Приглашение детей на утренний сбор, используя колокольчик.

2. Дети усаживаются (становятся) в круг лицом друг к другу. Это очень

хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Утренний круг длится 10-12 минут в младшей группе.

3. Приветствие – это один из компонентов «Утреннего круга». Дети

нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Приветствие способствует принятию детьми норм поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению в обществе. Они видят, что поведение предопределяет отношение друг к другу, и что они ответственны за свое поведение и поведение других членов группы.

Используем следующие приветствия:

– дети приветствуют друг друга по очереди и отвечают на приветствия:

«Доброе утро, Катя!», «Доброе утро, Сережа!»;

– создают общую «паутину» – все бросают клубок (мяч) со словами

приветствия любому, сидящему в кругу. Все держатся за нитку, так создается общая сеть;

– паровоз имен. Ребенок подходит к другому ребенку и здоровается с ним:

«Доброе утро, Люда! Хочешь со мной играть? Вставай, будешь паровозиком». Присоединившийся к игре ребенок встает первым, и все повторяют его имя «Маша, Маша, Маша…». Маша в свою очередь приветствует следующего ребенка и т.д.

Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы

приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:

«Мы рады, что пришли в детский сад,

Всем, всем, всем доброго дня!» [2, 5].

Этапы проведения технологии «Утренний круг» и приѐмы их проведения должны быть разнообразными, так как однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям младшего дошкольного возраста.

Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения данной технологии. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие – меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) – это эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.

Один из любимых детьми младшей группы частей «Утреннего круга» –

обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме ребенка не знает», поделиться своими наблюдениями,

похвастаться интересными событиями. Темы новостей носят различный характер, и важно, что дети в данный момент учатся правилам ведения речевого диалога умению выражать свои чувства. У детей в этот момент обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Следующим моментом «Утреннего круга» в младшей группе проводится дыхательная или пальчиковая гимнастика.

Педагог говорит младшим дошкольникам:

– Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту белого снега.

– Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей.

– Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек.

– Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу [6].

Затем с детьми проводится игра по теме недели. Практикуются такие виды игровой деятельности, которые заставляют детей смеяться, при этом педагог учитывает изучаемые в настоящий момент темы по программе.

Далее проходит совместное планирование деятельности на текущий день. Выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, выбор карточки, изображающей занятие и работы в центрах активности.

Вопросы, задаваемые во время «Утреннего круга», мы обычно делим на

несколько тем. Например, «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы

выбираем именно эту тему и проблему?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т.д. [5].

Окончание «Утреннего круга» должно быть отмечено общим

стихотворением, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях. Так «Утренний круг» позволяет спокойно и организованно

переключиться на непосредственно образовательную деятельность. Исходя из

собственной практики установлено, что если в традиции дошкольной

образовательной организации используется технология «Утренний круг», то

детский сад становится любимым местом для детей.

Практика показывает, что именно «Утренний круг» задает тон для

благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия на весь день. В процессе ежедневной творческой работы над «Утренним кругом» дети усваивают социальные нормы, характерные для их возраста. Дети вырастают неравнодушными к происходящему вокруг, они активно принимают участие в жизни группы, вежливо общаются друг с другом и с окружающими взрослыми.

Подрастая дети начинают понимать причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии. Робкие, стеснительные, малоговорящие дети становятся активными, раскрепощенными [4].

Таким образом, программа «Вдохновение» и инновационные технологии, реализуемые в нашей дошкольной образовательной организации направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности ребенка. В основе любой реализуемой педагогической технологии лежит интеграция познания, общение со взрослыми и сверстниками, игры и другие виды детской деятельности. Важнейшей характеристикой инновационной технологии является ее воспроизводимость.

Изучение и систематизация современных инновационных технологий,

реальная оценка возможностей и перспектив применения их в ДОО – это

постоянное профессиональное развитие и саморазвитие педагогов. Каждый педагог является творцом технологии, даже если имеет дело с заимствованиями, так как он творчески работает на усовершенствование любой технологии. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. В наш век мощного развития технологий различных направлений педагог дошкольной образовательной организации просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникаций, умение планировать, принимать решения и многое другое. И только тогда все инновационные процессы будут внедрены в систему дошкольного образования. Современные инновационные технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем успешное обучение его в школе [1].

В статье раскрыта значимость и необходимость внедрения современных

инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО.

Отмечены современные образовательные технологии, используемые в практике дошкольных образовательных организаций. Использование инновационных технологий по силам каждому педагогу, а их внедрение способствует выходу дошкольного образования на качественно новый уровень, доказывающий обоснованность обозначения дошкольного детства как начального уровня образования в системе общего образования личности дошкольника.

Литература

1. Боронилова, И. Г. О подготовке педагогов к профессиональной деятельности в ДОУ / И. Г. Боронилова // Практико-ориентированная подготовка педагоговисследователей в системе профессионального образования. – 2016. – С. 50-56.

2. Кудина, Я. В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ / Я.В. Кудина. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2017. – 134 с.

3. Литвинович, О. В. Актуальные проблемы дошкольного воспитания /

О. В. Литвинович. – URL: https://apni.ru/article/647-aktualnie-problemi-doshkolnogovospitaniya (дата обращения: 29.03.2021).

4. Сорокина, Н. В. Технология «Утренний сбор» как способ внедрения

доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения / Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. – URL: https://moluch.ru/archive/295/66981/ (дата

обращения: 09.04.2021).

5. Свирская, Л. В. Утро радостных встреч / Л. В. Свирская. – Москва : ЛинкаПресс, 2010. – 250 с.

6. Султанова, Э. Н. Использование современных инновационных технологий,

соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе /

Э. Н. Султанова. – URL: https://moluch.ru/archive/188/47708/ (дата обращения: 09.04.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Толерантность и дошкольное образование: проблемы взаимодействия ДОУ, семьи, общества").

На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществ...

Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...

Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...