Игры и упражнения для развития памяти и речи у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Игры и упражнения для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razv.pam_.i_rechi.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ- детский сад № 35

г.Балаково Саратовской области

Игры и упражнения

для развития памяти и речи

у детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

  • активизация неречевых процессов- слухового, зрительного восприятия, внимания, аудиальной  (на слух) и визуальной (зрительно-моторной) памяти, пространственного и словесно-логического мышления, психомоторной согласованности;
  • развитие речи- формирование фонематического восприятия, слухового внимания и памяти в схеме «ухо-речь-движение», формирование механизма экспрессивной речи, развитие выразительности речи, обогащение словарного запаса.

Занятие № 1

«На лугу »

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «На лугу»:

Вот коровка на лугу,

       Говорит барашку: «Му!»

  А барашек ей в ответ:

       «Бе, коровушка. Привет!

            Дружно мы с тобой живем,

     Травку сочную жуем».

Повторите стихотворение вместе.

2. Предложите ребенку поиграть в игру «Чудесный мешочек»: в непрозрачный мешочек сложите небольшие игрушки животных (разной формы, величины и фактуры). Он должен на ощупь, не заглядывая в мешочек, назвать игрушки.

3. Попросите ребенка нарисовать травку: провести небольшие вертикальные линии, сначала правой, затем левой рукой. Двумя руками одновременно.

4. Предложите помочь барашку пройти по дорожке. Назвать животных, которые ему встретились на пути. Придумать несколько предложений, характеризующих это животное. Например: «Это белка, она живет в лесу. У нее пушистый хвост и кисточки на ушах. Она делает запасы на зиму из грибов, ягод, орехов» и т.д. (см. рис.)

Занятие № 2

«В гостях у собачки»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Сторож»:

Пес на солнышке лежит,

Песик солнце сторожит,

Чтоб никто его не взял,

Не унес и не украл.

2. Выучите стихотворение «Сторож».

3. Предложите ребенку произнести скороговоркой:

Вот идут на задних лапках

Две собачки в модных шляпках.

Повторите скороговорку несколько раз, ускоряя темп.

4. Предложите ребенку поиграть в игру «Что любит кушать собачка», по правилам игры «съедобное- несъедобное»: взрослый бросает мяч и называет слово. Если собаки это едят- ребенок ловит мяч, если нет- отбивает.

Например:

- редиска, сосиска, апельсин, косточка, морковка, ананас, мясо, банан, котлеты, капуста и т.д.

5. Предложите ребенку обвести и раскрасить солнышко и песика. (см. рис.)

Занятие № 3

«Дятел»

1.Предложите ребенку отгадать загадку:

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только их лечит.

                           (дятел)

2.Прочитайте  стихотворение «Дятел»:

Дятел по лесу летал,

Червячков, жучков искал.

Если слышно: тук-тук-тук,

Значит, спрятался там жук.

Повторите стихотворение вместе.

3.Предложите поиграть по правилам: ребенок закрывает глаза, взрослый карандашом несколько раз стучит по столу (2, 3, 5 и т.д.). ребенок должен сосчитать количество ударов.

4.Предложите обвести и раскрасить дятла. «Собрать» все кружочки на «ниточку», проведя линию, не отрывая карандаш от бумаги.

Занятие №4

«Дождик и кошечка»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Дождик и кошка»:

Дождик капал за окошком,

У окна сидела кошка.

Кошка капельки считала,

Капать дождику мешала.

Дождь на кошку рассердился,

Ливнем грозным разразился.

Повторите стихотворение вместе.

2.Предложите ребенку прослушать еще раз стихотворение, запомнить слова, которые взрослый произносит тихим голосом:

Дождик капал за окошком,

 (тихо)                    (громко)

У окна   сидела кошка.

(громко)    (тихо)

Кошка    капельки считала,

(громко)   (тихо)     (громко)

Капать дождику мешала.

              (громко)

Дождь на кошку рассердился,

              (громко)

Ливнем грозным разразился.

               (громко)

3.Предложите прослушать рассказ «Мяу»:

«Жили-были папа кот, мама кошка и маленький котенок.

Папа кот мяукал так: «Мяу-мяу». (громко)

Мама кошечка мяукала так: «Мяу-мяу-мяу». (тихо)

А котенок мяукал так: «Мяу». (очень тихо)

4.Предложите отгадать, кто сейчас мяукает (кот, кошка или котенок):

- Мяу- мяу-мяу. (тихо)

- Мяу. (очень тихо)

- Мяу-мяу. (громко)

5.Предложите ребенку обвести и раскрасить кошечку,  тучку и дождик.

Занятие №5

«В гостях у черепашки»

1.Предложите ребенку отгадать загадку:

Под панцирем прочным

Живет не собака,

Не кошка, не мышка,

Живет…(черепашка).

2.Прочитайте стихотворение «Необычный дом»:

- Черепашка, черепашка,

Ты куда идешь?

Черепашка, черепашка,

Ты куда ползешь?

- Я иду к себе домой!

- Покажи , где домик твой.

- Домик мой всегда со мной!

Даже если заблужусь,

Дома тут же окажусь!

Повторите стихотворение вместе.

3.Предложите поиграть по правилам: взрослый называет ряд слов. Ребенок внимательно слушает и топает ногами, если прозвучит слово «черепаха».

Например:

- волк, слон, черепаха, заяц, крокодил, жираф, черепаха, лиса, еж, петух, олень, черепаха и т.д.

4.Предложите ребенку рассмотреть и сосчитать всех черепах, найти одинаковых и соединить их линией.

Занятие № 6

«Небылицы»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Небылицы»:

Крокодил гулял в саду,

Кот ловил мышей в пруду.

Лев в гнезде на ветке спал,

Ежик по небу летал.

Ну, а серенькие мышки

На сосне щелкали шишки.

2.Попросите рассказать, о чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

3.Предложите играть по правилам: взрослый читает начало строчки стихотворения, а ребенок добавляет окончание.

Крокодил гулял           в саду,

(взрослый)                 (ребенок)

Кот ловил мышей      в пруду.

(взрослый)                 (ребенок)

Лев в гнезде на ветке спал и т.д.

(взрослый)                  (ребенок)

4.Предложите ребенку прослушать еще одно стихотворение и объяснить, чем отличается первый вариант стихотворения от второго:

Крокодил сидел на ветке,

Рядом с ним жена и детки.

Котик по небу летал

И флажком друзьям махал.

Лев в гнезде на ветке спал,

Ежик в мяч с лисой играл.

Ну, а серенькие мышки

На сосне щелкали шишки.

5.Предложите обвести и раскрасить крокодила.

Занятие № 7

«Загадки-отгадки»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Смелые овечки»:

Плывет уточка по речке,

У реки стоят овечки.

Говорят: «Жара! Жара!

Охладиться нам пора!»

В воду прыгнули овечки,

Расплескали воду в речке.

2.Попросите ответить на вопросы:

-Кто плыл по речке?

-Где стояли овечки?

-Почему овечки прыгнули в воду?

-Что случилось с водой в реке?

3.Предложите ребенку отгадать загадки:

Нам знакома эта птица,

Ей на месте не сидится.

Она по небу летает,

А потом в реке ныряет.

Вперевалочку шагает,

На зимовку улетает. (утка)

Не нужна зимой ей печка,

Шуба вся ее в колечках.

Травку на лугу щипает,

Скажет: «Ме-е-е», - и убегает. (овечка)

4.Попросите найти отгадки на картинке, раскрасить их фломастерами или карандашами.

Занятие № 8

«Котятки и мышатки»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Котятки»:

На полу, а не в кроватке,

Положив под щечки лапки,

Спят котятки- малышатки.

Снятся им не шоколадки,

А хвостатые мышатки.

2.Попросите рассказать. О чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы)

3.Затем попросите ребенка прослушать еще одно стихотворение «Котятки» и назвать их отличия:

В этой маленькой кроватке

Спят пушистые котятки.

А усатые мышатки

Грызут в норках шоколадки.

4.Предложите поиграть в игру «Отвечай быстро».

 Взрослый задает вопросы:

-Сколько хвостиков у кошки?

-Сколько лап у курицы?

-Сколько пальцев на руке?

-Сколько дней в неделе?

-Сколько носов у слона?

-Сколько ног у мухомора?

-Сколько ты сегодня съел конфет?

-Сколько тебе лет?

5.Предложите рассмотреть рисунок и рассказать, где сидят котята:

-в коробке

-на коробке

-под коробкой

-за коробкой

Занятие № 9

«Необычное превращение»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Необычное превращение»:

Мяч на небо закатился,

Там в луну он превратился.

Звезды с ней в футбол играли,

По небу ее катали.

А затем луна устала.

Месяцем рогатым стала.

2.Попросите ребенка рассказать. О чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

3.Попросите объяснить, чем отличается луна от месяца.

4.Предложите поиграть в игру по правилам: взрослый называет ряд слов. Ре6бенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, если звучат следующие слова: мяч, луна, звезда, месяц.

-кот, утюг, апельсин, мяч, пингвин, небо, год, луна, утка, месяц, дождь, ворона, часы, звезда, сумка, цветок, мяч, лампа, туча, звезда, солнце, арбуз, месяц, небо, стол, луна.

5.Предложите ребенку отгадать загадку:

Ночью светит он один,

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсины мы не ели.

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (луна, месяц)

6.Попросите обвести месяц и луну по пунктиру, не отрывая карандаш от бумаги.

Занятие № 10

«В гостях у уточек»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Крокодилы- кусючки» и поиграть в игру по правилам: на слово «кусь» ребенок должен слегка ущипнуть себя за кончик носа.

Утки:

Да!- сказали дружно утки,-

Крокодилы чистят зубки

И реке купаются,

За утками гоняются.

А еще кусаются.

Кусь!

Крокодилы:

Да! Мы в реке купаемся,

За утками гоняемся.

И кусь- кусь кусаемся!

Только мы не чистим зубки,

Здесь ошиблись тети утки.

Кусь!

2.Спросите, почему утки не хотят чистить зубки.

Как один из вариантов ответа: «У них нет зубов».

3.Предложите ребенку отгадать загадку:

Перед сном и после сна

Гигиена всем нужна.

Промыв глазки, ушки, губки.

Очень важно чистить зубки.

Всех микробов точно плеткой

Выгонит зубная…(щетка)

4.Расскажите о значении гигиены.

5.Предложите ребенку сосчитать уток, используя цифры.

Занятие № 11

«В гостях у кролика Пети»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Про Васю и Петю»:

Кролик Вася шел домой,

Рюкзачок нес за спиной.

Там сидел крольчонок Петя,

Вася Петю не заметил.

Повторите стихотворение вместе.

2.Задайте ребенку вопросы:

-Как звали кроликов?

-Куда шел кролик Вася?

-Что нес Вася за спиной?

-Кто сидел в рюкзачке у кролика Васи?

3.Предложите поиграть в игру по правилам: взрослый называет имя краткое, ребенок должен назвать имя полное.

Например:

-Вася- Василий, Петя- Петр, Оля- Ольга, Ира- Ирина и т.д.

Если ребенок затрудняется с ответом, поменяйтесь с ним местами: он называет имя краткое, а взрослый- имя полное.

4.Предложите обвести кролика Петю, помочь ему «пройти» по лесной дорожке, проведя линию по пунктиру. Обратите внимание на аккуратность проводимой линии.

Занятие № 12

«Умная кошечка»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Умная кошка»:

Кошка Мурочка- малышка,

Но уже читает книжки:

-Мяу-мяу, мур- мур- мур.

Книжку эту я читала,

Но мур- мур там не встречала.

Повторите стихотворение вместе.

2.Подберите правильное слово:

-собака рычит, а кошка…

-слон большой, а кошка…

-собака любит грызть кость, а кошка…

-у зайца уши длинные, а у кошки…

-рыба живет в реке, а кошка…

-у лисы лисята, а у кошки…

3.Придумайте вместе с ребенком как можно больше кошачьих имен.

4.Предложите выполнить пальчиковую гимнастику.

Вот кулак,

(пальчики собираем в кулачок)

А вот ладошка,

(раскрываем кулачок, показываем ладошку)

И по ней гуляет кошка.

(гладим раскрытую ладошку по часовой стрелке)

Кошка спрыгнула с ладошки,

(собираем пальчики в кулачок)

Побежали по дорожке.

(указательным и средним пальцами

противоположной руки «бежим»

от запястья к плечу)

5.Попросите ребенка обвести и раскрасить кошечку, помочь ей найти все буквы, обвести их кружочками.

Занятие № 13

«Друзья- музыканты»

1.Предложите ребенку отгадать загадки о музыкальных инструментах:

Тут же, сразу тянет в пляс,

Если весело Сережка

Заиграет на …(гармошке)

Мыши музыку любили

И весь день в нее трубили. (труба)

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная

Русская двухрядная. (гармонь)

Я музыкальный инструмент,

Но обо мне заходит речь

В домах, где холодно зимой,

И там, где люди топят печь. (труба)

2.Обсудите вместе различные значения слова труба: музыкальный инструмент, печная труба, водопроводная труба. Приведите и другие примеры многозначных слов: лист- в тетради, книге, растения; месяц- в календаре, в небе; лук- оружие, растение и т.д.

3.Предложите ребенку прослушать и выучить стихотворение «Друзья- музыканты»:

Слон купил себе трубу,

Стал играть: бу- бу, бу- бу.

А жираф купил гармошку,

Подыграл ему немножко.

4.Предложите поиграть по правилам: взрослый прохлопывает ритм (например: три быстрых хлопка, два медленных и т.д.), ребенок, прослушав задание, повторяет его.

Повторите игру 3-4 раза.

5.Предложите рассмотреть жирафа на картинке, затем попросите ребенка отвернуться и дорисуйте жирафу 2-3 новых пятнышка. Попросите найти дорисованные пятнышки. Повторите игру 2-3 раза.

Занятие № 14

«В гостях у воробьишки»

1.Предложите ребенку прослушать и выучить стихотворение «Воробьишки»:

Воробьишки- шалунишки

Почитать решили книжки.

Только букв они не знали,

Чик- чирик весь день кричали.

2.Попросте назвать птиц, которых ребенок знает. Расширьте его знания (расскажите сами или воспользуйтесь энциклопедией) о различных птицах: лесных, домашних, морских, арктических и т.д.

3.Предложите поиграть по правилам: взрослый называет ряд слов, ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, если прозвучит название птицы.

Например:

-олень, ворона, апельсин, лужа, пингвин, ромашка, утка, рука, лиса, хомяк, кит, чайка, шишка, роза, павлин, и т.д.

4.Попросите обвести и раскрасить воробьишку, помочь воробьишке найти одинаковые буквы и соединить их линией.

Занятие № 15

«Черепашка»

1.Предложите ребенку отгадать загадку:

Идет спокойно, не спеша,

Пусть видят все- как хороша!

Удобна и прочна рубашка,

В которой ходит…(черепашка)

2.Прочитайте стихотворение «Черепашка»:

- Черепашка! Черепашка!

Где сейчас твоя рубашка?

- Постирала я рубашку,

Не хочу ходить неряшкой.

3.Объясните ребенку значение слова неряха. Попросите его самостоятельно сделать вывод: «Что нужно делать, чтобы не стать «неряхой?»

4.Предложите еще одну загадку:

По листочку я ползу,

Дом на спинке я везу. (улитка)

5.Предложите ребенку порассуждать: «Чем похожи и чем отличаются друг от друга черепаха и улитка?»

6.Попросите помочь черепахе и улитке проползти по дорожке, проведя аккуратную линию по пунктиру.

Занятие № 16

«Маленькая история»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Маленькая история»:

Дом стоит у речки,

Кот спит на крылечке.

Рядом дерево растет,

На нем воробышек живет.

Песни целый день поет

И из речки воду пьет.

Рыбка в той реке живет,

Песни рыбка не поет.

Зато их поют лягушки,

Три зеленые подружки.

2.Попросите рассказать, о чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

3.Предложите ребенку прослушать стихотворение еще раз и запомнить слова, которые взрослый произносит  громким голосом:

Дом стоит у речки,

       (тихо)

Кот спит на крылечке.

 (громко)      (тихо)

Рядом дерево растет,

        (тихо)

На нем воробышек живет.

(тихо)  (громко)    (тихо)

Песни целый день поет

        (тихо)

И из речки воду пьет.

        (тихо)

Рыбка в той реке живет,

(громко)         (тихо)

Песни рыбка не поет.

(тихо) (громко) (тихо)

Зато их поют лягушки,

(тихо)             (громко)

Три зеленые подружки.

             (тихо)

4.Попросите назвать слова, которые были произнесены громким голосом.

5.Предложите ребенку показать и сосчитать всех лягушек, используя цифры, указанные на них. Обвести и раскрасить лягушек под цифрами 1, 4, 8.

Занятие № 17

«В гостях у хомячка»

1.Преложите ребенку прослушать стихотворение «Хозяин»:

Хомячок построил дом

И хозяйничает в нем.

Пол метелкой подметает,

Стены травкой утепляет.

Смастерил в углу кровать,

Будет славно ему спать.

Наносил зерна в ведерке

И сложил его в кладовке.

В гости мышек пригласил,

Пирожками угостил.

2.Попросите рассказать, о чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

3.Предложите выполнить пальчиковую гимнастику. Взрослый читает стихотворение, сопровождая его движениями. Ребенок повторяет слова и движения за взрослым.

Исходное положение: кисть правой руки собрана в кулак. Рука перед грудью. Слегка согнута в локте.

Хомка, хомка, хомячок.

(вращаем кулачком вправо)

Полосатенький бочок.

(вращаем кулачком влево)

Хомка раненько встает,

(раскрываем кулачок, показываем ладошку)

Ушки моет,

(растираем до тепла ладошку левой руки)

Шейку трет.

(растираем дистальные фаланги пальцев)

Подметает хомка хатку

(нежно поглаживаем кисть)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

(кисть собрана в кулак, на каждый счет поднимаем пальчики вверх)

Хомка сильным хочет стать!

(сжимаем кулачок)

4.Преложите ребенку отгадать загадку:

Спелую морковку схрумкает он ловко,

Зернышек горку и от булки корку

Спрячет ловко за щекой,

Носит свой запас с собой. (хомяк)

5.Попросите найти на рисунке отгадку и обвести ее пальчиком по контуру.

Занятие № 18

«Солнышко»

1.Преложите ребенку отгадать загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все…(солнце).

2.Прочитайте стихотворение «Вышло солнышко гулять»:

Утром солнышко встает

И играть во двор идет.

Скачет солнце по дорожке

Или светит к нам в окошко.

Может даже пробежаться,

На качелях покачаться.

А потом, устав немножко,

Спит на лавочке, как кошка.

3.Предложите поиграть по правилам: взрослый читает начало строки стихотворения, а ребенок добавляет окончание:

Утром солнышко              встает

(взрослый)                        (ребенок)

И играть во двор               идет.

(взрослый)                        (ребенок)

Скачет солнце                  по дорожке

(взрослый)                        (ребенок)

Или светит к нам              в окошко…и т.д.

(взрослый)                        (ребенок)

4.Попросите ребенка порассуждать, и ответить на вопрос: «Чем отличается день от ночи?»

5.Предложите дорисовать солнышку лучи, чередуя их «длинный лучик- короткий лучик».

6.Попросите ребенка нарисовать в своем альбоме солнечный день.

Занятие № 19

«Добрый зонт»

1.Предложите ребенку отгадать загадки:

Чтобы папа не охрип,

Я раскрыл огромный гриб.

Гриб несу я на весу,

Гриб родился не в лесу. (зонт)

Если плачу- не беда,

Вместо слез течет вода.

Я такой плакучий

Из- за серой тучи. (дождь)

2.Прочитайте стихотворение «Добрый зонт»:

Жил на свете добрый зонт,

От дождя спасал всех он:

И мальчишку, и девчушку,

И знакомую старушку.

Всем старался он помочь,

Прогоняя дождик прочь.

3.Попросите ребенка рассказать, о чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

4.Выучите стихотворение «Добрый зонт».

5.Попросите ребенка сосчитать все зонты, используя цифры.

6.Предложите обвести и раскрасить зонты под цифрами:

  1. красным цветом; 4- желтым цветом; 7- зеленым цветом; 9- синим цветом.

Занятие № 20

«Холодная вода»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Холодная вода»:

Плачет хрюшка у корытца:

- Не могу я в нем помыться.

Села попой я туда,

Ой! Холодная вода!

2. Попросите ребенка рассказать, о чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

3.Выучите стихотворение наизусть.

4.прочитайте стихотворение еще раз, но начинайте с последней строки:

-Ой! Холодная вода!

Села попой я туда.

Не могу я в нем помыться,-

Плачет хрюшка у корытца.

5.Попросите ребенка ответить на вопрос: «Чем отличается первый вариант стихотворения от второго?»

6.Предложите обвести свинку по пунктирной линии.

Занятие № 21

«В гостях у ежика»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Про ежика»:

Страшно ежику в лесу,

Может встретить он лису,

Или волка, или мишку,

Или зайку шалунишку.

Страшно ежику в лесу:

Вдруг он встретит там осу?

Или быструю куницу,

Или белку- баловницу.

Как от них защититься?

2.Предложите порассуждать на тему, как защищаются звери в лесу: ежик, заяц, белка, волк, лось и т.д.

3.Поиграйте в игру на развитие ассоциаций по следующим правилам: взрослый и ребенок по очереди называют разных животных и подбирают к ним подходящие по смыслу слова.

Например:

Ежик- иголки, колючий.

Заяц- морковка, быстрый.

Лиса- хвост, рыжая, хитрая и т.д.

4.Предложите ребенку помочь ежику выйти из лабиринта, проведя линию от ежика к выходу.

Занятие № 22

«Лягушки - попрыгушки»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Удивительное превращение»:

Головастик удивился,

Он в лягушку превратился.

И теперь он может сам

Громко квакать по утрам.

А еще скакать вприпрыжку,

Раз!- запрыгнул в эту книжку.

Повторите стихотворение вместе с ребенком.

2.Попросите отгадать загадку:

Скачет ловко,

Поет громко,

Воды не боится

Зеленая девица.  (лягушка)

3.Прочитайте стихотворение «Про лягушку»:

- Расскажи, лягушка,

Расскажи, квакушка:

Почему ты здесь сидишь?

Почему ты вся дрожишь?

- Я замерзла! Ой, ой, ой,

Мерзнет очень носик мой,

И животик, и спина

Тоже очень холодна.

Повторите стихотворение вместе.

4.Расскажите ребенку сами о земноводных обитателях нашей планеты или воспользуйтесь энциклопедией.

5.Предложите назвать буквы, которые держат лягушата. Соедините одинаковые буквы линией.

Занятие № 23

«Про кота Василия»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Про кота Василия»:

Жил- был на свете

Маленький котик.

Лапкой он гладил

Свой толстый животик.

И, улыбаясь, мурлыкал:

- Привет! Я кот Василий,

Мне шесть уже лет.

Я в школу хожу и умею читать,

И буквы красиво в тетрадке писать.

Умею стирать и гладить белье,

И рано вставать, услышав имя свое.

Еще я умею машинку водить,

Вот только не знаю, как мышек ловить!

Повторите стихотворение вместе с ребенком.

2. Попросите ребенка рассказать, о чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

3.Расскажите ребенку сами о жизни домашних и диких животных или воспользуйтесь энциклопедией.

4.Предложите обвести кота по контуру, раскрасить фломастерами или карандашами.

Занятие № 24

«Бантик»

1.Предложите ребенку отгадать загадку:

Любит желуди жевать

Да одна в грязи лежать.

В этом не нужны друзья,

Сразу видно, что…(свинья)

2.Предложите прослушать стихотворение «Завитушка»:

Маленькую хрюшку

Звали Завитушка.

Она по двору ходила,

Бантик в лужу уронила.

Нужно бантик постирать,

А потом его отжать.

Поскорее просушить

И на ушко прикрепить.

Как красива хрюшка,

Хрюшка- Завитушка!

3.Предложите ребенку выполнить пальчиковую гимнастику.

И.п.: кисть правой руки собрана в кулак. На каждую строчку стихотворения поднимаем пальчик вверх, растираем фалангу пальца круговыми движениями в течение 5-10 сек.

Эта свинка рисовала,

(большой палец)

Эта свинка танцевала.

(указательный палец)

Эта свинка умывалась,

(средний палец)

Эта свинка наряжалась.

(безымянный палец)

А эта, свинка- малышка,

Маленькая, как мышка.

(мизинец)

Повторите игру для другой руки.

4.Попросите ребенка рассмотреть бантики. Найти и раскрасить два одинаковых бантика.

Занятие № 25

«Мышки- воришки»

1.Предложите ребенка прослушать стихотворение «Мышки- воришки»:

Крыса на базар ходила,

Туфли новые купила.

Туфли мышки утащили,

Крысу этим огорчили.

2. Попросите ребенка рассказать, о чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

3.Предложите ребенку прослушать еще одно стихотворение.

Ответить на вопрос: «Чем отличается первое стихотворение от второго?»

Мышка в магазин ходила,

Сапоги себе купила.

Крысы ночью прибежали

И один сапог украли.

4.Вместе с ребенком придумайте название для второго стихотворения.

5.Выучите понравившееся стихотворение наизусть.

6.Предложите ребенку сосчитать крыс, используя цифры. Обвести и раскрасить крыс с цифрами 2, 4, 8.

Занятие № 26

«В гостях у волка Кузьмы»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Холодная история»:

Очень холодно зимой,

Хоть сиди и волком вой.

Так и сделал волк Кузьма,

Холодам уйти пора.

Стал он ночью громко выть,

Весну с летом торопить.

2.Предложите поиграть по правилам: взрослый задает вопрос, ребенок отвечает «Да» или «Нет».

- Волк- это домашнее животное?

- Волк похож на собаку?

- Когда приходит осень, волки убегают в теплые края, вслед за перелетными птицами?

- У волка четыре ноги?

- Волки добрые и ласковые звери?

- Волки питаются конфетами, вареньем и манной кашей?

- Волки боятся зайцев?

- Волки сильные и опасные звери?

- Волки живут в лесу?

- Волки умеют лазить по деревьям?

- Волки- это хищные звери?

3.Предложите вспомнить и назвать сказки или мультфильмы, в которых одним из главных персонажей был волк («Три поросенка», «Красная шапочка», «Ну, погоди» и др.)

4.Предложите ребенку помочь волку пройти по лабиринту.

Занятие № 27

«Веселые рыбки»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Неудачная рыбалка»:

У реки бобер сидит,

Рыбу ловит и грустит.

В воду лапу опускает,

Рыбы тут же уплывают.

Видно, хитрые попались,

Над бобром в воде смеялись.

2. Попросите ребенка рассказать, о чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

3.Выучите стихотворение «Неудачная рыбалка».

4.Попросите ребенка назвать рыб, которых он знает.

5.Предложите поиграть в игру по правилам: взрослый называет ряд слов. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, если прозвучит название рыбы.

Например:

- крокодил, сом, сорока, черепаха, карась, щука, сова, бегемот, окунь, чайник, яблоко, куропатка, селедка, жираф и т.д.

6.Предложите6 ребенку внимательно рассмотреть рыбок, найти и назвать их отличия.

Занятие № 28

«Прогулка под дождем»

1.Предложите ребенку прослушать стихотворение «Свинка и лужа»:

Нарисую я картинку,

А на ней- смешную свинку.

Под дождем она гуляет,

В лужи смело наступает,

Где поглубже выбирает.

- Эта лужа- просто смех,

Не утонет в ней орех.

Эта лужа хороша

Для лягушки- малыша.

В эту лужу можно сесть

И мороженое съесть.

Эта лужа- просто чудо,

В ней купаться я и буду!

2. Попросите ребенка рассказать, о чем говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы).

3.Предложите отгадать загадку:

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует, оно задрожит.  (лужа)

4.Попросите ребенка назвать как можно больше слов начинающихся с букв «С» и «Л».

Поиграйте в игру по следующим правилам: взрослый называет слова (мяч, солнце, лимон, книга и т.д.), ребенок хлопает в ладоши, если слово начинается со звуков (c) и (л).

5.Предложите ребенку рассмотреть картинку и придумать веселую историю про свинку и ее друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс логоритмических упражнений по преодолению фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа содержит подборку логоритмических упражнений для устранения фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста ...

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Доклад на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ТЕМУ :  «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста» ГБУ ДО ЦППМСП...

«Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (презентация)

Развитие умений самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать, обеспечивая высокий уровень подготовки к школе....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов)....