Доклад на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие по развитию речи

Калугина Анна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

 

 «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»

 

ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила воспитатель:

Калугина Анна Сергеевна

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2020 г.

 

 

 

 

 

 

Семинар «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»

 

ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района

Полное наименование организации:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Санкт-Петербурга.

Сокращенное наименование организации:
ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга.

ЦППМСП является базовым образовательным учреждением психолого-медико-социального сопровождения детей от 3 лет до 18 лет, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Место нахождения : 195257, Санкт-Петербург, Гражданский проспект, д. 74, ст.м. «Академическая»

Режим и график работы :
Понедельник-пятница с 10:00 до 21:00,
Суббота с 10:00 до 15:00

Контактные телефоны:
Тел.: 533-68-39 (регистратура)
Тел./факс: 535-26-77 (администрация)

Адрес электронной почты:
E-mail: ppmcenter@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры и задания по формированию словоизменения  у детей дошкольного возраста

Игра «Скажи наоборот»

С 3х лет.

Единственное и множественное число существительных

Педагог называет существительное в единственном числе, бросая мяч ребенку.

Ребенок  возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.

 

Шар – шары

Гриб – грибы

Стол – столы

Ухо – уши

Лев - львы

 

Игра « Волшебник»

Подходит на все младшие возраста.
единст. – множ. число

Педагог предлагает волшебной палочкой  ребенку стать волшебником и дотронувшись «волшебной палочкой» до одного предмета, превратить его в другой, образовав форму множественного числа. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение нескольких предметов.

 

Глаз – глаза, кресло – кресла, яйцо – яйца..

 

Игра «Кто что любит?»

Для среднего возраста.

Употребление винительного падежа

Детям демонстрируются предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?

 

Кошка любит …молоко

Собака любит …кость

Корова любит…траву

 

Игра «Закончи предложение»

Старший/Подготовительный возраст.
Винит.падеж

Педагог начинает предложение и просит ребенка закончить его, отвечая на поставленный вопрос.

После этого ребенок должен произнести предложение целиком.

 

Врач лечит (кого)…

Пастух пасет (кого)…

Водитель ведет (что)…

Мышка боится (кого)…

 

Игра «Прятки»

Родительный падеж.

Детям демонстрируются картинки с изображением частей тела спрятавшихся животных, по которым они должны узнать животное и назвать, чья это часть тела.

Если дети затрудняются при выполнении задания, им предлагается вопрос «кого»

 

Хвост …(лисы)

Уши …(зайца)

 

Игра «Чего много?»

Родительный падеж.

Педагог раздает детям картинки с изображением нескольких одинаковых предметов.

 У педагога – картинки с изображением этих же предметов в единственном числе.

Он показывает детям свои картинки и говорит: «У меня один флажок». Ребёнок, у которого есть картинка с изображением нескольких флажков, отвечает: «У меня много флажков».

Стул - много стульев

Дерево - много деревьев

Тетрадь - много тетрадей

Карандаш - много карандашей

 

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела. Педагог  просит детей сказать, что забыл нарисовать художник.

У свиньи нет ...(пятачка).

У коровы нет  ...(хвоста).

У лошади нет ...(гривы).

У лисы нет ...(лапы).

 

Игра «Кому что нужно?»

Дательный падеж.

На наборном  полотне выставлены картинки с изображением людей разных профессий и животных.

 Педагог  раскладывает перед детьми предметные картинки и предлагает ответить на вопрос «кому что нужно?», сгруппировав картинки соответствующим образом:

а) человеку какой профессии нужны эти предметы:

игла, бинт, указка, ножницы, малярная кисть, лекарство, краски, скрипка, кастрюля,  белый халат, поварской колпак, метла, лопата.

 

б) Какому животному нужна такая еда:

морковка, трава, молоко, овёс, рыба, желуди, мёд, орехи, зерно, сено.

 

Игра «Найди хозяина»

Педагог  демонстрирует детям предметные картинки с изображением различных предметов, принадлежащих сказочным персонажам, и предлагает сказать, кому принадлежит каждая вещь.

Корона — королю

Ступа - …

Хрустальная туфелька - …

золотой ключик - …

шапочка красного цвета - …

полено - …

 


Игра «Ответь на вопрос»

Творительный падеж

Педагог  задаёт детям вопросы и предлагает на них ответить:

а) с опорой на предметные картинки:

шьют (чем?) …

рисуют (чем?)...

копают (чем?)...

Картинки: игла, карандаш, лопата.

 

б)  без опоры на       предметные     картинки:

слушаем (чем?) …. ушами

думаем (чем?) …. головой

смотрим (чем?) …. глазами

едим (чем?) … ложкой, вилкой

топаем (чем?) …. ногами

 

Игра «Профессии»

Педагог  раздает детям картинки с изображением людей  разных профессий.

 Затем он обращается к кому — нибудь из детей и задает вопрос: «Кем ты будешь?»

Я буду … (учителем).

Я буду ….(летчиком).

Я буду … (строителем).

Я буду ...(космонавтом).

Я буду ...(художником).

Изменение глаголов настоящего времени по числам.

 

Игра «Доскажи словечко»

Педагог предлагает детям закончить начатое им предложение по образцу.

Мальчики поют. Мальчик ….поёт.

Змея ползёт. Змеи ….

Птица поёт. Птицы …

Самолёт летит. Самолёт...

Метели метут. Метель …

 

Игра «Разложи и назови картинки»

Согласование прилагательного с существительным

Перед детьми размещают предметные картинки.

Педагог  предлагает детям объединить в одну группу картинки, про изображения на которых можно сказать «большая», в другую - «большое», и назвать их.

«Мой - моя - моё - мои»

Педагог  называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?», чьё?, чьи?, чья?, правильно согласовывая местоимение с существительным.

Мяч, кубик, мишка, конь, шар, помидор, платье, яблоко, туфли, ведро, перо, сапоги, ножницы, солнышко.


«Я, мы, он, она - вместе дружная семья»

Изменение глаголов по лицам

Педагог  произносит предложение, затем бросает мяч ребёнку, называя местоимение и предлагая  закончить предложение.

Я гуляю в парке. Ты ….Мы.... Вы.... Он... Она.... Они....

Я рисую дом....Ты.... ….Мы.... Вы.... Он... Она.... Они....

 

Игра «Делает - сделал»

Совершенный и несовершенный вид глагола

Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется. Ребёнок должен назвать действие и объединить картинки парами.

Примерный речевой материал: ест — съел (а)

поливает — полил

читает — прочитал

 

Игра «Кто с кем?»

Предлоги

Педагог сообщает детям о том, что животные пошли на прогулгу со своими детёнышами. На наборном полотне с одной стороны выставляются картинки с изображением взрослых животных, на другой — в случайном порядке их детеныши. Детям предлагается сгруппировать картинки, ответив на вопрос «кто с кем?».

Образец ответа: лиса с лисёнком (лисятами).

Примерный речевой материал: волк с волчонком, ёж с ёжонком, заяц с зайчонком, медведь с медвежонком, лось с лосёнком.

 

Игра «Колобок»

Педагог напоминает детям сказку «Колобок» и предлагает им рассказать, от кого ушёл колобок, а от кого он не смог уйти.

 

Колобок ушёл: ...от бабушки

                            от дедушки

                              от зайца

                              от волка

 

 Игра «Исправь ошибки»

Педагог предлагает детям прослушать предложения, определить, все ли в них правильно, и исправить ошибки.

Примерный речевой материал:

Бабушка приехала с деревни.

Шубу сняли из вешалки.

Мама пришла с магазина.

Птенец выпал с гнезда.

 

Игра «Что (кто) под чем?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что под чем?

Примерный речевой материал:

тапки — стул

шкаф — коробка

куст — заяц

гусеница — листик

 

Игра «Что (кто) над чем?»

Педагог называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что над чем?

Примерный речевой материал:

чайки — море

гуси — озеро

голуби — крыша

картина — диван

 

Игра «Скажи наоборот»

Педагог бросает мяч, одновременно произнося предложение с предлогом «под» или «из — под».

Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать своё предложение, изменив предлог.

 

Кошка спала под столом. -  Кошка вылезла из — под стола.

Котёнок залез под кровать. - котёнок вылез  из-под кровати.

Заяц выскочил из - под куста. - Заяц спрятался под кустом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактически игры и задания по формированию словообразования у детей дошкольного возраста

   

Возрастные нормы

  1. 3-4 года .

 Употребление существительных в форме единствен.и множ.числа, обозначающие животных и их детенышей .

 

   Употребление существительных во множ.числе родительном падеже

(бабочек, апельсинов, глаз)

 

  1. 4-5 лет.

Употребление формы множ. числа существительных, обозн. названия детенышей животных по образцу. (козлята –козлят), в именительном и родительном падежах.

 

  1. 5-6 лет. 

Образуют форму множ.числа существительных обозначающих детенышей животных (однокоренные слова) медведь – медвежонок, заяц-зайчонок.

 

Существительные с суффиксами ( -ик, -чик, -онок, -енок)

 

  1. 6-7 лет.

 Образуют существительные с суффиксами, превосходную и сравнительную степень прилагательных, глаголы с приставками (ПРИ,ЗА, У , В – ехал)

 

 

Игра «Назови ласково»

Образование существительных женского рода с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса – ОЧК, -ЕЧК

 Педагог называет существительное , бросает мяч ребенку.

 Ребенок ловит мяч и в ответ называет слово ласково, образуя уменьшительно-ласкательный суффикс.

 

  • чашка- чашечка
  • миска - мисочка
  • Тарелка – тарелочка
  • Ваза – вазочка
  • Роза-розочка
  • юбка-юбочка

 

Игра «Ласковые имена»

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

 Педагог предлагает детям назвать свое имя ласково.

 

Маша – Машенька

Аня – Анечка

Витя – Витенька 

Галя – Галенька

Ваня - Ванечка

 

 

Игра « Лилипутик» .

Образование существительных при помощи суффиксов –ик , -чик

Педагог предлагает детям оказаться в Стране Лилипутов и уменьшать все предметы в комнате, делая их маленькими.

Показывая образец:

 

Стол - столик

Стул – стульчик

Мяч - мячик

Шкаф –шкафчик

Глаз – глазик

 

Образование профессий

  Педагог раздает детям картинки с изображением профессий людей. Обращаясь к ребенку он задает вопрос соответствующий данной профессии:

 

«Кто играет на барабане?» – барабанщик

«Кто убирает двор?» -дворник

«Кто водит трактор?» – тракторист

«Кто чинит часы?»  - часовщик

« Кто учит детей?» - учитель

 

 

Игра «Посуда»

Образование существительных при помощи суффикса - ниц

  На наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов , обозначающих посуду. (сахарница,хлебница, конфетница, соусница, салатница, мыльница).

   Перед детьми выкладываются картинки с изображением предметов.

Педагог предлагает ребенку назвать картинку и предмет в котором он храниться.

 

 - для сахара нужна – сахарница

 -для салата – салатница

- для мыла – мыльница

 

Командная игра « Кем я стану когда вырасту»

Образование существительных при помощи суффиксов

  Нужно разделить детей на 2 команды :мальчиков и девочек. На приборном полотне картинки с изображением профессий. Педагог указывая на картинку задает вопрос сначала мальчику, а затем девочке : « Кто ты по профессии ?»

 

Я  – артист, а   – ты артистка

Я  – художник, а  ты – художница

Я – учитель, а ты  - учительница

Я  – продавец, а ты  -продавщица

Я  - пианист, а ты – пианистка

 

Игра «Конструктор»

Образование сложных слов

Педагог просит детей соединить два слова в одно, ответив на вопросы :

 

  • Какой предмет выжимает сок?  - соковыжималка
  • Какой предмет рубит мясо? – мясорубка
  • Какой предмет сосет пыль – пылесос
  • Какой предмет варит кофе – кофеварка
  • Как называется природное явление, когда падает снег    - снегопад
  • Как называется природное явление, когда падают листья – листопад
  • Как называется природное явление, когда падают камни –камнепад

 

Образование приставочных глаголов

 Индивидуальная, подгрупповая работа.

   Педагог берет машину, фигурку птицы(животного) и клетки, куклу , лейку.

Демонстрируя действия с предметом предлагает ответить на вопрос:

 

Что делает машина?

   Заехала , выехала, приехала, объехала, въехала

   

Что делает птица?

   Вылетела, залетела, облетела, перелетела

 

  Что делает девочка?

   Поливает, выливает переливает…

 

Образование глаголов из других частей речи

   Педагог предлагает по слуховой инструкции , образовать слово по образцу.

Прыжок- прыгать

Любовь – любить

Клей – клеить

Свет –светить

Краска- красить

Мороз - морозить

Соль –солить

Синий – синеть

Желтый – желтеть

 

Игра «Волшебная палочка»

Образование существительных и прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса .

 Педагог предлагает детям побыть волшебниками и уменьшить предметы с помощью волшебной палочки.

Дотрагиваемся до предмета и называем ласково.

 

Хитрая лиса- хитренькая лисичка

Трусливый заяц – трусливенький зайчик

Голодный волк –голодненький волчок

Шустрая мартышка –шустренькая мартышка

Тяжелый слон –тяжеленький слоник

Быстрая лошадь –быстренькая лошадка

 

Игра: « Беспорядок»

Образование притяжательных прилагательных .

   На наборном полотке сюжетная картинка с изображением семьи. И предметные картинки на столе. Педагог просит навести порядок и раздать вещи их хозяину. Задает вопрос:

 

  • Очки чьи? – дедушкины
  • Книга чья – бабушкина
  • Платье чье? – дочкино, девочкино, Машино
  • Спицы чьи? – бабушкины
  • Отвертка чья? – папина 

 

 

Игра: «Автор»

Образование относительных прилагательных.

   Педагог предлагает детям стать авторами и образовать название улицам ( магазинам, праздникам)

 

 Улица где растут цветы – цветочная

 Улица где происходит стройка – строительная

 Улица где стоят заводы –заводская

 Улица где растут сады – садовая

 Улица где река- речная

 

ИГРА : «Сладости»

Образование качественных прилагательных.

   На столе выложены предметные картинки на тему фрукты/ягоды.

Педагог предлагает детям : сварить варенье, компот и приготовить конфету из выбранного фрукта(ягоды).

 

Варенье из вишни – вишневое, компот вишневый, конфета – вишневая.

Варенье из яблока – яблочное, компот яблочный, конфета яблочная.

Варенье из клубники – клубничное, компот –клубничный, конфета – клубничная

 

Игра « Чей хвост/лапа?»

Образование относительных прилагательных .

 На наборном полотне картинки с изображением животных. На столе предметные картинки с изображением частей тела животных. Педагог просит назвать чей это хвост, лапа.

 

Лиса- лисий, лисья

Заяц – заячий , заячья

Кошка- кошачий, кошачья

Волк –т волчий , волчья

Медведь – медвежий , медвежья

 

Игра « лесная полянка»

Образование качественных прилагательных .

На наборном полотне  картинка с изображением деревьев. На столе выложены  картинки с изображением листиков. Педагог предлагает узнать с какого дерева упал листик и назвать его.

 

С дуба –дубовый

С осины – осиновый

С клена - кленовый

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

 «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»

ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района

Выполнила воспитатель:

Калугина Анна Сергеевна

Санкт-Петербург 2020 г.

Семинар «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»

ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района

Полное наименование организации:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Санкт-Петербурга.

Сокращенное наименование организации:
ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга.

ЦППМСП является базовым образовательным учреждением психолого-медико-социального сопровождения детей от 3 лет до 18 лет, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Место нахождения : 195257, Санкт-Петербург, Гражданский проспект, д. 74, ст.м. «Академическая»

Режим и график работы :
Понедельник-пятница с 10:00 до 21:00,
Суббота с 10:00 до 15:00

Контактные телефоны:
Тел.: 533-68-39 (регистратура)
Тел./факс: 535-26-77 (администрация)

Адрес электронной почты:
E-mail:
ppmcenter@mail.ru

Дидактические игры и задания по формированию словоизменения  у детей дошкольного возраста

Игра «Скажи наоборот»

С 3х лет.

Единственное и множественное число существительных

Педагог называет существительное в единственном числе, бросая мяч ребенку.

Ребенок  возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.

Шар – шары

Гриб – грибы

Стол – столы

Ухо – уши

Лев - львы

Игра « Волшебник»

Подходит на все младшие возраста.
единст. – множ. число

Педагог предлагает волшебной палочкой  ребенку стать волшебником и дотронувшись «волшебной палочкой» до одного предмета, превратить его в другой, образовав форму множественного числа. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение нескольких предметов.

Глаз – глаза, кресло – кресла, яйцо – яйца..

Игра «Кто что любит?»

Для среднего возраста.

Употребление винительного падежа

Детям демонстрируются предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?

Кошка любит …молоко

Собака любит …кость

Корова любит…траву

Игра «Закончи предложение»

Старший/Подготовительный возраст.
Винит.падеж

Педагог начинает предложение и просит ребенка закончить его, отвечая на поставленный вопрос.

После этого ребенок должен произнести предложение целиком.

Врач лечит (кого)…

Пастух пасет (кого)…

Водитель ведет (что)…

Мышка боится (кого)…

Игра «Прятки»

Родительный падеж.

Детям демонстрируются картинки с изображением частей тела спрятавшихся животных, по которым они должны узнать животное и назвать, чья это часть тела.

Если дети затрудняются при выполнении задания, им предлагается вопрос «кого»

Хвост …(лисы)

Уши …(зайца)

Игра «Чего много?»

Родительный падеж.

Педагог раздает детям картинки с изображением нескольких одинаковых предметов.

 У педагога – картинки с изображением этих же предметов в единственном числе.

Он показывает детям свои картинки и говорит: «У меня один флажок». Ребёнок, у которого есть картинка с изображением нескольких флажков, отвечает: «У меня много флажков».

Стул - много стульев

Дерево - много деревьев

Тетрадь - много тетрадей

Карандаш - много карандашей

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела. Педагог  просит детей сказать, что забыл нарисовать художник.

У свиньи нет ...(пятачка).

У коровы нет  ...(хвоста).

У лошади нет ...(гривы).

У лисы нет ...(лапы).

Игра «Кому что нужно?»

Дательный падеж.

На наборном  полотне выставлены картинки с изображением людей разных профессий и животных.

 Педагог  раскладывает перед детьми предметные картинки и предлагает ответить на вопрос «кому что нужно?», сгруппировав картинки соответствующим образом:

а) человеку какой профессии нужны эти предметы:

игла, бинт, указка, ножницы, малярная кисть, лекарство, краски, скрипка, кастрюля,  белый халат, поварской колпак, метла, лопата.

б) Какому животному нужна такая еда:

морковка, трава, молоко, овёс, рыба, желуди, мёд, орехи, зерно, сено.

Игра «Найди хозяина»

Педагог  демонстрирует детям предметные картинки с изображением различных предметов, принадлежащих сказочным персонажам, и предлагает сказать, кому принадлежит каждая вещь.

Корона — королю

Ступа - …

Хрустальная туфелька - …

золотой ключик - …

шапочка красного цвета - …

полено - …


Игра «Ответь на вопрос»

Творительный падеж

Педагог  задаёт детям вопросы и предлагает на них ответить:

а) с опорой на предметные картинки:

шьют (чем?) …

рисуют (чем?)...

копают (чем?)...

Картинки: игла, карандаш, лопата.

б)  без опоры на       предметные     картинки:

слушаем (чем?) …. ушами

думаем (чем?) …. головой

смотрим (чем?) …. глазами

едим (чем?) … ложкой, вилкой

топаем (чем?) …. ногами

Игра «Профессии»

Педагог  раздает детям картинки с изображением людей  разных профессий.

 Затем он обращается к кому — нибудь из детей и задает вопрос: «Кем ты будешь?»

Я буду … (учителем).

Я буду ….(летчиком).

Я буду … (строителем).

Я буду ...(космонавтом).

Я буду ...(художником).

Изменение глаголов настоящего времени по числам.

Игра «Доскажи словечко»

Педагог предлагает детям закончить начатое им предложение по образцу.

Мальчики поют. Мальчик ….поёт.

Змея ползёт. Змеи ….

Птица поёт. Птицы …

Самолёт летит. Самолёт...

Метели метут. Метель …

Игра «Разложи и назови картинки»

Согласование прилагательного с существительным

Перед детьми размещают предметные картинки.

Педагог  предлагает детям объединить в одну группу картинки, про изображения на которых можно сказать «большая», в другую - «большое», и назвать их.

«Мой - моя - моё - мои»

Педагог  называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?», чьё?, чьи?, чья?, правильно согласовывая местоимение с существительным.

Мяч, кубик, мишка, конь, шар, помидор, платье, яблоко, туфли, ведро, перо, сапоги, ножницы, солнышко.


«Я, мы, он, она - вместе дружная семья»

Изменение глаголов по лицам

Педагог  произносит предложение, затем бросает мяч ребёнку, называя местоимение и предлагая  закончить предложение.

Я гуляю в парке. Ты ….Мы.... Вы.... Он... Она.... Они....

Я рисую дом....Ты.... ….Мы.... Вы.... Он... Она.... Они....

Игра «Делает - сделал»

Совершенный и несовершенный вид глагола

Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется. Ребёнок должен назвать действие и объединить картинки парами.

Примерный речевой материал: ест — съел (а)

поливает — полил

читает — прочитал

Игра «Кто с кем?»

Предлоги

Педагог сообщает детям о том, что животные пошли на прогулгу со своими детёнышами. На наборном полотне с одной стороны выставляются картинки с изображением взрослых животных, на другой — в случайном порядке их детеныши. Детям предлагается сгруппировать картинки, ответив на вопрос «кто с кем?».

Образец ответа: лиса с лисёнком (лисятами).

Примерный речевой материал: волк с волчонком, ёж с ёжонком, заяц с зайчонком, медведь с медвежонком, лось с лосёнком.

Игра «Колобок»

Педагог напоминает детям сказку «Колобок» и предлагает им рассказать, от кого ушёл колобок, а от кого он не смог уйти.

Колобок ушёл: ...от бабушки

                            от дедушки

                              от зайца

                              от волка

 Игра «Исправь ошибки»

Педагог предлагает детям прослушать предложения, определить, все ли в них правильно, и исправить ошибки.

Примерный речевой материал:

Бабушка приехала с деревни.

Шубу сняли из вешалки.

Мама пришла с магазина.

Птенец выпал с гнезда.

Игра «Что (кто) под чем?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что под чем?

Примерный речевой материал:

тапки — стул

шкаф — коробка

куст — заяц

гусеница — листик

Игра «Что (кто) над чем?»

Педагог называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что над чем?

Примерный речевой материал:

чайки — море

гуси — озеро

голуби — крыша

картина — диван

Игра «Скажи наоборот»

Педагог бросает мяч, одновременно произнося предложение с предлогом «под» или «из — под».

Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать своё предложение, изменив предлог.

Кошка спала под столом. -  Кошка вылезла из — под стола.

Котёнок залез под кровать. - котёнок вылез  из-под кровати.

Заяц выскочил из - под куста. - Заяц спрятался под кустом.

Дидактически игры и задания по формированию словообразования у детей дошкольного возраста

   

Возрастные нормы

  1. 3-4 года .

 Употребление существительных в форме единствен.и множ.числа, обозначающие животных и их детенышей .

   Употребление существительных во множ.числе родительном падеже

(бабочек, апельсинов, глаз)

  1. 4-5 лет.

Употребление формы множ. числа существительных, обозн. названия детенышей животных по образцу. (козлята –козлят), в именительном и родительном падежах.

  1. 5-6 лет.  

Образуют форму множ.числа существительных обозначающих детенышей животных (однокоренные слова) медведь – медвежонок, заяц-зайчонок.

Существительные с суффиксами ( -ик, -чик, -онок, -енок)

  1. 6-7 лет.

 Образуют существительные с суффиксами, превосходную и сравнительную степень прилагательных, глаголы с приставками (ПРИ,ЗА, У , В – ехал)

Игра «Назови ласково»

Образование существительных женского рода с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса – ОЧК, -ЕЧК

 Педагог называет существительное , бросает мяч ребенку.

 Ребенок ловит мяч и в ответ называет слово ласково, образуя уменьшительно-ласкательный суффикс.

  • чашка- чашечка
  • миска - мисочка
  • Тарелка – тарелочка
  • Ваза – вазочка
  • Роза-розочка
  • юбка-юбочка

Игра «Ласковые имена»

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

 Педагог предлагает детям назвать свое имя ласково.

Маша – Машенька

Аня – Анечка

Витя – Витенька  

Галя – Галенька

Ваня - Ванечка

Игра « Лилипутик» .

Образование существительных при помощи суффиксов –ик , -чик

Педагог предлагает детям оказаться в Стране Лилипутов и уменьшать все предметы в комнате, делая их маленькими.

Показывая образец:

Стол - столик

Стул – стульчик

Мяч - мячик

Шкаф –шкафчик

Глаз – глазик

Образование профессий

  Педагог раздает детям картинки с изображением профессий людей. Обращаясь к ребенку он задает вопрос соответствующий данной профессии:

«Кто играет на барабане?» – барабанщик

«Кто убирает двор?» -дворник

«Кто водит трактор?» – тракторист

«Кто чинит часы?»  - часовщик

« Кто учит детей?» - учитель

Игра «Посуда»

Образование существительных при помощи суффикса - ниц

  На наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов , обозначающих посуду. (сахарница,хлебница, конфетница, соусница, салатница, мыльница).

   Перед детьми выкладываются картинки с изображением предметов.

Педагог предлагает ребенку назвать картинку и предмет в котором он храниться.

 - для сахара нужна – сахарница

 -для салата – салатница

- для мыла – мыльница

Командная игра « Кем я стану когда вырасту»

Образование существительных при помощи суффиксов

  Нужно разделить детей на 2 команды :мальчиков и девочек. На приборном полотне картинки с изображением профессий. Педагог указывая на картинку задает вопрос сначала мальчику, а затем девочке : « Кто ты по профессии ?»

Я  – артист, а   – ты артистка

Я  – художник, а  ты – художница

Я – учитель, а ты  - учительница

Я  – продавец, а ты  -продавщица

Я  - пианист, а ты – пианистка

Игра «Конструктор»

Образование сложных слов

Педагог просит детей соединить два слова в одно, ответив на вопросы :

  • Какой предмет выжимает сок?  - соковыжималка
  • Какой предмет рубит мясо? – мясорубка
  • Какой предмет сосет пыль – пылесос
  • Какой предмет варит кофе – кофеварка
  • Как называется природное явление, когда падает снег    - снегопад
  • Как называется природное явление, когда падают листья – листопад
  • Как называется природное явление, когда падают камни –камнепад

Образование приставочных глаголов

 Индивидуальная, подгрупповая работа.

   Педагог берет машину, фигурку птицы(животного) и клетки, куклу , лейку.

Демонстрируя действия с предметом предлагает ответить на вопрос:

Что делает машина?

   Заехала , выехала, приехала, объехала, въехала

   

Что делает птица?

   Вылетела, залетела, облетела, перелетела

 

  Что делает девочка?

   Поливает, выливает переливает…

Образование глаголов из других частей речи

   Педагог предлагает по слуховой инструкции , образовать слово по образцу.

Прыжок- прыгать

Любовь – любить

Клей – клеить

Свет –светить

Краска- красить

Мороз - морозить

Соль –солить

Синий – синеть

Желтый – желтеть

Игра «Волшебная палочка»

Образование существительных и прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса .

 Педагог предлагает детям побыть волшебниками и уменьшить предметы с помощью волшебной палочки.

Дотрагиваемся до предмета и называем ласково.

Хитрая лиса- хитренькая лисичка

Трусливый заяц – трусливенький зайчик

Голодный волк –голодненький волчок

Шустрая мартышка –шустренькая мартышка

Тяжелый слон –тяжеленький слоник

Быстрая лошадь –быстренькая лошадка

Игра: « Беспорядок»

Образование притяжательных прилагательных .

   На наборном полотке сюжетная картинка с изображением семьи. И предметные картинки на столе. Педагог просит навести порядок и раздать вещи их хозяину. Задает вопрос:

  • Очки чьи? – дедушкины
  • Книга чья – бабушкина
  • Платье чье? – дочкино, девочкино, Машино
  • Спицы чьи? – бабушкины
  • Отвертка чья? – папина  

Игра: «Автор»

Образование относительных прилагательных.

   Педагог предлагает детям стать авторами и образовать название улицам ( магазинам, праздникам)

 Улица где растут цветы – цветочная

 Улица где происходит стройка – строительная

 Улица где стоят заводы –заводская

 Улица где растут сады – садовая

 Улица где река- речная

ИГРА : «Сладости»

Образование качественных прилагательных.

   На столе выложены предметные картинки на тему фрукты/ягоды.

Педагог предлагает детям : сварить варенье, компот и приготовить конфету из выбранного фрукта(ягоды).

Варенье из вишни – вишневое, компот вишневый, конфета – вишневая.

Варенье из яблока – яблочное, компот яблочный, конфета яблочная.

Варенье из клубники – клубничное, компот –клубничный, конфета – клубничная

Игра « Чей хвост/лапа?»

Образование относительных прилагательных .

 На наборном полотне картинки с изображением животных. На столе предметные картинки с изображением частей тела животных. Педагог просит назвать чей это хвост, лапа.

Лиса- лисий, лисья

Заяц – заячий , заячья

Кошка- кошачий, кошачья

Волк –т волчий , волчья

Медведь – медвежий , медвежья

Игра « лесная полянка»

Образование качественных прилагательных .

На наборном полотне  картинка с изображением деревьев. На столе выложены  картинки с изображением листиков. Педагог предлагает узнать с какого дерева упал листик и назвать его.

С дуба –дубовый

С осины – осиновый

С клена - кленовый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме   " Детский сад. Профессии работников детского сада"  для детей 5- 6 лет....

«Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (презентация)

Развитие умений самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать, обеспечивая высокий уровень подготовки к школе....

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»

Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»...

Консультация для педагогов "Развитие лексико – грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".

Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребёнок осваивает постепенно,самостоятельно, путё...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Посуда»

Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей  по теме «Посуда»....