Клинический аспект в диагностике детей с тяжелой умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Гусева Галина Владимировна
Статья посвящена корректной диагностики детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клинический аспект в диагностике детей с тяжелой умственной отсталостью

Тяжелая умственная отсталость по клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств сходно с категорией умеренной умственной отсталости. Дети с данной степенью интеллектуальной недостаточности обладают возможностями частичному овладению речью, усвоению элементарных навыков самообслуживания.

Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально- волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми. У большинства детей наблюдаются моторные нарушения, выражающиеся не только в запаздывании актов прямостояния, ходьбы и бега, но и в качественном своеобразии и недоразвитии всех движений. Особенно грубо недоразвиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев. Движения детей замедленны и неуклюжи. При тяжелой умственной отсталости моторная  недостаточность отмечается в 90- 100% случаев. Соматическая симптоматика у большинства больных- часть клинической картины, наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов, внутренних органов. В правом отношении дети являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. До совершеннолетия они находятся в специализированных детских домах для глубоко умственно отсталых, а потом переводятся в учреждения социального обеспечения. Эти дети также могут воспитываться в домашних условиях.

Глубокая степень умственной отсталости. Диагностика грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков выделяются нарушения статических и моторных  функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружении, позднее появление стояния, ходьбы, лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам. Диагностика основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, на результатах генетических и пренатальных исследований.

У больных резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне ограниченно или не развивается крайне ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство- из них неподвижны, страдают расстройствами урологических функций, неспособны или малоспособны заботиться об основных потребностях, элементарные гигиенические навыки и самообслуживание отсутствуют. В поведении апатичны, вялы и агрессивны, злобны, раздражительны. Все нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Дети с глубокой умственной отсталостью не обучаются и находятся ( с согласия родителей) в специальных учреждениях ( детских домах для глубоко умственно отсталых) , где им оказывается необходимая медицинская помощь, наблюдение и уход.

 Таким образом, умственная отсталость – это такая апатия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура аномального развития обусловлена прежде всего первичным дефектом, непосредственно возникающим под болезнетворным влиянием, а затем уже вторичными отклонениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

Диагностика для детей с глубокой умственной отсталостью

Диагностика для детей с глубокой умственной отсталостью...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯдля детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет...

Коррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В файле предложены коррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по направлениям: Упражнения для развития моторики и вниманияУпражнения для ...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюТема: Развитие мимики и жестов.Цель: Развитие способности к использованию невербальных компо...

Развитие социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача, для специалистов, родителей воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Для повышения качества жизни и...