Развитие социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
консультация по коррекционной педагогике

Шаманова Елена Валентиновна

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача, для специалистов, родителей воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Для повышения качества жизни и социальной адаптации в социуме данной категории детей первостепенное значение приобретают, так называемые жизненные навыки, или жизненные компетенции, а также социальные навыки.

Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого самостоятельного функционирования в окружающей действительности.

Что входит в диагностику жизненных компетенций?

- самообслуживание

- бытовые навыки

-навыки личной безопасности

- социальные навыки, навыки принятия решений

-домашний досуг

- навыки, необходимые для интеграции в школьную среду

-ранние навыки, необходимые для выбора профессии.

Уровень социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зависит от степени сформированности их социальных навыков.

Социальные навыки — это все способности, которые мы используем для общения и взаимодействия с другими людьми, как словесно, так и без слов, по средствам жестов, языка тела и нашего личного облика. Социальные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проявляются в области межличностного взаимодействия, игры, времяпрепровождения и сотрудничества. Но также мы не должны забывать, что социальный навык, это не только сотрудничество и взаимодействие, но и культура поведения, соблюдение социальных норм, а также и навыки обслуживания себя.

Формирование социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень важно, иногда более важно, чем учить ребёнка писать и считать, и зачастую становится основной целью воспитания, особенно у детей с низким уровнем функционирования, но даже дети с высокофункциональным нередко демонстрируют определенные проблемы в этой сфере. Например, начав одеваться, ребенок не всегда может довести начатое до конца: он надевает только часть одежды или начинает ее снимать, вместо того чтобы продолжать одеваться. Поэтому перед педагогами стоит нелёгкая задача длительного каждодневного труда, научить ребёнка зачастую элементарным навыкам самообслуживания, которые на прямую влияют на самооценку ребенка.

Сложность состоит в том, что у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше, чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно будет сыт. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным. Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений.

Для успешного формирования навыка необходимо соблюдать единство требований к качеству, темпу, операционной последовательности выполняемого действия. Данного правила должны придерживаться все специалисты, медицинские работники, психологи, педагоги, работающие с каждым конкретным воспитанником.

Обучение ведётся в тесном сотрудничестве педагогов. Прежде чем начать обучение, следует тщательно продумать схему действий, согласовать данную схему с родственниками (если таковые имеются) и выбрать наиболее удобную и простую последовательность действий, операций для конкретной ситуации, представить эту последовательность визуально, проверить доступность всех необходимых материалов. Кроме того, важна визуальная поддержка – схематические рисунки. Это значительно облегчит ориентацию в пространстве. Также совместно было обговорено использование подкрепителей. О подкрепителях: набор подкрепителей у каждого ребёнка свой — это то, что очень нравится воспитаннику и что может вызвать положительное отношение, положительные эмоции. Это могут быть сладости, любимый мультик, любимая игрушка, и прочее. Выбранный подкрепитель используется только при обучении, в другое время не выдаётся ребёнку.

Самообслуживание включает в себя освоение навыков:

Навыки самообслуживания в столовой, учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, учить брать пищу понемногу, пить самостоятельно, пользоваться салфеткой, есть аккуратно. Отработка каждого действия раскладывается на отдельные операции, например: формирование умения, пить из чашки: захват чашки, умение поднести чашку ко рту, наклонить чашку, делать глотки, поставить чашку на место. Для решения каждой задачи работает система, где ежедневно посредством выполнения дидактических упражнений, отрабатываются и оттачиваются выбранные для отдельно взятого ребенка навыки.

Учили отдельно посуду по картинкам и в натуральном виде. Постоянно проговаривая «Это кружка. Пьём из кружки, это ложка, едим ложкой». Вытирать рот полотенцем или салфеткой, сначала с полной физической подсказкой, затем с частичной, убирать посуду за собой – сначала говорили - «Возьми тарелку» и подавали тарелку в руку, направляли к раковине. После нескольких повторений фраза стала сложнее «Возьми тарелку, унеси в раковину», после успешного выполнения просьбы награждали ребёнка пищевым подкрепителем. Все этапы также сопровождаются сначала с полной, затем с частичной физической подсказкой.

 

Методические рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе формирования навыков самообслуживания в столовой.

  Содержание обучения

Наиболее часто встречающиеся трудности

 Методические  приемы и средства
Прием пищи

Подготовки к приему пищи: мытье рук, рассаживание за столом

Ребенок с РАС забывают мыть руки перед едойСловесная инструкция, напоминание,

Аккуратность при приеме пищи

Торопливо едят, проглатывают не пережёванную пищу; растягивают прием пищи на длительное время Не могут набрать пищу в ложку

Введение определенного периода времени для приема пищи, например, правила: «Никто не встает из-за стола пока не закончится время обеда», словесные инструкции.

Рука в руке набираем пищу

Питьё из кружки

 

Испытывают трудности при глотании (могут проглотить только небольшую порцию жидкости) 

Использование соломинки

для питья, кружки с поильником и др.

Испытывают трудности при удержании кружки в рукахИспользование облегченной (пластиковой) посуды, кружек с более широкой ручкой или с двумя ручками.

Использование столовых приборов (ложка, вилка)

Не пользуются приборами

Испытывают трудности при удержании ложки, вилки в руках и донесении её до рта.

Напоминание, образец, помощь и тренировка.

Использование насадок на ручки столовых приборов, приборов с изогнутой рукояткой, липучкой и т.д.

Обучение навыкам одевания - раздевания.

По возможности научить одеваться самостоятельно. Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком. Педагогам необходимо применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например: ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Очень хорошо подобные навыки тренируются системой упражнений М. Монтессори. Параллельно с этим проводятся игры, помогающие ребенку усвоить новый навык. Только после этого его можно включить в цепочку бытовых действий. Вместе с этим параллельно ребёнку показывали картинки, где дети одеваются. Шкаф, где лежит одежда. Поэтапно осваивая мелкие конкретные задачи, первоначально подводим ребёнку к шкафу «Вот шкаф! Это шкаф! В шкафу одежда!» открывался шкаф, показывали одежду, где лежат футболки, трико, кофты. Дальше отрабатывали каждый предмет одежды. И начинаем каждый раз с фразы «Будем одеваться!» А чтобы закрепить положительное отношение к одеванию использовался пищевой подкрепитель. «Открываем шкаф» - здесь по началу используем полную физическую подсказку «рука в руке», через несколько занятий ребенок запоминает, что нужно сделать при фразе «открываем шкаф» и рука только слегка направлялась, потом он сам начинает открывать шкаф. «Берём футболку» - футболки обычно лежат на определённом стеллаже, одеваем. Футболку направляем и комментируем каждое действие. Точно также отрабатываются и все остальные предметы одежды, ребенок запоминает места, где лежат его вещи и последовательность при одевании. Параллельно с этим проводятся игры, помогающие ребенку усвоить новый навык. Только после этого его можно включить в цепочку бытовых действий.

Методические рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе формирования навыков одевания – раздевания

Содержание обучения

Наиболее часто встречающиеся трудности

Методические приемы и средства
Одевание, раздевание

Различение своей и чужой одежды

Путают свою и чужую одеждуОдежда каждого ребёнка помечается цифрой.

Ориентировка в одежде (передняя и задняя, лицевая и изнаночная сторона)

Не обращают внимания на правильность одевания той или иной одежды

Использование зеркала для контроля своего внешнего вида.

•  Определение четких критериев аккуратного внешнего вида (шапка одета ровно, швом назад, куртка ровно застегнута и т.д.)

Соблюдение последовательности одевания, раздевания

 

Не соблюдают последовательность одевания, раздевания (например, сначала одевают футболку и джемпер, затем колготки)

Выкладывание одежды в нужной последовательности.

•  Визуальная опора в виде ряда картинок, изображающего последовательность выполнения действий с одеждой.

Предварительное проговаривание порядка одевания.

Застегивание и расстегивание одежды и обуви на (пуговицах, молниях, кнопках, шнурках)

Испытывают трудности в застегивании / расстегивании одежды

Использование специальных тренажеров

Тренировка на своей одежде (не одевая её)

  Формирование навыков умывания.

Воспитанники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью слабо владеют навыками личной гигиены. Они не умеют умываться, качественно чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела.

При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а также их чередование. Очень хорошую помощь воспитателю оказывают пиктограммы — картинки с изображениями действий и раскладываниями действий на операции.

Чтобы сформировать положительное отношение к умыванию произносим фразу «Будем умываться», берем за руку и ведем в ванную. Комментируем каждое действие. Чистку зубов сопровождаем так же словесной инструкцией, также комментируется весь процесс-возьми щётку, – возьми пасту, возьми стакан.

Методические рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе формирования навыков умывания.

Например, при умывании найти удобное место для мыла, зубной щетки, проверить, какой рукой лучше брать щетку, а какой – пасту. Эти детали, часто не имеющие большого значения в жизни обычного человека, могут оказаться критическими при обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Содержание обучения

Наиболее часто встречающиеся трудности

Методические приемы и средства
Гигиена тела

Мытье рук

Не соблюдают последовательность действий при мытье рукИспользование графических изображений
Испытывают трудность при использовании мылаИспользование жидкого мыла с дозатором
Чистка зубов

Не качественно чистят зубы

Из-за нарушений моторики рук испытывают затруднения при выполнении большинства операций по чистке зубов

Алгоритм последовательности

Подбор приспособлений: зубные щетки с толстой ручкой или насадкой, электрическая щетка, тюбик с зубной пастой без винтовой крышки, а с откидным верхом, и т.д.

Контроль своего внешнего вида

Не контролируют внешний вид

Использование зеркала для контроля своего внешнего вида

Устранение недостатков внешнего вида

Не обращают внимания на недостатки своего внешнего вида (грязное лицо, испачканная одежда)

 

Определение четких критериев аккуратного внешнего вида (чистое лицо, аккуратная прическа и т.д.)
Уход за ногтями

Не видят необходимости в подстригании и чистке ногтей

боятся ножниц

Включение в последовательность выполнения гигиенических процедур. Проведение «Дня красоты».

Вместо ножниц использовать щипчики, пилочку для ногтей

Уход за волосами

Не удерживают расчёску или держат её неправильно

Не видят необходимости

в ежедневном причесывании

Подбор удобных расчесок (щетки, гребешки с различными по толщине ручками)

• Контроль за своим внешним видом с использованием зеркала.

• Выбор и приобретение украшений (резинок, заколочек)

•Использование памятки «ежедневные утренние дела»

Умение пользоваться горшком, туалетом формируется не сразу. Постепенно присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, надевать штанишки, спускать воду, мыть руки после туалета.

Методические рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе формирования навыков пользование туалетом.

Содержание обучения

Наиболее часто встречающиеся трудностиМетодические приемы и средства
Пользование туалетом

Сообщение о своих потребностях социально приемлемым способом

Не могут привлечь внимание взрослого.

Пользование туалетом по режиму Использование карточек Pecs

Соблюдение правил пользования туалетом

Не соблюдают последовательность действий в туалетеИспользование графических изображений, алгоритмов

Не аккуратны в процессе оправления в унитаз

Испытывают трудности при использовании туалетной бумаги

 

Напоминание, помощь и тренировка.

• Маркировка туалетной бумаги по перфорации.

• Нарезать туалетную бумагу на полоски достаточной длины

 Использование технических приспособлений для удобства (ручки, опоры и т.д.)

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень важно, как для ребёнка, специалистов так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат. Навыки самообслуживания напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно-отсталых детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foto.docx115.63 КБ

Предварительный просмотр:

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В файле предложены коррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по направлениям: Упражнения для развития моторики и вниманияУпражнения для ...

«Направления логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».

Статья на тему: «Направления логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»....

Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки «Весна» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ

Конспект НОДпо развитию социально-бытовой ориентировки «Весна»для детей подготовительной группы с использованием ИКТ...

формирование игровых навыков для детей старше-подготовительной группы с умственной отсталостью

Формирование игровых навыков для детей старшего возраста с умственной отсталостью важный компонент коррекционной работы. В данной работе представлены лишь некоторые приёмы разработки....

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюТема: Развитие мимики и жестов.Цель: Развитие способности к использованию невербальных компо...