формирование игровых навыков для детей старше-подготовительной группы с умственной отсталостью
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Иванова Ирина Алексеевна

Формирование игровых навыков для детей старшего возраста с умственной отсталостью важный компонент коррекционной работы. В данной работе представлены лишь некоторые приёмы разработки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_komplexnogo_zanyatia_dlya_detey_starshe.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: формирование игровых навыков для детей старше-подготовительной группы с умственной отсталостью

Тема : «формирование игровых навыков для детей старше-подготовительной группы с умственной отсталостью»

Цель:  продолжать формировать игровые навыки.

 Задачи

- образовательные: 

-продолжать формировать навык выполнять знакомые действия по подражанию.

-продолжать закреплять доступные представления о правилах игры и формировать навык придерживаться этих правил в процессе совместной деятельности.

- продолжать закреплять навык находить и использовать  знакомые  «атрибуты» для игры.

- коррекционные

- развивать навык  активно действовать  по инструкции педагога ( повесим бельё, принеси таз с водой,   посади куклу и т. д. ).

- продолжать развивать мелкую моторику рук ( игры с прищепками, аккуратно брать  предметы  кукольной одежды.

- закреплять представление об основных цветах,  побуждать к  доступному   произнесению слова/фразу.

 - развивать зрительное внимание ( рассматривать  доступные иллюстрации и показывать жестом  знакомые объекты).

Воспитательные

- побуждать  детей помогать друг другу в процессе  cовместной деятельности с  педагогом.

- развивать навык  в эмоциональном общении  детей по  ходу игры.

Предварительная работа:

Чтение худ. лит-ры: стихотворений по теме «Одежда», выполнение пальчиковых игр по данной тематике, рассматривание иллюстраций по теме  по теме «Одежда», выполнение пальчиковых игр,  знакомство с атрибутами для игры (2 тазика с теплой водой  для стирки и полоскания, бельевая  верёвка, прищепки, кукольная одежда, платочки, мыло в мыльнице, фартуки, полотенца для рук, сушилка для белья). Проигрывание отдельных игровых действий.

Оборудование: столы 2 тазика с теплой водой  для стирки и полоскания, бельевая  верёвка, прищепки, кукольная одежда, платочки, мыло в мыльнице, фартуки, полотенца для рук, сушилка для белья, плач ребёнка.

Ход занятия:

Название этапа

Деятельность  педагогов

Предполагаемые ответы/деятельность детей

Организационный

Детей заводит   в группу дефектолог и воспитатель, встают в полукруг перед столом и здороваются с педагогами и гостями.

Дети кивают головой/отвечают «доступной фразой»

Основной  этап

Заключительный этап

Дефектолог предлагает взглянуть на иллюстрацию где мама стирает бельё.

Дефектолог называет  детям предметы и объекты на иллюстрации. Воспитатель  указкой показывает, то что называет педагог.

Дети смотрят на иллюстрацию

Воспитатель помогает  детям показать то, что назвал дефектолог

После рассматривания  слышен детский плач

Входит  и у неё грязная одежда

 Кукла «говорит», что  она гуляла и испачкала одежду. «Говорит», что пришла она, чтоб дети помогли ей.

Дефектолог  предлагает помочь кукле

Воспитатель сажает куклу на стульчик

Дефектолог  спрашивает у детей, что нужно делать, что нужно делать чтоб одежда была чистой?

Дефектолог хвалит и спрашивает что нужно чтоб постирать одежду?

Дефектолог предлагает встать и подойти к столу, на котором  приготовлены атрибуты для стирки.( куклу  держат рядом, показывая ей ) Воспитатель показывает и называет все атрибуты и объясняет что для чего нужно брать, дефектолог  помогает.

Воспитатель начинает поэтапно  называть действия:

Прежде чем стирать нужно надеть фартуки и спрашивает в какой воде стирать бельё? ( Дефектолог показывает фартуки и говорит, что вода должна быть тёплой.

Воспитатель подзывает ребёнка и просит потрогать осторожно тазик (проверяя тёплый он или холодный?).

Остальных детей дефектолог провожает на стульчики.

Воспитатель выполняет пальчиковую гимнастику со всеми детьми перед началом основных игровых действия

Воспитатель: Чтоб одежду постирать, нужно тазик быстро взять,  и туда налить  водицы и  намылить платье мыльцем.

Грязное белье лежит на стульчике рядом с тазиком. Воспитатель зовёт  другого ребёнка стирая, приговаривает: «Возьму мыло и платье выстираю». Намыливает так, чтобы было много пены. И просит ребёнка повторить его действия, отходя в сторону. Педагог обращает внимание на то, что много пены и это от мыла в воде.

Воспитатель  стирая каждый предмет одежды проговаривает каждое действие, приглашая по очереди каждого ребёнка. (Дефектолог помогает по необходимости).

Воспитатель : Я взяла мыло и намыливаю мокрое платье. Повторите «намыливаю».

-А это что? (Показывает на носочки, штанишки, кофточку).

- И носочки, и кофточку, и штанишки тоже постираем – всё будет чистое.

Дефектолог сообщает: - Одежду мы постирали, а что теперь надо сделать? (прополоскать в чистой воде). Воспитатель предлагает детям помочь налить в   другой, пустой таз тёплую, чистую воду.

Воспитатель наливает в другой таз тёплой воды и начинает полоскать бельё.

По очереди дети берут постиранное бельё из  таза и пробуют полоскать бельё, затем выжимают его.

Воспитатель  благодарит детей за стирку и показывает кукле, что ребята постирали всю одежду кукле.(дети садятся на стул)

Физминутка (проводит дефектолог, воспитатель помогает)

Мы стираем, мы стираем,                          (повторение действия дважды)

Раз, два, три - руками трём.

А потом мы прополощем,

Сильно-сильно отожмём,

А потом вот так встряхнём

И прищепочки возьмём.

- Вот теперь вся одежда чистая!

- Можно надевать одежду на куклу?

- Почему? (одежда мокрая)

- Что мы должны сделать, чтобы она стала сухой? (высушить) Как?

- Для этого мы повесим одежду на верёвку, чтобы одежда высохла.

После дефектолог предлагает повесить бельё на «сушилку с помощью прищепок»

Воспитатель и дефектолог сажают детей на стульчики, дефектолог берёт куклу и показывает кукле сколько они сделали. Называют все действия. Демонстрируя эмоциональной речью, что кукла очень рада и когда одежда высохнет – все вместе помогут кукле сложить чистую и сухую одежду.  Напоминают, что за одеждой нужно ухаживать, стирать её.

Педагоги благодарят детей и прощаются с куклой.

Воспитатель показывает куклу с грязной одеждой и показывает детям. Побуждая детей поздороваться и посмотреть на грязную одежду.

Дети здороваются с куклой и жалеют куклу, успокаивают её.

Дети соглашаются кивая, произнося «доступную фразу».

Дети показывают жестом/произносят «доступную фразу» - «Одежду нужно стирать»

Дети с подсказками педагога  пробуют «назвать» атрибуты для стирки белья (тазик вода, мыло)

Дети стоят вокруг столика, по просьбе педагога показывают или «пробуют назвать» по очереди предметы.

Дети слушают показывают где мыло, а где тазик.

Дети смотрят и наблюдают за действиями педагогов

Ребёнок трогает  тазик и «говорит, что таз тёплый» - вода в нём тёплая, затем ребёнок садится

Дети повторяют с  учётом возможностей.

Каждый ребёнок подходит и пробует повторить алгоритм, при необходимости педагоги помогают.

Кого-то из детей приглашается помочь воспитателю.

Каждый из детей по очереди пробует полоскать и выжить бельё.

Дети выполняют упражнения

Каждый из детей вместе с дефектологом берёт предмет одежду, подходит к вешалке и вешает на верёвку одежду и прищепляет  прищепкой.

Дети сидят на стульчиках и жестами показывают «произносят доступной фразой», всё что они делали.

Дети благодарят взрослых и прощаются с куклой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование графических навыков у детей второй младшей группы."

В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображен...

Перспективный план работы с родителями по формированию здорового образа жизни в старшей, подготовительной логопедической группе

Перспективный план работы с родителями по формированию здорового образа жизни в старшей, подготовительной логопедической группе...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей» 1 младшая группа

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей»1 младшая группа Цель :способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительног...

Развитие социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача, для специалистов, родителей воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Для повышения качества жизни и...

Формирование игровых навыков у детей с РАС (экспресс-диагностика)

Диагностика по выявлению уровня сформированности игровых действий....