Статья "Кинезиологические упражнения в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога, логопеда
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека. Именно в этом возрасте необходимо развивать высшие психические функции, особенно речь.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи важно развивать сенсорный и чувственный опыт, формировать эмоциональное, позитивное отношение к образовательной деятельности. С этой целью в своей работе мы применяем кинезиологические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shabarshina_o.a.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ

 В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА, ЛОГОПЕДА

О.А. Шабаршина, учитель-дефектолог

Филиал № 5 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка»

г. Серов

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека. Именно в этом возрасте необходимо развивать высшие психические функции, особенно речь.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи важно развивать сенсорный и чувственный опыт, формировать эмоциональное, позитивное отношение к образовательной деятельности. С этой целью в своей работе мы применяем кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезилогические упражнения – это комплекс движений  позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронную работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс обучения чтению и письму. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Применение таких упражнений позволяет совершенствовать общую, мелкую и речевую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев руки оказывают стимулирующее влияние на развитие речи [3].

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

- растяжки;

- дыхательные упражнения;

- глазодвигательные упражнения;

- телесные упражнения;

- упражнения для развития мелкой моторики;

- упражнения на релаксацию;

- массаж.

Все указанные виды кинезиологических упражнений широко используются в коррекционно-развивающей работе педагогов и повышают её эффективность. Активное применение таких упражнений дефектологами в своей практической деятельности обосновывается исследованиями отечественных учёных (Е. М. Мастюковой, Е. И. Исениной, И. П. Павловым, М. М. Кольцовой, Л. В. Фоминой и др.); которые установили, что:

а) движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка;

б) функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие руки способствует развитию речи;

в) развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях и тем самым способствует развитию мышления;

г) около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной  зоны и поэтому движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС, что проявляется в ускоренном развитии речи ребёнка.

При нормальном речевом развитии ребёнок овладевает звуковой системой языка одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.  Нарушения в овладении звуковой системой языка у детей с речевой патологией неврологического генеза тесно связаны с недостаточностью их двигательной системы в целом. Нарушения развития функций удержания головы, сидения, прямостояния ограничивают возможность формирования и совершенствования функций дыхания, голосообразования. Ограниченная подвижность органов артикуляции задерживает  постнатальное анатомическое развитие периферического речевого аппарата. Несформированность функций рук отрицательно влияет на развитие всей речевой системы и утяжеляет картину её нарушений. Нарушения речевого и двигательного развития – распространённые отклонения у детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дефектологические и логопедические занятия. Моторная дизартрия, алалия, заикание, афазия тесно связаны с нарушением мелкой моторики рук – недостаточной координацией пальцев, замедленным темпом и неловкостью движений, трудностями переключения с одной двигательной операции на другую [2].

В связи с этим проблема преодоления недоразвития моторной сферы у детей с речевой патологией является одной из важнейших задач для педагогов специальных учреждений.

Развитие и коррекция двигательной сферы детей с речевой патологией осуществляются с учётом результатов неврологического и логопедического обследования, возрастных и физических возможностей ребёнка, что позволяет конкретизировать выбор специальных упражнений и целенаправленно осуществлять логопедическую помощь.

Коррекционная работа организуется комплексно с включением специалистов разных профилей: педагогов, психологов, медицинских работников, а также родителей.

Среди всех кинезиологических упражнений более доступными и эффективными для развития различных психических функций являются пальчиковые игры. Развитие движений рук включает в себя:

а) развитие  хватания: ребёнок учится захватывать предмет кулаком, двумя руками, щепотью (тремя пальцами: указательным, средним и большим), большим и указательным;

б) развитие  соотносящихся действий: ребёнок учится использовать движения при совмещении двух предметов или две части одного предмета (сборка и разборка пирамидки, матрёшки и т. д.);

в) подражание движениям рук: этот навык лежит в основе формирования многих полезных ручных действий;

г) развитие движений кистей и пальцев рук: ребёнок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые готовят кинестетическую основу для более сложных двигательных операций как бытового характера, так и учебного.

Сначала мы с воспитанниками разучиваем упражнения, отрабатывая технику, затем ребёнок выполняет упражнения самостоятельно, с постепенным наращиванием темпа и времени. Можно проговаривать команды вслух или про себя. Например, кинезиологическое упражнение «Кошка», способствующее развитию мелкой моторики. Автор А. Л. Сиротюк: последовательно меняем два положения руки: кулак, ладонь (выполняем сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

Развитию ручной моторики способствует также и массаж, который может проводить педагог, так и сам ребёнок – самомассаж.

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются дефектологом с участием других специалистов.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья мы используем массажи рефлексогенных зон (кистей, аурикул, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный  и точечный. Массаж можно выполнять с применением специальных приспособлений (логопедических зондов, шпателя, вибромассажёра и др.), а также включаем элементы самомассажа.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняет взрослый. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, что способствует и нормализации мышечного тонуса этих мышц [1].

В практической деятельности учителя-дефектолога, логопеда использование приёмов самомассажа является полезным в связи с тем, что:

а) самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально – что позволяет целенаправленно организовать деятельность самого ребёнка и формировать произвольное внимание и самоконтроль за собственной деятельностью;

б) самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в режимные моменты – это способствует автоматизации формирования кинестетических механизмов анализа и синтеза и создаёт основу для осуществления правильной организации двигательных операций;

в) самомассаж может быть включён в коррекционно-развивающую деятельность, что позволяет активизировать деятельность самого ребёнка на занятии и более качественно подготовить кинестетические механизмы для артикуляционной гимнастики.

Систематическое использование кинезиологических упражнений в работе учителя-дефектолога и логопеда позволяет не только осуществлять коррекцию нарушенных функций у ребёнка, но и укреплять его соматическое здоровье, что создаёт основу для нормализации его психоэмоционального состояния, которое влияет на работоспособность и поведение ребёнка, а также сокращает сроки коррекционной работы.

Литература

1. Белая Н. А., Петров И. Б. Лечебный оздоровительный массаж. – М.: Т – ОКО, 1994

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: Метод замещающего онтогенеза. – М.: Академия, 2002

3. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"

Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной   программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы)

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы).Отличительной особенностью современного детского сада является создани...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....