Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ в условиях Центра
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Усова Марина Станиславовна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno.docx25.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ в условиях Центра»

Усова М.С.,

КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»,

музыкальный руководитель, ВКК  

Проблема эстетического развития и воспитания детей дошкольного возраста традиционно является одной из важных в педагогической теории и практике. Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребенка является искусство. Использование искусства в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как само искусство по своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем несравнимо по силе воздействия на растущего человека. Оно обладает таким воздействием на ребенка, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом.

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным в этом отношении. Психика дошкольника характеризуется подвижностью, остротой и свежестью восприятия, любознательностью, доверчивой исполнительностью. Известно, что ведущая роль в становлении личности ребенка-дошкольника принадлежит эмоциональной сфере (Л.С.Выготский).

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно- ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно – развивающего обучения.  

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображения, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами – формирует и развивает эстетический мир ребенка.

В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональном благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально – волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр.

Исходя из особенностей детей, работаю над решением как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:

 Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

 Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

 Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятия излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развития дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.

 Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально – ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка.

Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкальной деятельности. Этот комплекс включает в себя такие виды музыкальной деятельности – это слушание, исполнительство (включающие пение, музыкально–ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах).

Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества.

После прослушивание музыкального произведения предлагаю детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания использую и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения делают восприятие более полным и глубоким.

Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения.

Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. При первом знакомстве с песней стараюсь вызвать интерес у детей, для этого использую игрушки, иллюстрацию или картинки. Привлекаю ребят принять участие в подпевании звукоподражания, подговариванию, подпеванию фраз.

Учитывая особенности, восприятие детей с ОВЗ я подбираю песни с игровым содержанием. Это как нельзя лучше способствует фольклор. Многие фольклорные жанры выполняют не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию. К ним относятся потешки, народные прибаутки, которые словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции.

В своей работе использую игровую деятельность вопроса-ответа, игру «в имена», пение с аккомпанементом и без него. Все это дает хороший эффект в музыкальном воспитании и обучении, а также в улучшении здоровья дошкольников.

Большое внимание уделяю обучению игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности. Но это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

- Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

 - Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д.

- Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках и т. д.

- Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино)

 - Развитие музыкально – ритмического чувства.

Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на только речи, но и движений. В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах. Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога. Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов.

Одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является развитие ритмических движений. Движения под музыку использую очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

В ходе формирования у детей музыкально – ритмических движений интенсивно происходит эмоционально – эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. На этих занятиях создаются особые условия для работы над преодолением таких недостатков движений, как плохая координация, недостаточная переключаемость и целенаправленность, невыразительность и пр. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента».  Неотъемлемым компонентом музыкально-ритмического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные). В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринужденной форме решаются многие коррекционные задачи. Игры, даря детям, радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности, они способствуют развитию произвольности движений и поведения, снижают психоэмоциональное напряжение.

Есть уникальная возможность соединить ритмику со многими другими дисциплинами, общим свойством которых является синтез движения – речи – музыки. В ритмике использую координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритморечевые фонематические упражнения, элементарное музицирование, пластико-ритморечевой театр. Это обнаруживает связь ритмики с логоритмикой, рисованием, риторикой, музотерапией, физкультурой. Координационно – подвижные игры – соединяет речь и движение, главное значение в них имеет ритм.

Ценность координационно-подвижных игр заключается в том, что они:

- являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;

- дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, пере- дающим творческую активность;

- развивают двигательные способности памяти, чувство ритма, речевое интонирование;

- учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, бережно относится к партнеру во время занятий, угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произношением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые использую в работе с детьми с ограниченными возможностями. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Было установлена связь между уровнем развития речи и уровнем развития тонкой моторики.

Пальчиковые игры:

- развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

- «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

- повышают общий уровень организации мышления ребенка.

Игровой метод придает учебному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. Включение занятия игровых приемов имеет особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников, она способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Специально подобранные игры, танцы создают максимально благоприятные условия для развития детей, и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Праздничные утренники, развлечения занимают особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Все праздники, проводимые в центре, построены с учетом психофизических особенностей детей. Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус. Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений.

В процессе музыкально досуговой деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки.

Таким образом, проделанный анализ убедительно показывает необходимость комплексного подхода к организации коррекционной работы средствами музыкального искусства. Музыкально-эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить ребенку себя комфортно и успешно.

Большие возможности открывают совместная работа музыкального руководителя и специалистов, которая носит комплексный характер деятельности и требует объединения усилий педагогов. Художественно-эстетическое воздействие является сквозным, интегральным компонентом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач – сфере логопедии, дефектологии, социальной работе и т.д. Все это делает музыкально-эстетическое воспитание важным и действенным элементом в организации коррекционной работы средствами музыкального искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования Музыкально - эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Музыкальная азбука"

Программа предназначена для музыкальных руководителей, по заявке возможно полное размещение учебного материала ...

Статья: «Формирование развития музыкально-эстетического воспитания у детей в средней группе».

Музыка помагает ребёнку раскрыться.Увидеть мир своими фантазия...

Организация центра безопасности в старшей группе как одно из средств успешного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Так как дети имеют недостаточное знание основ безопасной жизнедеятельности, в своей группе мы совместно с родителями оформили «Центр безопасности»....

«Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки»

В последние годы значительно возросло число родителей детей в возрасте до 3 лет с жалобами на речевое недоразвитие (общение с помощью лепетных слов, малопонятная окружающим речь).В случае отсутствия а...

Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки

Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.ФГОС ДО предусма...

«Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Ладушки»             «Музыкально...

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения М. С. Бердникова, Т. А. Леднева, М. А. Числова, МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева - структурное подразделение детский сад

В своей работе мы считаем очень важным объединение усилий детского сада и семьи. Только в этом случае мы сможем достичь результата, и наша работа принесёт видимые плоды....