Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Маша и медведи. Звуки М, Мь".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Мамаева Ольга Григорьевна

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема:  «Маша и медведи»

Ведущая деятельность: речевая, игровая.

Цель: дифференциация звуков М-Мь.

Задачи:

Коррекционно-образовательные.

  1. Закрепить навык произношения звуков М, Мь, в словах и фразах;
  2. Учить различать согласные твердые звуки от согласных мягких звуков и их условное обозначение;
  3. Закрепить навык характеристики звуков с опорой на различные виды контроля;
  4. Формировать навык определения места звука в слове;
  5. Закрепить навык звукового анализа двусложных слов , с двумя открытыми слогами;

Коррекционно-развивающие.

  1. Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, мимическую мускулатуру, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
  2. Развивать фонематический слух и слухоречевую память;
  3. Развивать память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные.

Воспитывать активность, чувство доброжелательности и взаимопомощи.

Предварительная работа:

     Разучивание физкультминутки, подготовка оборудования, фонограммы.

Оборудование:

Декорация домика медведей, три мягкие игрушки медведей, кукла Машенька, стулья-пенечки, музыка к физкультминутке и волшебным словам, таблица характеристики звука, контейнер с конструктором, ковер, поднос, карточки для определения места звука в слове, кружочки-символы звуков, картинка для звукового анализа с изображением маков, вкладыши,  конверты,  стулья, столы, мольберт.

I. Организационный момент.

Л: На поляночке весной

     Прибыл весь народ лесной.

     Вышли из лесу медведи,

     Да как начали реветь:

    - Кто сдвинул наши стулья?

    - Кто кровати нам помял?

    - Кто посмел прийти к нам в гости?

      И наш домик поломал?

Л: Ребята, кто же навел беспорядок дома у медведей?

Д: Это девочка Маша.

Л: Из какой сказки все эти герои?

Д: Сказка "Три медведя"

Психогимнастика.

Л: Давайте вместе изобразим:

  • как рассердились медведи,
  • как испугалась Машенька, увидев Мишутку,
  • как обрадовались возвращению Машеньки её родители.

Л: Какой первый звук в имени Машенька?

Д: Звук М.

Л: Какой первый звук в слове медведи?

Д: Звук Мь.

Л: Сегодня мы отправимся с вами в сказочный лес и повторим звуки М, Мь.

Л: Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебный сказочный лес. Чтобы в нем очутиться, нужно сказать волшебные слова:

"Я на ножке покручусь

В сказочном лесу окажусь!"

Под музыку дети повторяют слова и движения.

Л: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

II. Основная часть.

1. Характеристика звуков, дифференциация.

Появляется кукла.

Л: Ребята, посмотрите, кто это?

Д: Это девочка Маша.

Л: Послушайте стихотворение про Машу и подумайте, в каких словах есть звук М.

Л: Маша в чаще заблудилась,

    К трем медведям в дом явилась,

    Суп у Мишки похлебала,

    Стульчик маленький сломала.

Д: Маша, маленький, дом, сломала, к трем.

Л: Расскажите, какой это звук?

Д: Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Л: А теперь послушайте, в каких словах будет звук Мь. (прочитывается стихотворение)

Д: Медведи, Мишка.

Л: Расскажите об этом звуке.

Д: Звук Мь согласный, мягкий, звонкий обозначается зеленым цветом.

Л: Чем эти звуки похожи?

Д: Они оба согласные, звонкие.

Л: А чем отличаются?

Д: Звук М - твердый, обозначается синим цветом, а звук Мь - мягкий, обозначается зеленым цветом.

2. Развитие фонематического восприятия, определение места звука.

Л: Ребята, Маша переживает, что медведи на неё обиделись, т.к. она сломала Мишуткин стульчик. Она очень просит нас помочь подобрать для них подарки, чтобы медведи её простили. Поможем?

Д: Да.

Дети приглашаются к столу. На столе - наборы конструктора, конверты.

Л: Но подарки будут не простые. Мы их построим из конструктора и в их названии должны быть обязательно любимые звуки медведей - М, Мь.

Что это может быть?

Д: Пирамидка, ромашка, домик...

(мальчик, молоток, мост, мышка, гномик, трамвай, миска, комета, змея, шмель, машина, пирамида, дом, замок, мишка, пальма, самолет, комод, мотоцикл)

Л: Договоритесь между собой, кто, что будет делать и приступайте.

Дети из конструктора строят поделки.

Л: А теперь откройте конверты, достаньте карточки и кружочки. Подумайте, какой звук слышится в названии вашего подарка М или Мь. Определите, где он находится: в начале, середине или в конце слова. Отметьте, с помощью фишки на карточке место вашего звука.

Дети выполняют задание.

Л: Давайте расскажем о наших подарках.

Маша: Я построила домик. В слове домик звук Мь находится в середине слова.

И т.д. с остальными поделками.

Поделки ставятся на поднос.

Физкультминутка "Мишки" (под музыку)

Переваливаясь важно,

Мишки в лес идут отважно.

Мишеньки, мишеньки,

Славные малышки.

Сели мишки дружно на пол

И стучат сердито лапой.

Мишеньки, мишеньки,

Славные малышки.

Вот легли... они устали,

На снегу валяться стали.

Мишеньки, мишеньки,

Славные малышки.

Спать мишутки захотели

И тихонько захрапели.

Мишеньки, мишеньки,

Славные малышки.

Снова встали... и отважно

Мишки в лес шагают важно.

Мишеньки, мишеньки,

Славные малышки.

3. Звуковой анализ.

Л: А вот и лесная поляна. Домик медведей пустой. Нас никто не встречает, наверное, медведи ушли в лес. Давайте погуляем!

Л: Посмотрите, какие здесь пенёчки, на пенёчках что-то лежит. Подойдем к ним? Что там лежит?

Д: Конверт.

Л: Давайте в него заглянем. Что там лежит?

Д: Кружочки и вкладыш.

Л: А я за деревом нашла вот такую картинку.

На мольберт выставляется картинка с изображением маков и с пустыми клеточками под ними.

Л: Вы догадались, что мы будем сейчас делать?

Д: Звуковой анализ.

Л: Да. Что изображено на картинке?

Д: Маки.

Л: Мы будем делать звуковой анализ слова  МАКИ

Сколько клеточек нарисовано под ними?

Д: Четыре.

Л: Правильно, потому что в слове МАКИ четыре звука. (медленно прочитывается слово, с ведением указкой под клеточками)

Л: Сначала мы разделим это слово на слоги. Что мы для этого делаем?

Д: Хлопаем.

Л: Прохлопаем слово МА-КИ. Сколько слогов?

Д: 2 слога.

Л: Какой 1 слог?

Д: МА.

Л: Какой 2 слог?

Д: КИ.

Л: Сначала разберем 1 слог МА. Послушайте внимательно и скажите, какой первый звук в этом слоге?

Д: Звук М.

Л: Он какой?

Д: Звук М согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Л: Поставьте синий кружочек во вкладыше. Какой второй звук?

Д: Звук А. Он гласный, обозначается красным цветом.

Дети выставляют красный кружочек.

Л: Давайте прочитаем в этом слоге каждый звук отдельно: М, А.

А теперь соединим: МА.

Дети прочитывают совместно с логопедом.

Л: Теперь разберем 2 слог КИ. Какой первый звук в этом слоге?

Д: КЬ.

Л: Он какой?

Д: Согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

выставляем зеленый кружочек.

Л: Какой второй звук в этом слоге?

Д: И.

Л: Он какой?

Д: Гласный, обозначается красным цветом.

Л: Прочитаем во 2 слоге каждый звук отдельно: КЬ, И. А теперь соединим: КИ. Прочитаем слово полностью: МАКИ.

Дети совместно с логопедом прочитывают слоги и слово, ведя пальцем под кружочками.

4. Развитие фонематического слуха.

Л: А вот и хозяева вернулись! Машенька просит у них прощения и дарит свой подарок.

Л: Ой, ребята, Машенька говорит, что хочет тоже подарки. Подарим и ей подарки?

Д: Да.

Л: Но у нас не простые подарки, а со звуками М, Мь. Кому мы подарим подарки со звуком М?

Д: Маше.

Л: Почему?

Д: Потому что её имя начинается на звук М.

Дети отдают поделки, в названии которых есть звук М.

Л: Кому подарим подарки со звуком Мь?

Д: Мишутке (медведям). Потому что первый звук Мь.

Л: Медведи и Машенька благодарят вас за подарки. Они им очень понравились. Мишки дарят вам угощение.

К сожалению, пришло время прощаться и возвращаться в детский сад. Давайте опять произнесем волшебные слова.

Звучит музыка.

Л: «На одной ножке покрутись

В детский садик возвратись!»

III. Заключительная часть.

Л: Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад! Вам понравилось в лесу у медведей и Машеньки?

Д: Да.

Л: Что мы сделали с вами полезного?

Д: Помогли Маше. Сделали подарки для медведей.

Что было самым интересным? Что понравилось больше всего?

А что было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]

Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]».

Тема: Школа молодого бойца.Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:обучение умению различать на сл...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....