Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Коломеец Светлана Юрьевна

Тема: Школа молодого бойца.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З];

·           упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]» в словах, предложениях.

  • активизировать  словарь детей по лексической теме «Наша армия родная».

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
  • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
  • развивать умение согласовывать существительные с числительными.
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитание интереса к играм со звуками и словами;

·         развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

·         воспитание уважительного отношения к военным профессиям, любовь к родине, желание её защищать.

 

Материал: Зеркала по количеству детей,  звуковички, раздаточные картинки, пособие «самолеты», фишки, мяч, «звезды» для самооценки, бросовый материал, презентация

Ход занятия:   

Видеообращение  солдата Захара.

«Дорогие ребята, нашей армии нужны умные, смелые солдаты. Мы обращаемся к вам за помощью и приглашаем в школу молодого бойца»

- Итак, добро пожаловать в Школу молодого бойца!  Слайд 1  Готовы?

Дадим сигнал о готовности в главный штаб армии.

1. Игра «Сигнальщики» ( Артикуляционная гимнастика).

Слайды 2, 3, 4, 5, 6

Взяли в руки «планшеты»

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Дети выполняют упражнения «Заборчик», «Лопатка», «Чистим нижние зубки», «Горка»,  «Качели» (контроль через индивидуальные зеркала).

2. Игра «Связисты» (Развитие фонематического восприятия).Слайд 7

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

Характеристика звуков [С]-[З]

 

- Кто вам прислал письмо? (Солдат Захар)

- В слове солдат какой первый звук?

– Какой звук «С»?

- Каким звуковичком мы обозначим звук «С»?

- В слове Захар какой первый звук?

– Какой звук «З»?

- Каким звуковичком мы обозначим звук «З»?

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

   Игра «Запомни и повтори»:

са-са-за     со-зо-со    сы-зы-сы     су-зу-зу    са-за-за   зо-зо-со    зэ-зэ-сэ    сы-сы-зы    су-су-зу  и тд.

3. Игра «Саперы»

Разминировать поле – 1 команда собирает снаряды с картинками со звуком С, 2 команда со звуком З.

4. Игра «Разведчики»

            а) «Четвертый лишний» Слайды  8, 9

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

Разведчики умные и внимательные – вы должны определить лишнюю картинку.

– санки, забор, сова, совок;

– роза, коза, ваза, бусы;

           б) «Сосчитай-ка» Слайды 10, 11

Цель этапа: развивать умение согласовывать существительные с числительными.

Один самолет, два самолета,… пять самолетов.

Один танк, два танка,…..пять танков.

5. Игра «Десантники»  Слайд 12

Десантники прыгают с парашюта, нам надо подняться в небо на самолетах. Занять место в самолете вам помогут картинки. Нужно определить где находится звук в вашем слове и фишками показать, место в самолете.

Цель: совершенствовать умение определять позицию звука в слове.

(дети выбирают понравившуюся картинку и определяют позицию звука в слове)

6. «Музыкальная рота» (физкультминутка)

Цель: развивать общую моторику.

7. Игра «Миротворцы» Слайд 13

З  налево, С – направо,

Видно в ссоре эта пара.

Ребята, сейчас мы попробуем помирить буквы.

Оба звука и обе буквы важны, поэтому нельзя их путать иначе мы получим совсем другое слово.

КоЗа  -  коСа  Слайд 14

  роЗа – роСа   Слайд 15

- Молодцы, ребята вы подружили буквы Слайд 16,

8. Игра «Одгадай про кого скажу?» Слайд 17

Управляет  танком (кто?)  -  танкист          за штурвалом самолета сидит (кто?) - летчик

прыгает с парашютом  (кто?)- десантник                   служит на корабле (кто?)  - матрос

налаживает связь (кто?)- связист                         стреляет из пушки (кто?)  - артиллерист

 границу охраняет… пограничник.                             в разведку ходит (кто?) – разведчик

Из пулемета строчит… пулеметчик.

9.  Игра «Санитары»  Слайд 18

Выложить образ буквы различным бросовым материалом

10. Итог занятия

Водеообращение: «Ребята, вы молодцы! Вы достойно справились с заданиями и доказали, что можете стать хорошими защитниками нашей Родины. Так что как только вам исполниться 18 лет  мы ждем вас  в рядах нашей армии».

 Ребята, вы молодцы,  выполнили все задания солдата Захара.

Кто считает, что отлично справился со всеми заданиями возьмите золотую звезду, а кто в чем-то затруднился или не понял – возьмите серебряную.

Слайд 19

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте

«Дифференциация звуков [С] - [З]».

Тема: Школа молодого бойца.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З];
  • упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]» в словах, предложениях.
  • активизировать  словарь детей по лексической теме «Наша армия родная».

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
  • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
  • развивать умение согласовывать существительные с числительными.
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
  • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

  • воспитание уважительного отношения к военным профессиям, любовь к родине, желание её защищать.

Материал: Зеркала по количеству детей,  звуковички, раздаточные картинки, пособие «самолеты», фишки, мяч, «звезды» для самооценки, бросовый материал, презентация

Ход занятия:    

Видеообращение  солдата Захара.

«Дорогие ребята, нашей армии нужны умные, смелые солдаты. Мы обращаемся к вам за помощью и приглашаем в школу молодого бойца»

- Итак, добро пожаловать в Школу молодого бойца!  Слайд 1  Готовы?

Дадим сигнал о готовности в главный штаб армии.

1. Игра «Сигнальщики» ( Артикуляционная гимнастика).

Слайды 2, 3, 4, 5, 6

Взяли в руки «планшеты»

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Дети выполняют упражнения «Заборчик», «Лопатка», «Чистим нижние зубки», «Горка»,  «Качели» (контроль через индивидуальные зеркала).

2. Игра «Связисты» (Развитие фонематического восприятия).Слайд 7

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

Характеристика звуков [С]-[З]

- Кто вам прислал письмо? (Солдат Захар)

- В слове солдат какой первый звук?

– Какой звук «С»?

- Каким звуковичком мы обозначим звук «С»?

- В слове Захар какой первый звук?

– Какой звук «З»?

- Каким звуковичком мы обозначим звук «З»?

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

   Игра «Запомни и повтори»:

са-са-за     со-зо-со    сы-зы-сы     су-зу-зу    са-за-за   зо-зо-со    зэ-зэ-сэ    сы-сы-зы    су-су-зу  и тд.

3. Игра «Саперы»

Разминировать поле – 1 команда собирает снаряды с картинками со звуком С, 2 команда со звуком З.

4. Игра «Разведчики»

            а) «Четвертый лишний» Слайды  8, 9

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

Разведчики умные и внимательные – вы должны определить лишнюю картинку.

– санки, забор, сова, совок;

– роза, коза, ваза, бусы;

           б) «Сосчитай-ка» Слайды 10, 11

Цель этапа: развивать умение согласовывать существительные с числительными.

Один самолет, два самолета,… пять самолетов.

Один танк, два танка,…..пять танков.

5. Игра «Десантники»  Слайд 12

Десантники прыгают с парашюта, нам надо подняться в небо на самолетах. Занять место в самолете вам помогут картинки. Нужно определить где находится звук в вашем слове и фишками показать, место в самолете.

Цель: совершенствовать умение определять позицию звука в слове.

(дети выбирают понравившуюся картинку и определяют позицию звука в слове)

6. «Музыкальная рота» (физкультминутка)

Цель: развивать общую моторику.

7. Игра «Миротворцы» Слайд 13

З  налево, С – направо,

Видно в ссоре эта пара.

Ребята, сейчас мы попробуем помирить буквы.

Оба звука и обе буквы важны, поэтому нельзя их путать иначе мы получим совсем другое слово.

КоЗа  -  коСа  Слайд 14

  роЗа – роСа   Слайд 15

- Молодцы, ребята вы подружили буквы Слайд 16,

8. Игра «Одгадай про кого скажу?» Слайд 17

Управляет  танком (кто?)  -  танкист          за штурвалом самолета сидит (кто?) - летчик

прыгает с парашютом  (кто?)- десантник                   служит на корабле (кто?)  - матрос

налаживает связь (кто?)- связист                         стреляет из пушки (кто?)  - артиллерист

 границу охраняет… пограничник.                             в разведку ходит (кто?) – разведчик

Из пулемета строчит… пулеметчик.

9.  Игра «Санитары»  Слайд 18

Выложить образ буквы различным бросовым материалом

10. Итог занятия

Водеообращение: «Ребята, вы молодцы! Вы достойно справились с заданиями и доказали, что можете стать хорошими защитниками нашей Родины. Так что как только вам исполниться 18 лет  мы ждем вас  в рядах нашей армии».

 Ребята, вы молодцы,  выполнили все задания солдата Захара.

Кто считает, что отлично справился со всеми заданиями возьмите золотую звезду, а кто в чем-то затруднился или не понял – возьмите серебряную.

Слайд 19

 

Чтобы нести службу с честью, нужно готовиться к этому с детства. Пройдёт немного времени, наши мальчишки подрастут и займут место тех, кто сейчас стоит на страже нашей Родины.

2. Игра «Связисты» (Развитие фонематического восприятия).Слайд 7

- Кто вам прислал письмо? (Солдат Захар)

- В слове солдат какой первый звук?

– Какой звук «С»?

- Каким звуковичком мы обозначим звук «С»?

- В слове Захар какой первый звук?

– Какой звук «З»?

- Каким звуковичком мы обозначим звук «З»?

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

   Игра «Запомни и повтори»:

са-са-за     со-зо-со    сы-зы-сы     су-зу-зу    са-за-за   зо-зо-со    зэ-зэ-сэ    сы-сы-зы    су-су-зу  и тд.

3. Игра «Саперы»

Разминировать поле – 1 команда собирает снаряды с картинками со звуком С, 2 команда со звуком З.

4. Игра «Разведчики»

            а) «Четвертый лишний» Слайды  8, 9

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

Разведчики умные и внимательные – вы должны определить лишнюю картинку.

– санки, забор, сова, совок;

– роза, коза, ваза, бусы;

           б) «Сосчитай-ка» Слайды 10, 11

Цель этапа: развивать умение согласовывать существительные с числительными.

Один самолет, два самолета,… пять самолетов.

Один танк, два танка,…..пять танков.

5. Игра «Десантники»  Слайд 12

Десантники прыгают с парашюта, нам надо подняться в небо на самолетах. Занять место в самолете вам помогут картинки. Нужно определить где находится звук в вашем слове и фишками показать, место в самолете.

Цель: совершенствовать умение определять позицию звука в слове.

(дети выбирают понравившуюся картинку и определяют позицию звука в слове)

6. «Физподготовка» (физкультминутка)

Цель: развивать общую моторику.

7. Игра «Миротворцы» Слайд 13

З  налево, С – направо,

Видно в ссоре эта пара.

Ребята, сейчас мы попробуем помирить буквы.

Оба звука и обе буквы важны, поэтому нельзя их путать иначе мы получим совсем другое слово.

КоЗа  -  коСа  Слайд 14

  роЗа – роСа   Слайд 15

- Молодцы, ребята вы подружили буквы Слайд 16,

8. Игра «Одгадай про кого скажу?» Слайд 17

Управляет  танком (кто?)  -  танкист          за штурвалом самолета сидит (кто?) - летчик

прыгает с парашютом  (кто?)- десантник                   служит на корабле (кто?)  - матрос

налаживает связь (кто?)- связист                         стреляет из пушки (кто?)  - артиллерист

 границу охраняет… пограничник.                             в разведку ходит (кто?) – разведчик

Из пулемета строчит… пулеметчик.

9.  Игра «Санитары»  Слайд 18

Выложить образ буквы различным бросовым материалом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заняти по обучению грамоте " Дифференциация звуков З-С.Сказка " настоящие друзья"

Все учебные задания данного занятия с использованием интерактивных технологий....

"Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »

Конспект проведения занятия по обучению грамоте«Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ на тему: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д»

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`] и букв Т – Д.Задачи занятия: Коррекционные:закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;развивать ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п\']"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п']...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]» Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].Задачи:К...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков Г-К"

На занятии дети знакомятся с новым звуком К и участся различать на слух звуки Г-К....