КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тюгулёва Светлана Ивановна

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»

 

Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Дифференциация звуков [а], [у] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.
  • Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Совершенствование навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.
  • Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.
  • Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.
  • Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.
  • Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.
  • Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивая его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_a_u.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»

Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Дифференциация звуков [а], [у] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.
  • Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Совершенствование навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.
  • Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.
  • Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.
  • Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.
  • Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.
  • Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивая его.

Оборудование:

  • предметные картинки со звуками [а], [у];
  • сюжетные картинки;
  • символы звуков;
  • конверты для игры «Почтальон»;
  • пластмассовая радуга с отделяющимися деталями;
  • аудиозапись со звуками природы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали?

Дети: В лес.

Логопед: Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.

II. Сообщение темы. Сравнительная характеристика звуков [а], [у] по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково?

Дети: Улиточка, помоги пожалуйста.

Логопед: Верно! Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»?

Дети: Звук [у].

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [у]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [у] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [у] можно петь, тянуть, его легко говорить.

Логопед: Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. Давайте ласково попросим аистенка нам помочь.

Дети: Аистёнок помоги нам пожалуйста.

Логопед: Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»?

Дети: Звук [а].

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [а]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [а] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [а] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи звуки [а] и [у]?

Дети: Их можно петь, тянуть, они гласные.

Логопед: Чем отличаются эти звуки?

Дети: А – воротца большие, У – воротца маленькие.

Логопед: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [а], [у]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.

III. Дифференциация звуков [а], [у] изолированно.

Развитие слухового внимания, модуляции голоса.

  1. Игра «Какой звук [а]».

Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [а] по разному.

Со мною вместе пойте, -А!

Пошире рот откройте, -А!

Споём мы высоко, -А!

Теперь протянем низко, -А!

Как будто далеко, -А…

А теперь близко, -А…

Шепнём слегка, -А…

И крикнем звонко, -А!

Тихонько, -А.

Так громко, -А!

Теперь мы будем знать,

Как «А» может звучать.

2. Игра «Подудим, погудим».

Логопед: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [у].

Мы в дудочку дудим, -У…

Как поезд мы гудим, -У!

Вперёд потянем губки, -У.

И выдыхаем в трубку, -У…

3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [а] и [у] не пропусти»

Логопед: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [а], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [у], поднимите маленький красный кружочек.

А-о-о-и-у-и-а-о-и-а-а-о-у-у-и-а-и-у-и-а-и-у…

Логопед: Молодцы! Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная деталь).

IV. Дифференциация звуков [а], [у] в слогах.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

1. Игра «Измени слог».

Логопед: Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [а], [у]. Если вы услышите слог со звуком [а], замените его на [у]. Если вы услышите слог со звуком [у], замените его на [а]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА». (Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма).

Логопед: Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая деталь).

2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

Игра «Потерялись в лесу».

Логопед: Вдруг мы уже близко от дома, давайте попробуем кого-нибудь позвать: «Ау!Ау!». Все вместе «Ау!Ау!». Какой первый звук мы произносили?

Дети: Звук [а].

Логопед: Какой звук был после звука [а]?

Дети: Звук [у].

Логопед: Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначала звук [а] – (дети должны положить большой красный кружочек), потом звук [у] – (маленький красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.

Логопед: Послушайте, вдалеке кто-то плачет «Уа!». Это потерялся малыш. Какой первый звук мы услышали?

Дети: Звук [у].

Логопед: Какой звук был после звука [у]?

Дети: Звук [а].

Логопед: Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначала звук [у] – (маленький красный кружочек), потом звук [а] – (большой красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая деталь).

V. Дифференциация звуков [а],[у] в словах, выделение первого звука.

1. Игра «Посмотри и разложи».

Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [а], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [у], к маленькому красному кружку.

Картинки: апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.

2.Игра «Почтальон».

Логопед: Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [а]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [у]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная деталь).

VI. Физминутка.

Аист, аист длинноногий, – Дети попеременно топают ногами

Покажи скорей дорогу.

Топай правою ногой,

После левою ногой,

Снова правою ногой,

После левою ногой.

И тогда придёшь домой.

Уля, милая улитка, – Дети складывают руки в виде «улитки», высовывают «рожки»

Дом найти нам помоги-ка.

Высунь рожки покажись.

Помоги, не откажись.

VI. Дифференциация звуков [а], [у] в предложениях.

1. Игра «Исправь ошибку».

Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.

Антон ловит удочку рыбой.

Аня гладит утюг рубашкой.

Аквариум сидит на улитке.

Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.

Улица едет по автобусу.

Папа Анатолий отрастил длинные уши.

Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая деталь).

2. Игра «Посмотри и расскажи».

Логопед: Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [а], [у].

Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя деталь).

VIII. Дифференциация звуков [а], [у] в связной речи.

1. Потешка «Аты-баты».

Логопед: Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке?

Аты-баты, шли солдаты

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты самовар.

Дети: Звук [а].

Логопед: Давайте её споём еще раз вместе.

2. Потешка «Утки».

Логопед: Послушайте потешку. Какие слова со звуком [у] вы услышали в этой потешке?

Давайте её споём.

Раз, два, три, четыре,

Утки жили на квартире.

Чай пили, чашки били,

«Ути-ути» говорили.

3. Стихотворение «Апельсин».

Логопед: Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.

Мы дели апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа.

Эта долька для ужа.

Эта долька для бельчат.

Эта долька для утят.

Долечка для кабана.

А для волка кожура.

Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).

Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая деталь).

IX. Итог.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим на подсказки, которые нам давали аистенок и улиточка за правильное выполнение заданий. Ничего они вам не напоминают?

Дети: Это цвета радуги.

Логопед: Правильно! Давайте соберем радугу. (Дети собирают пластмассовую радугу).

Логопед: Каждый цвет на разуге – это ступенька, которая приближает нас к дому. Красный – какие звуки мы сегодня слушали и произносили?

Дети: Звуки [а], [у].

Логопед: Оранжевый – как мы зовём друг друга в лесу?

Дети: Ау, ау…

Логопед: Жёлтый – как плачет маленький ребёнок?

Дети: Уа, уа…

Логопед: Зелёный – назовите слова со звуком [а].

Дети: арбуз, аист…

Логопед: Голубой – назовите слова со звуком [у].

Дети: утка, улитка…

Логопед: Синий – кто нам помогал найти дорогу домой?

Дети: Аистенок и улиточка.

Логопед: Фиолетовый – вот наш дом! Давайте громко крикнем Ура!

Дети: Ура!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конеспект логопедического занятия "Звуки Т и Ть, букава Т". В данном конспекте предлашаются новые игоровые примемы для оптимизации коррекционной работы с детьми....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п\']"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п']...

конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ФФНР. "Звуки Л-Ль.Буква Л."

Занятие по обучению грамоте для детей с ФФНР. Знакомство со звуками и графическим изображением буквы Л. Развитие навыка чтения слогом....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ТНР. Звук [ы] Буква Ы

В данном конспекте даны игры и упражнения, где дети закрепляют навык четкого произношения звука [ы], знакомятся с буквой ы....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков Г-К"

На занятии дети знакомятся с новым звуком К и участся различать на слух звуки Г-К....