конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ФФНР. "Звуки Л-Ль.Буква Л."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Малиёва Татьяна Михайловна

Занятие по обучению грамоте для детей с ФФНР. Знакомство со звуками и графическим изображением буквы Л. Развитие навыка чтения слогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звуки Л-Ль.Буква Л19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы с ОНР и ФФНР.

Тема«Звуки  Л, Ль. Буква Л».

Коррекционно-образовательные:

-Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л»

- Уточнять правильное произношение звуков Л – ЛЬ в слогах, словах.

- Упражнять в определении наличия звуков Л – ЛЬ в словах.

-Закреплять навык определения позиции звука в слове

-Упражнять в умении делить слова на слоги.

-Формировать зрительный гнозис  букв

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата.

- Развивать интонационную выразительность.

-Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.

- Развивать коммуникативные навыки.

- Развивать фонематический слух.

- Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа.

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать интерес к занятиям, стремление добиваться поставленных задач.

- Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма, умение слушать друг друга.

- Воспитание навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки

Оборудование:Картинки-символы для артикуляционных упражнений, картинки птиц: лебедя и ласточки, картинка золушки, наборное полотно.  

Индивидуальный раздаточный материал: салфетки, картинки по теме «одежда» со звуком л, буквы, цветные звуковые карточки(синие, красные) для звуко-буквенного анализа.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте уважаемые гости!

Сейчас присаживаемся все на места и начинаем наше занятие.

Наши ребята подготовительной группы покажут чему они научились. Для того чтобы четко говорить нам надо сделать разминку для нашего речевого аппарата.

1.Артикуляционная гимнастика - для губ: чередовать улыбка-хоботок; для языка: вкусное варенье, индюк, пулемётчик; отработка воздушной струи – подуй на нос.

Фонетическая разминка: заводим мотор – тр (вращаем руками), самолёт – звук л (расправляем руки изображая крылья самолёта).

Игра «Эхо».

Ла-ло-ла, лу-ло-лу, ло-ла-ла,лы-ло-ло, лу-лу-ла и т.д.

2. Сегодня к нам занятие прилетели птицы. А какие именно я предлагаю вам отгадать.

Она под крышами живёт,

Гнездо своё из глины вьёт

Целый день суетится

На землю не садится

Высоко в облаках летает

Мошек на лету поедает

В чёрном фраке лапочка, а зовётся (Ласточка) Молодцы ребята!

Послушайте еще одну загадку.

Вот так птица – какова.

И не спутаешь с другой

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

Скажите, какой первый звук в слове ласточка? (Л) А какой первый звук в слове лебедь? (Ль) Различаются ли они?

Сегодня мы будем различать звуки л, ль.

Скажите когда мы произносим звук Л что делают губ (открыты), что делает язык (упирается в верх) воздушная струйка не может свободно выйти. Можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

 - Нет.        

 - Значит, какой это звук?

Д.: - Согласный.

Л.: - У звука «л» есть младший брат? Давайте послушаем – ла, ло, лу-звучит твёрдо; -ля, лё, ли – звучит мягко.  У звука «л» есть младший брат мягкий звук «ль».

Вы немного заскучали, но мы исправимся и разомнём наши пальчики

Пальчиковая гимнастика .

 «Золотая осень. Деревья»

1).Раз, два, три, четыре, пять. Соединить поочередно пальцы

обеих рук, начиная с большого пальца.

Будем листья собирать. Сжимать и разжимать энергично ладони.

Листья березы, Загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. Разжать с силой пальцы.

3. Ласточка и лебедь принесли нам книгу сказок. Посмотрите, Кто это? (Золушка).

Скажите, есть ли в слове Золушка звук Л? Где он находится?

Давайте подумаем и назовём Какой была Золушка? (Ласковой, милой, славной).

Подскажите нужные слова.

Золушка полы… (мыла, подметала, протирала.,

белье… (стирала, полоскала, гладила,

грядки (полола, поливала)

посуду… (мыла, чистила). Какой одинаковый звук был в словах, которые вы мне подсказали? Звук л.

4. Давайте поиграем с Вами в игру «Помоги Золушке». Давайте ей поможем?

Золушке приходилось убирать разбросанные вещи. Вот и сегодня ее две сестры Лара и Лена попросили убрать их вещи. Одежду со звуком л мы отнесём в синий домик Лары, а предметы со звуком ль – в зеленый домик Лены.

Выкладываются картинки: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник.

Ваша задача ребята, четко произнести название предмета и отнести картинку в нужный «домик», определив, какой звук в этом слове – л или ль. Также Вам нужно определить, где находится звук л или ль в слове в начале середине или в конце. Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли Золушке убрать все разбросанные вещи.

Ребята наши птицы много принесли игр и заданий.

5.Игра «топни-хлопни»

Если видим букву у которой звук гласный – хлопаем в ладоши, если букву у которой звук согласный топаем ножками.

6. Физкультминутка.

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой

Качают головой

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

8. «Знакомство с буквой Л».

Ребята, мы знаем с вами правило: что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы: видим, пишем, и читаем. Сегодня на занятии мы закрепили с вами звуки Л – Ль. На письме эти звуки будут обозначаться буквой Л.

Показ буквы Л. На что похожа буква « Л»?

- Из скольких элементов состоит буква? Какие это элементы?

Л.: - Давайте прорисуем букву в воздухе.

9.игра «Собери слог».

Из данных букв дети собирают слог и выполняют звуко-буквенный анализ.

Молодцы ребята все задания наших птиц выполнили: называли мягкий и твёрдый звук «л», помогли Золушке, познакомились с буквой Л, собирали слоги и выполняли звуко-буквенный анализ.

Л.- Скажите ребята наши птицы лебедь и ласточка останутся с нами

зимовать ? почему ?(Ответы детей о перелётных птицах) всё правильно они улетят.

А мы скажем им спасибо за принесённые игры и задания, и будем ждать птиц до весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конеспект логопедического занятия "Звуки Т и Ть, букава Т". В данном конспекте предлашаются новые игоровые примемы для оптимизации коррекционной работы с детьми....

Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.

Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п\']"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п']...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Гласный звук О, буква О".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 56 «Теремок»       Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]» Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].Задачи:К...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ТНР. Звук [ы] Буква Ы

В данном конспекте даны игры и упражнения, где дети закрепляют навык четкого произношения звука [ы], знакомятся с буквой ы....