Использование икт в коррекционной логопедической работе с различными речевыми нарушениями, как фактор развития дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Назарова Ольга Вячеславовна

         Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми:  

1.      оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

         Задачи:

1.     Способствовать повышению мотивационной  готовности ребенка к совместной деятельности с логопедом.

2.     Формировать у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса.

3.     Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, высшие психические функции.

4.     Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

5.     Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"детский сад №25 " г.п.Тучково.

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"


        В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point

 Сегодня разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

        Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми:  

-  оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

        Задачи:

1.     Способствовать повышению мотивационной  готовности ребенка к совместной деятельности с логопедом.

2.     Формировать у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса.

3.     Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, высшие психические функции.

4.     Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

5.     Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка

        Преимущества занятия с использованием ИКТ: 

- благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме; использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным; дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением, героев сюжета, которые благодарят детей за помощь. Применение ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков. Разработанные таким образом занятия применяются мной для: развития речевого дыхания; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; дифференциации звуков; пополнения словарного запаса, отработки грамматического строя речи и лексических тем; развития связной речи и познавательных способностей. В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ. Во-первых, детям нравится что-то новое, необычное, а если есть интерес, усвоение информации идёт лучше. Во-вторых, компьютерные технологии позволяют дать не только визуальный материал, но и звуковой (голоса птиц, животных, шум воды и т. д.). В-третьих, анимация, практически небольшая мультипликация, также привлекает интерес детей своей новизной, и даёт бесконечное множество вариантов игр.. Конечно, использование этой и технологии на каждом занятии, со временем станет неинтересным, поэтому частое её применение нецелесообразно, а значит надо логично выстраивать процесс работы с компьютером.

        Логопедическая игра "Игры для Тигры" представляет собой уникальную компьютерную технологию, способствующую  исправлению общего недоразвития речи. Данная игра   представляет собой единый программно-методический комплекс, имеющий коррекционно-логопедическую направленность. Программа расчитана на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми недостатками. В структуру программы "Игры для Тигры"  четыре обширных блока : «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Логопедические упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке. 

 В программе приведено более 50 игр и упражнений. Использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

•  звукопроизношение,

•  просодические компоненты устной речи,

•  фонематический слух и восприятие,

•  лексические и грамматические средства языка,

•  коммуникативные навыки,

•  артикуляционная моторика,

•  обратные речевые кинестезии,

•  мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),

•  слуховое и зрительное восприятие,

•  внимание,

•  вербальная и зрительная память,

•  воля и мотивация,

•  словесно-логическое мышление.

Данный курс имеет последовательную систему и позволяет эффективно работать над преодолением патологий  речи при алалии,  дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при всевозможных вторичных речевых нарушениях. Программа обеспечена отличным демонстрационным материалом, объемным изображением. Качественное  звуковое сопровождение действий имеет  познавательную направленность упражнений и поддерживает интерес детей к занятия. Нельзя не отметить и  игровую интерактивную форма подачи учебно-развивающего  материала от имени  жизнерадостного  ведущего Тигренка. Использование программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации мышления и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.  Программу можно использовать как на подгрупповых так и на индивидуальных логопедических занятиях. Кроме того данная методика может использоваться  в качестве интересного наглядного материала по развитию речи при подготовке к школе детей в домашних условиях. 

        Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой .

В программе «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.

Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.

Программа предназначена для дошкольников с нарушениями речи.

В состав игры входят:

- исполняемые программы,

- аудио,

- видео,

- текст,

- меняющийся уровень сложности.

 Основные принципы, положенные в основу построения программы "Игры для Тигры":

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития,

- игровая форма обучения,

- интерактивность,

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов,

- дифференцированный подход к обучению.

Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки, - объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные, создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....

Использование игр на развитие логико-математических способностей в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Данная методическая разработка освещает теоретический и практический аспекты использования различных приемов и методов развития логико-математических способностей детей и их влияние на развитие речи и...

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

                 Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от в...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии»...

«Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают коррекционную работу по автоматизац...

Основные направления организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями

Данная статья содержит основные направления и принципы методической работы с детьми дошкольного возраста по преодолению просодических нарушений. Владение базовыми знаниями структуры логопедической раб...