Коррекционно-развивающие занятия для детей школьного возраста с ОВЗ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

Карпенко Анастасия Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГБОУ

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Конспект  группового коррекционно-развивающего занятия.

учитель-дефектолог

Карпенко А.А.

Занятие проводилось с учениками 4 класса школьного отделения

Москва 2011г

Групповое коррекционно-развивающее занятие со школьниками. 4 класс.

Цель:  Общее и интеллектуальное развитие детей.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

- Повышение концентрации внимания.

- Развитие образного мышления

- Активизация словарного запаса.

- Развитие навыка осознанной организации деятельности, самоконтроля

обучающие:

-учить выслушивать и выполнять устные инструкции;

-закрепление навыков счёта многозначных чисел

- развитие навыков чтения, понимание смысла текста

-учить пересказывать текст самостоятельно

воспитательные:

-соблюдение границ поведения в рамках занятия;

-Формирование адекватной оценки собственной деятельности.

Оборудование:

-бланки с задания для детей

-ручка, тетрадь

План коррекционного  занятия:

1 этап: Коррекция и развитие когнитивных процессов, обеспечивающих реализацию регуляторной структуры.

2 этап: Развитие интеллектуально-познавательной сферы на основе:

  1. Вербально-понятийного материала
  2. Знаково-счетного материала.

3 этап: Здоровье сберегающие упражнения.

4 этап: Развитие уровня рефлексии выполняемой деятельности. Формирование самостоятельности в принятии решений и выполнении заданий.

Этап

Задание. Цель.

Инструкция

I.

Диктант «Перевертыш»

Повышение концентрации внимания.

«Продолжи узор»

Развитие образного мышления

Внимательно послушайте слова и записывайте с конца

Например: ТОР-РОТ.

Слова: нос, кот, кит, дар, бар, вор, бук.

"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая"

См. приложение

II.

"Что имеется в виду?"

Активизация словарного запаса, понимание переносного значения выражения.

«Составь слово»

Развитие навыка сложения и вычитания многозначных чисел

«Пропавшие слова»

Развитие навыков чтения, понимание смысла текста, пересказ.

Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек

золотая стрела - золотые руки

ядовитый укус - ядовитый взгляд

острый нож - острое слово

низкий стол - низкий поступок

черствый хлеб - черствый человек.

Дети по очереди объясняют значение словосочетания.

Ребёнок должен решить примеры и прочитать слова используя шифр. См. приложение

Ребенку дается для прочтения текст с пропущенными словами. Ребёнок по смыслу подбирает слова, читает получившийся текст и самостоятельно или по вопросам пересказывает его, давая при этом полный ответ.

См. приложение

III.

Здоровье сберегающие упражнения.

IV.

«Спрячь букву от буквоежки»

Развитие навыка осознанной организации деятельности, самоконтроля.

За несчастной буквой "ы" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "ы" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши предложения, вставляя точки вместо буквы "ы".

См. приложение

V.

«Противоположное значение»

Записать к данным словам слова с противоположным значением.

См. приложение



Предварительный просмотр:

ГБОУ

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия.

Тема: Состав числа 6

учитель-дефектолог

Карпенко А.А.

Занятие проводилось с ученицей 2 класса Сулеймановой Сабиной

 

Москва, 2014

г.

Тема: Состав числа 6

Цель: Знакомство с составом числа 6.

Задачи:

  • Коррекционно-развивающие:

Стимулирование речевой активности

Развитие зрительного и слухового внимания.

Развитие зрительного восприятия

Развитие памяти.

Развитие мелкой и общей моторики.

  • Образовательные:

Закреплять состав числа 5.

Знакомить с составом числа 6.

Учить раскладывать число 6 на два меньших числа.

Закреплять понятие о переместительном свойстве сложения.

  • Воспитательные:

Формировать навыки выслушивания и дальнейшего соблюдения инструкций педагога.

  • Здоровьесберегающие:

Создавать благоприятный психологический климат.

Учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Сочетать статические и динамические задания.

План:

  1. Организационный момент: устный счёт, игра « В какой руке сколько?»
  2. Основная тема: Знакомство с составом числа 6; учить раскладывать число 6 на два меньших числа; закреплять понятие о переместительном свойстве сложения.

3.   Закрепление состава числа 6

      4.   Зрительная гимнастика

      5.   Игра «Закончи фразу»

  1. Физкультурная минутка.
  2. Игра «Собери домино»

Подведение итога занятия, домашнее задание.

Оборудование:

       - 5 шариков

 - 6 геометрических фигур (4 одинаковых оранжевых кружка, 1 зелёный квадрат, 1 оранжевый квадрат)

 - мячик

 - заготовка, с расчерченным на нём полем по 6 клеток по горизонтали и вертикали.

 - нарисованное домино с пропущенной частью.

       - цветные карандаши синего и красного цвета

Ход занятия:

  1. Организационный момент:
  • Устный счёт: счёт в прямом и обратном порядке от 1 до 20; счёт от заданного до заданного числа; найти соседей числа.
  • Игра «В какой руке сколько?»  у педагога в руках 5 шариков небольшой величины.

-Сколько всего шариков? Затем произвольно дели шарики на 2 группы: в правой и левой руке.

-Сколько шариков в левой руке?

-Сколько же шариков у меня должно быть в правой руке?

Проводятся аналогичные действия за спиной, показывая количество шариков в одной руке. Ребёнок должен сказать, сколько шариков в другой руке.

  1. Основная часть:

 На парте у ребёнка выложены геометрические фигуры (4 одинаковых оранжевых кружка, 1 зелёный квадрат, 1 оранжевый квадрат)

 - Сколько  геометрических фигур лежит на столе?  (всего шесть фигур)

 - На какие две части можно разделить 6 геометрических фигур по цвету? (пять и один).

 - Как это записать математически? (5+1 = 6) делает запись в тетрадь.

 - А как можно записать по другому? (1+5 = 6) т.к. от перемены  мест слагаемых результат не меняется.

-На какие две части можно разделить эти шесть геометрических фигур по форме? (на четыре круга и 2 квадрата)

 -  Как это записать математически? ( 4+2 = 6). Делает запись в тетрадь.

- А как можно записать по другому? ( 2 +4 = 6) т.к. от перемены  мест слагаемых результат не меняется.

 - Раздели все эти фигуры поровну. По сколько фигур получается? (по 3).

- Как это записать математически? (3+3 = 6) делает запись в тетрадь.

-Какой пример на 6 ещё можно записать? (6+0 = 6) делает запись в тетрадь.

3. Закрепление состава числа 6.

   У ребёнка лист белый бумаги, на которым нарисован прямоугольник, расчерченный на 6 рядов клеток по 6 в каждом ряду. Предлагается выполнить работу предыдущего задания по памяти, используя, красный и синий карандаши.

4. Зрительная гимнастика

Медленно, в течение одной минуты, перемещаем игрушку слева - направо, вверх-вниз, по кругу. Ребёнок следит за ней глазами.

 Поморгаем часто-часто,

 Ещё раз, и два, и три.

 Глазки закрываем,

 И немножко отдыхаем.

5. Игра « Закончи фразу»

 Ребёнку бросают мяч и задают вопрос, он отвечает и возвращает мяч.

 - два и четыре – это….

 - шесть – это 1 и …..

 - четыре и два – это….

 - шесть  - это 3 и ….

 - пять и один – это….

 -шесть – это 4 и ....

6. Физкультминутка

 Подпрыгните столько раз, сколько показывает число в ответе на вопрос стихотворения:

  У стены стоят кадушки,

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек,

Сколько было в них лягушек?

Четыре кубика у Тони,

Один – у маленького брата.

Из них они сложили домик

В нём сколько кубиков, ребята?

Возле грядки – две лопатки,

Возле кадки – 3 лопатки.

Все лопатки сосчитать!

Сколько будет? Ровно….

Три щенка-баловника,

Бегают, резвятся.

К шалунишкам два дружка

С громким лаем мчаться.

Сколько же всего щенков?

Кто ответить нам готов?

7. Игра: «Собери домино»

Ребёнку необходимо нарисовать  столько точек в одной части домино, чтобы в сумме они составляли число шесть.

Итог. Домашнее задание.

Подведение итогов занятия.

 Домашнее задание: обвести цифры парами, чтобы в сумме получилось 6



Предварительный просмотр:

ГБОУ

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия.

Тема: Столовая и кухонная посуда.

учитель-дефектолог

Карпенко А.А.

Занятие проводилось с учеником 4 класса надомного обучения

Смирновым Никитой

Москва, 2013г.

Тема: Столовая и кухонная посуда.

Цель: Закреплять названия и назначение отдельных предметов посуды; ознакомление с окружающим миром.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

-увеличение словарного запаса и активизация словаря;

-установление элементарных причинно-следственных отношений на предметно-бытовом уровне;

-развитие концентрации внимания;

-развитие мышления;

-развитие наблюдательности.

обучающие:

-учить выслушивать и выполнять устные инструкции;

-учить различать посуду по ее функциональному назначению;

воспитательные:

-соблюдение границ поведения в рамках занятия;

-воспитание социально-бытовых навыков.

Здоровьесберегающие:

-Создавать благоприятный психологический климат;

-Учитывать индивидуальные особенности учащегося;

-Сочетать статические и динамические задания.

Оборудование:

Предметные картинки с кухонной и столовой посудой;

Картинки «Что забыл нарисовать художник»;

Задание «Помощник»;

Мяч;

Фишки для игры.

План:

  1. Организационный момент
  2. Основная тема: выбор предметов по теме;

подбор обобщающего слова;

определение функционального назначения.

  1. Игра «Что для чего?»
  2. Игра «Помощник»
  3. Физкультминутка. Игра с мячом «Один-много»
  4. Игра: «Какой предмет посуды я задумала»
  5. Игра: «Где чья чашка»

Подведение итога занятия, домашнее задание

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Игра «Что это?» Ребёнок берёт со стола педагога демонстрационною картинку с изображение посуды, называет её и вешает на доску.

2. Основная тема:

Беседа по теме.

- Как все эти предметы можно назвать одним словом? (посуда)

-Как называется посуда, которой пользуются на кухне для того, чтобы сварить первое, второе, третье блюда? (кухонная).

Ребёнок позывает предметы кухонной посуды и вывешивает их отдельно.

- Что относятся к первым? вторым, третьим блюдам?

- Какую кухонную посуду ты знаешь?

- Как называется посуда, которой сервируют стол? (столовая посуда)

- Какую столовую посуду ты знаешь?

3. Игра «Что для чего?» Назвать какой предмет посуды как используют.

- В кострюле……

- В сковородке….

- В глубокую тарелку….

- В мелкую тарелку…..

- Ложкой…..

- Ножом…..

- Вилкой….

4. Игра «Помощник»

 Надо помочь девочке поставить столовую посуду – на обеденный стол, а кухонную – в кухонный шкаф.

5. Физкультминутка. Игра с мячом «Один-много»

 Кидаю ребёнку мячик с названием посуды в единственном числе, ребёнок называет тоже слово во множественном числе.

6. Игра «Что забыл нарисовать художник»

Рассмотреть рисунок, назвать предметы посуды и назвать без какой части они нарисованы.

7. Игра: «Какой предмет посуды я задумала»

 Ребёнку даётся описание предмета посуды, он должен назвать и показать, какой предмет посуды загадал педагог.

8. Игра: «Где чья чашка»

Перед ребёнком поле с разными чашками. Нужно найти(опираясь на образец)  и закрыть красными фишками все любимые чашки Буратино, синими – Мальвины, зелёными – Артемона.

9. Подведение итогов, домашнее задание.

Педагог просит ребенка перечислить виды деятельности, которые он выполнял на занятии.

Домашнее задание: обвести по пунктирным линиям предметы посуды.



Предварительный просмотр:

ГБОУ

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Конспект комбинированного коррекционно-развивающего занятия.

Тема: Закрепление состава числа первого десятка

учитель-дефектолог

Карпенко А.А.

Занятие проводилось с учеником 1 «Д»

 Пучковым Николаем

Москва, 2015г.

Тема: Закрепление состава числа первого десятка

Цель: Закрепить знание состава числа первого десятка

Задачи:

•        Коррекционно-развивающие:

     Развитие познавательной деятельности;

     Развитие образного мышления;

     Развитие внимания и зрительного восприятия, слухового внимания;

     Развитие мыслительных операций;

     Развитие мелкой и общей моторики

•        Образовательные:

Активизировать знания учащейся по ранее изученным темам

Совершенствовать вычислительные навыки;

Совершенствовать технику чтения;

Учить выделять первый звук из слова;

•        Воспитательные:    

Формировать навыки выслушивания и дальнейшего соблюдения     инструкций педагога;  

Соблюдение границ поведения в рамках занятия

Формирование адекватной оценки собственной деятельности

•        Здоровьесберегающие:

Учитывать индивидуальные особенности учащегося.

     Сочетать статические и динамические задания.

План занятия:

I.        Организационная часть.

II.        «Математическая разминка»

III.         «Математический материал»

IV.         Зрительная гимнастика

V.        «Прочитай слово»

VI.         Физкультминутка

VII.        Задача

VIII.        Прочитай имя

IX.        Игра «Герои сказок»

X.        Подведение итогов занятия

Ход занятия:

1.        Организационный момент

Приготовим тетрадь для занятия.  Запишем число.

Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал, но будет он не совсем обычным. Я приглашаю вас совершить путешествие на «весёлом паровозике» в сказкУ: Герои этой сказки очень любят математику и рады всегда тем, кто является истинным её ценителем.

Итак, начнем.

2. «Математическая разминка»

Назови самое маленькое двузначное число.

- Назови соседей числа 6.

- Назови предыдущее число у числа 9.

- Назови последующее число у числа 3.

- Назови самое большое однозначное число.

- Соседями какого числа являются числа 7 и 9.

- Назови число, которое обозначает отсутствие предметов.

Молодец, ты справился с задание. Давай познакомимся с первым героем сказки.

III.         «Математический материал»

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Емеля женился и построил себе дом. Но необычный, а математический ( повторение состава числа  9 и 10.

1) «Продолжи ряд»

1)10, 8, 6

2)0, 3, 6

3)1, 3, 5

- Назовите закономерность каждого числового ряда.

2) Какие карточки перевёрнуты?

1к.

2к.

 3к.

Молодец. Следующий герой сказки это…?

И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться. (доктор Айболит)

Он предлагает нам сделать зрительную гимнастику.

4. Зрительная гимнастика

V.        «Прочитай слово»

Даны карточки с буквами и цифрами. Ребенку надо переставить буквы по принципу порядка числа и прочитать слово.

C:\Users\Анастасия\Pictures\123.jpg

VI.         Физкультминутка

А теперь следующий наш герой….

Вот совсем нетрудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос?(Буратино) приготовил для нас физкультминутку.

VI.         Физкультминутка

БУРАТИНО

Буратино потянулся  (сидя за партой, руки к плечам, поднимание и опускание локтей),

Раз – нагнулся. Два – нагнулся  (наклоны к левой и правой ноге),

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел  (руки в стороны, повороты направо, налево).

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать  (встают на носки, руки поднимают вверх и медленно садятся за парты. Повторить 23 раза)

VII.        Задача

Кто это?

 В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

Приготовила нам задачу.

Красная шапочка испекла 5 пирожков. 3 пирожка она отнесла бабушке. Сколько пирожков у нее осталось?

VIII.        Прочитай имя

Красная шапочка пришла ни одна а с друзьями. Расшифруй их имена.

Ребёнку необходимо выбелить первый звук из слова и по первый буквам прочитать имена детей

C:\Users\Анастасия\Pictures\123.jpg

IX.        Игра «Герои сказок»

Соединить героев из одной сказки.

X.        Подведение итогов занятия


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ЦЛПДО

__________Бурлакина О.В.

«__»____________2014 год

План проведения предметной недели

специалистов отделения диагностики, коррекции и развития

 2013 – 2014 учебного года.

Сроки проведения: 24.02.2014 по 01.03.2014

День недели

Дата

Время проведения

Мероприятие

Контингент

Форма

проведения

Место проведения.

Ф.И.О. специалиста.

понедельник

С 24.02.2014 по 28.02.2014

В течение недели

 «Знаменитые башенные часы».

Учащиеся центра

Выставка фотографий.

Холл 1го этажа

Педагоги-психологи

«Часы».

Выставка поделок и фотографий.

Учителя-логопеды

«Когда деревья были большими».

Выставка фотографий.

Учителя-дефектологи

24.02.2014

15.30 – 16.30

«Распорядок дня».

Учащиеся 1 и 2  классов школьного отделения

Групповое занятие

Каб. 3.16

Витвенская С. А.

16.00-16.30

«Части суток».

Учащийся 1 класса школьного отделения

Индивидуальное занятие

Каб. 3.18

Бурцева И. В.

вторник

25.02.2014

11.00-12.00

«Через годы, благодаря стараниям».

Учащиеся 2 класса надомного отделения

Групповое занятие

Каб. 3.22

Крупина О. А.

13.30-14.30

«Вчера, сегодня, завтра».

Учащийся надомногоотделеия, 1 класс, VIII вид

Индивидуальное занятие

Каб. 3.4

Смолякова А. С.

16.00-16.30

«Последовательность событий».

Учащийся 1 класса школьного отделения

Индивидуальное занятие

Каб. 3.7

Карпенко А. А.

среда

26.02.2014

11.00 – 12.00

«Временные понятия».        

Учащиеся надомного отделения 2 класс

Интегрированное занятие

Каб. 3.20

Кузьменцова А. С.

Долбинина Н. Ю.

11.00 – 12.00

«Зима весну пугает, да все равно тает».

Учащиеся надомного отделения 1 класс

Интегрированное занятие

Каб. 3.11

Ладович К. С.

Кременецкая М. И.

15.00-15.30

«Дни недели».

Учащийся 1 класса школьного отделения

Индивидуальное занятие

Каб. 3.7

Катаева О. Е.

четверг

27.02.2014

15.00-15.15

Презентация проекта-исследования по теме

«Время в нашей жизни».

3 класс школьное отделение

Групповое занятие

Актовый зал

Зайцева Ю. В.

15.15-16.00

 «Сказка среди бела дня».

Учащиеся центра

Спектакль

Актовый зал

Носонова Т. Р.

Специалисты центра

12.00-13.00

Личностно-развивающий тренинг для родителей.

Родители учащихся центра

Группа

Каб. 3.19

Тимченко Н. В.

пятница

28.02.2014

11.00-13.30

«…течет сквозь пальцы, как песок».

Педагоги центра

Группа

Каб. 3.22

Казанина Т.П.

14.00-15.00

«Делу время, потехе час».

Учащиеся надомного отделения

Групповое  занятие

Каб. 1.22

Звонова  И. В.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста

Годовой коррекционно-развивающий план работы с детьми младшего возраста, отстающих в психическом развитии. Занятие проводится один раз  в неделю как инивидуально, так и с подгруппой детей в колли...

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

В последнее время мы можем наблю­дать, как стремительно меняется от­ношение общества к теме детской ин­валидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность при­меров развитых стран...

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...