Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Герасимова Галина Анатольевна

В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gerasimovoy_po_lesnym_troinkam.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662

компенсирующего вида

Кронштадтского района Санкт - Петербурга

Конспект

непрерывной непосредственно образовательной деятельности

по развитию зрительного восприятия

«По лесным тропинкам…»

для детей с нарушением зрения

подготовительной к школе группы

(Используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники)

                                                       

                                                            Герасимова Г. А. воспитатель

        

Цель:  развитие ориентировки в микропространстве

 (на клеточном поле).

Коррекционно-образовательные  задачи: 

  1. Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться по направлениям клеток клеточного поля: прямо в каждую клетку в любом направлении (вправо, влево, вверх, вниз); прямо через клетку в любом направлении  (через клетку вправо, через клетку влево, через клетку вниз, через клетку вверх); наискосок (наискосок вправо вверх, наискосок вправо вниз, наискосок влево  вверх, наискосок влево  вниз), наискосок через клетку вправо вверх, влево вниз и т.д.).
  2. Расширять зрительный опыт детей по теме «растительный мир», «дикие животные».
  3. Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.
  4. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.  

Оздоровительные задачи:

Использовать здоровьесберегающие технологии:

  • Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)
  • Гимнастика для кистей рук и пальцев  (разминка пальцев перед     выполнением графического задания)
  • Дыхательная гимнастика
  • Самомассаж ушей
  • Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)
  • Смена двигательной активности

Оборудование: 

Презентация к занятию.

Красный и зеленый квадраты (для дыхательной гимнастики).

Большое клеточное поле на доске.

Схемы передвижения зверей на доске рядом с клеточным полем.

Зрительные стимулы для зрительной гимнастики (цветные листочки).

Массажеры для пальцев.

Индивидуальные клеточные поля.

Клеточные полоски с заданиями.

Цветные косточки для выкладывания на клеточном поле.

Цветные квадратики для рефлексии.

Офтальмотренажер «Паутинка».

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Дети входят в группу, здороваются.

Настройка на деятельность (синектика).

Воспитатель:  

«Положите левую руку на грудь  и посмотрите на зеленый квадрат (показывает на стене большой зеленый квадрат) сделайте глубокий вдох, а потом посмотрите на красный квадрат (показывает на стене большой красный квадрат) сделайте глубокий выдох. Еще раз вдыхаем спокойный зеленый цвет, а выдыхаем красный.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

  1. Основная часть

Слайд №1.(заставка)

Воспитатель:

 Молодцы! Присаживайтесь за столы.

(дети присаживаются за столы).

В мире, который нас окружает, есть много разных дорог и путей. Посмотрите на экран. Слайд №2. 

По дорогам едут автомобили, по рельсам бегут поезда, по воздушным дорогам летят самолеты, а по водным плывут корабли.

Слайд №3(заставка)

У лесных зверей тоже есть свои дороги, тропинки в лесу. Давайте отправимся сейчас в сказочный клеточный лес и погуляем по его тропинкам вместе с ними.

Воспитатель:

(открывает на доске клеточное поле). Представьте, что это сказочный лес. Посмотрите внимательно,  из чего он состоит?

Дети:

Он состоит из клеток, в которых мы видим деревья, листья, грибы, шишки….

Воспитатель:

Как вы думаете, в какое время года все это можно найти в лесу?

Дети:

В осеннем лесу, потому что осенью  желтеют листья, созревают семена деревьев,  вырастают грибы.

Воспитатель:

Совершенно верно. В этом клеточном любят гулять  звери. Посмотрите на экран, узнайте и назовите их. Слайд №4.

 ( на экране изображены  еж, заяц и лиса в перекрытом контуре, дети узнают и называют).

Воспитатель:

Все звери передвигаются в этом лесу по клеткам, но по-разному, у каждого из них своя тропинка. Посмотрите на экран. Слайд №5.

Еж шагает по всем направлениям по прямой в каждую клеточку. Давайте назовем эти направления.

(показывает указкой направление клеток на экране, а  дети  называют)

Дети:

В каждую клеточку прямо вверх, прямо вниз,  прямо влево, прямо вправо.

Слайд №6(заставка)

Педагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения ежа.

Воспитатель:

Сидел ежик под деревом (показывает дерево указкой на клеточном поле). Решил он на зиму запасти грибочков. Выбрал самый большой гриб  и пошел к нему по своей тропинке. Давайте покажем ежику, что и мы знаем  тропинки к его грибу-лисичке.  Возьмите клеточные поля и выложите косточками путь от дерева до гриба-лисички. Помните, как ходит ежик? (обращает внимание детей на схему передвижения ежа  на доске)

Дети выкладывают путь косточками на индивидуальных клеточных полях.

 Воспитатель:

Молодцы! Вы нашли  несколько тропинок,  и они все разные.

А кто шел другой тропинкой?

Дети отвечают и рассказывают, что им встретилось на пути.

Воспитатель:

Давайте сделаем зрительную гимнастику. Подойдите к паутинке (на стене в группе офтальмотренажер «Паутинка»).

 (Дети подходят к офтальмотренажеру и встают полукругом).

Тифлопедагог:

Осенью в лесу с деревьев  опали листья и семена. Проследите глазами по паутинке и назовите их.

(Дети прослеживают глазами за указкой тифлопедагога и называют.

Воспитатель:

А теперь продолжим зрительную гимнастику за столами. Присаживайтесь. Посмотрите, какие красивые осенние листочки упали к нам на столы с деревьев. Возьмите каждый по листочку и проследите глазами за их движением.

.

Воспитатель:

Молодцы! Посмотрите на экран.

Слайд № 7

  У ежика есть друг -  заяц. Он прыгает по лесу  по всем направлениям по прямой через клеточку.

Назовите, как передвигается заяц в клеточном лесу.

(показывает указкой направление клеток на экране, а  дети  называют).

Дети:

Прямо вверх через клеточку, прямо вниз через клеточку,  прямо влево через клеточку, прямо вправо через клеточку. (Педагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения зайца).

Слайд №8 (заставка)

педагог:

Правильно. Сидел заяц на пенечке в лесу (показывает пенек указкой на клеточном поле).

Увидел он кустик, решил полакомиться его корой и быстро поскакал к нему. Давайте и мы покажем на своих клеточных полях дорожки, по которым может проскакать заяц от  пенька к кустику. Возьмите косточки и выложите ими этот путь. Помните, как прыгает заяц? (обращает внимание детей на схему передвижения зайца  на доске).

Дети выкладывают цветными квадратиками дорожки от пенька к кустику.

Тифлопедагог:

Кирилл, расскажи, какая тропинка получилась у тебя. Назови, что попалось тебе на пути к кустику. (мальчик перечисляет предметы).

 Тифлопедагог:

А кто шел другой тропинкой?

Дети отвечают и рассказывают, что им встретилось на пути.

Тифлопедагог:

Перед тем, как выполнить следующее задание, давайте оденем «думающую шапочку» и сделаем массаж ушей, чтобы быть внимательными (педагог и дети имитируют одевание шапочки и делают массаж ушей).

Возьмите  клеточные полоски с цифрой один. Внимательно посмотрите на  клетки с картинками и поставьте жирную точку под теми предметами, которые заяц никогда не встретит на своем пути. Объясните, почему.

Дети рассматривают картинки в клетках, сверяют их с клеточным полем и ставят точки, затем объясняют.

Тифлопедагог:

Ежик в лесу бегает, заяц прыгает, давайте и мы с вами немножко разомнемся. Раз, два, три – на зарядку выходи! (дети выполняют упражнения напряжения с мышц спины и шеи, одновременно произносят слова).

Тифлопедагог:

Присаживайтесь на места. Продолжаем прогулку по сказочному клеточному лесу. Наелся зайчик коры с  куста  и  вспомни, что видел в лесу две ягодки клюквы и чтобы их не потерять, положил рядом и ними большой желудь. (тифлопедагог показывает на клеточном поле указкой клюкву и желудь).

Поскакал зайчик от куста к ягодкам. А мы с вами  возьмем клеточные полоски с цифрой два и попробуем нарисовать то, что встретилось ему на пути. Но прежде чем рисовать, давайте разомнем наши пальцы. Возьмите массажеры для тренировки пальцев.

Дети выполняют гимнастику для пальцев со словами

Тифлопедагог:

А теперь приступаем к рисованию.

(Дети рисуют в пустых клетках сыроежку и березовый лист).

Тифлопедагог:

Правильно. Зайчик встретит на своем пути сыроежку и березовый лист.

Отложите в сторону свои рисунки и посмотрите на клеточное поле.

Тифлопедагог

Есть у зайца в лесу один враг, рыжий и хитрый. Как вы думаете, кто это?

Дети:

Наверное, лиса.

Тифлопедагог:

Совершенно верно. Это лиса. Посмотрите на экран.

Слайд №9.

 Лиса бегает по лесу по всем направлениям в каждую клеточку наискосок.

Назовите, как передвигается лиса.

(тифлопедагог показывает указкой направление клеток на экране, а  дети  называют).

Дети:

Наискосок вправо вверх, наискосок вправо вниз, наискосок влево вверх, наискосок влево вниз (Тифлопедагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения лисы).

Слайд №10 (заставка)

Тифлопедагог:

Боится заяц лису и все время от нее прячется. Сидит лиса под деревом и смотрит, где же заяц. А заяц спрятался от лисы под елочкой (тифлопедагог показывает указкой елочку на клеточном поле).

Тифлопедагог:

Посмотрите внимательно на клеточное поле и скажите, найдет его лиса или нет? А чтобы это узнать, выложите косточками  на своих клеточных полях путь лисы от дерева. Помните, как бегает лиса?

Дети:

Лиса бегает  во все стороны  наискосок (выкладывают косточками путь лисы).

Тифлопедагог:

Ну что, найдет лиса зайца?

Дети:

Нет, не найдет. Она пробежит мимо елочки и прибежит к кустику.

Тифлопедагог:

Любит лиса один гриб с красной шляпкой. Знает она к нему дорогу. Что это за гриб? Найдите его на клеточном поле.

Дети:

Это сыроежка.

Тифлопедагог:

Давайте покажем лисе, что и мы знаем дорогу к этому грибу. Возьмите клеточные полоски с цифрой три и нарисуйте в пустых клетках, что встретит лиса на пути к грибу.

(Дети рисуют два желудя, листик березы и одну ягодку).

Тифлопедагог:

Проверяем. Артем, покажи путь лисы от дерева до грибка на большом клеточном поле.

(мальчик, проводя указкой путь,  называет предметы в клетках, а дети проверяют).

Тифлопедагог:

Молодцы!

Давайте  вспомним, по каким тропинкам клеточного леса  прыгали и бегали  ежик, заяц и лиса (дети вспоминают.) А теперь возьмите свои клеточные поля и силуэты зверей, подойдите к большому фланелеграфу,  и прикрепите силуэты к тропинкам (дети прикрепляют).

3.Заключительная часть.

Рефлексия. 

Тифлопедагог:

Вот и закончилась наша прогулка в лес.  Мы с вами увидели много разных тропинок и путей, по которым передвигаются звери.

А сейчас я предлагает тем детям, кому было интересно и легко работать, взять красные квадратики. Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять зеленые квадратики. А тем, кому было не интересно и трудно - синие. Прикрепите свои квадратики на фланелеграф.

Дети прикрепляют квадратики

Тифлопедагог:

Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо  за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в зимний лес" Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с нарушением зрения (подготовительная к школе группа).

Конспект НОД  «Путешествие в зимний лес»Цель: развитие зрительного восприятия по средствам экологического моделирования. Образовательные задачи:  закрепить представление детей о ха...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"

quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...

Кружок Прикладного творчества для детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группе «Поролоновая сказка»

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группы по теме «Конкурс «Юный архитектор»

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения...