Арттерапевтическое занятие в подготовительной группе "Волшебная страна чувств"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Сергеева Екатерина Валерьевна

Применение песочной терапии и техники эбру в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие с использованием арт-терапии

"Волшебная Страна Чувств"

Цели:

  1. Актуализация эмоций.
  2. Снижение психофизического напряжения.
  3. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
  4. Развитие творческого потенциала.

 Задачи:

Образовательные:

  • Обучение цветовосприятию.
  • Обучение рефлексии своего настроения.

Развивающие:

  • Развивать психические процессы (внимание, логическое мышление, ассоциативное мышление).
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от совместной деятельности с другими детьми.
  •  Вызывать желание создавать композиции на песке и на воде.

Методы и приемы:

  • Элементы сказкотерапии и цветотерапии.
  • Рисование песком.
  • Рисование на воде.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Игры взаимодействия.

Оборудование:

  • песочный стол с подсветкой, контейнеры большие (2 шт.), подготовленный песок, камешки цветные, карточки с загадками;
  • 3 обруча, цветные ткани;
  • карта маршрута, стрелки направления, доска магнитная;
  • мягкая игрушка, книга, музыкальный инструмент, бусы, конфета и др. предметы, цветы – 6 штук трех цветов;
  • оборудование: ноутбук, экран, видеокамера, музыка;
  • материалы для эбру: краски, бумага акварельная (соответствующая размерам лотков), лоток большой А3 и 2 малых лотка с водой, кисти, шпажки, банки с водой, влажные салфетки, клеёнки.


Педагоги и дети здороваются с гостями.

ПДО вводит детей в сюжет сказки под тихо звучащую сказочную мелодию.

ПДО. «Далеко-далеко, а может быть и близко, есть волшебная разноцветная страна, и живут в ней жители-чувства. У каждого чувства есть имя: всегда неунывающая хохотушка Радость; тихоня Спокойствие, которая любит все делать не торопясь, аккуратно; Страх, который боится любого резкого шума или неизвестного шороха; Грусть, которая любит смотреть на дождик и мечтать, а порой даже плакать; Злость, которая вспыхивает как спичка, если у нее что-то не получается и Удивление, которое всегда смотрит на мир широко раскрытыми глазами. Живут они в маленьких цветных домиках. Каждый день, как только встает солнышко, все жители занимаются своими делами. Но однажды, случилась беда (звуки сильного ветра). Неожиданно налетел страшный, необычной силы ураган. Порывы ветра были такими резкими, что разрушали все на своем пути (выключение музыкального сопровождения). И когда все закончилось, то обнаружилось, что ураган сделал жителей бесчувственными, а страна стала бесцветной.

  • Как жаль, что это произошло! Какая красивая была страна! Мне кажется, что нам надо обязательно ее восстановить.
  • Как это можно сделать? (Ответы детей: вернем чувства, вернуть цвет в страну).
  • Здесь может помочь волшебство! Скорее всего, нужны какие-то волшебные слова, чтобы вы попали в страну Чувств.

Пс. Подождите, ребята, я знаю, как вам помочь. Есть один способ. Чтобы попасть в волшебную страну, возьмемся за руки и закроем глаза, и разбудим волшебство, которое живет внутри нас (звук превращения).

ПДО. Какой предмет-подсказка помогает в путешествии по любой стране? (карта). У меня есть такая карта. (Дети вместе с педагогами рассматривают карту и определяют шаги путешествия).

Пс. Посмотрите на карту и решите, откуда начнется наш путь (ответ детей: цветочная, зеленая полянка).

– Чтобы у нас все получилось, надо взять с собой отличное настроение. Его мы найдем на этой зеленой полянке.

Игра «Настроение» (тихо звучит весёлая мелодия).

На зеленом коврике размещены цветы, под которыми находятся предметы: дудочка, мягкая игрушка, бусы, машинка, шарфик, конфета и др. Дети выбирают цветок и прикрепляют на одежду. (2 оранжевых, 2 жёлтых, 2 голубых).

Педагог предлагает объединиться по цветам и использовать спрятанные предметы в паре.

Пс. Ребята, выберите тот предмет, который поможет поднять настроение и порадуйте друга в паре, обменявшись выбранными предметами. (Дети возвращают предметы обратно на ковер).

  • Зеленая полянка подарила нам отличное настроение, возьмем его с собой. Теперь можно и дальше двигаться.
  • Что следующее у нас на карте? Куда нам отправиться дальше? (Пустыня).
  • Правильно! Нас ждет пустыня (звуки пустыни).

«Пустыня».

ПДО. В своих песках пустыня хранит много загадок. Если мы отыщем их и разгадаем, то мы найдем некоторые потерявшиеся чувства. Но, прежде всего, мы с вами вспомним основное правило поведения с песком. (Дети говорят: «Песок не любит шума и суеты», аккуратно находят конверт с ребусами-загадками. На цветных карточках изображены предметы. Надо по первым буквам прочитать слово. Карточки того же цвета, что и цветки у детей).

  • Что же за слова у вас получились? (Грусть, страх, злость).
  • Предлагаю подарить Пустыне рисунки-образы, к вашим отгаданным словам.

У песочного стола остаются дети с голубыми цветками, остальные проходят к столам, на которых находятся контейнеры с песком и рисуют в них образы к своей загадке.

«Загадки»:

О грусти, страхе, злости (могут нарисовать вулкан, змею, кактус, грозу, дождь, море и т.д.).

Пс. спрашивает детей, что они нарисовали в своих контейнерах с песком.

  • Как тонко вы умеете чувствовать настроение! Мы с вами нашли несколько потерянных чувств. Какие это чувства? (Ответы детей: злость, грусть, страх). Молодцы! Дети прикрепляют на карту в районе символа «Пустыни» цветные овалы с мимикой чувств: Злость, Грусть, Страх.
  • Что ждет нас впереди? Поиск на карте (ответ детей: Цветные озера).

«Цветные озера»

Пс. Озера цветные и непростые. Искупавшись в них, узнаем тайну цвета. Окунитесь в озера, всмотритесь и прислушайтесь, что они вам расскажут. (Дети по парам подходят к обручам с тканями: белого, зеленого, желтого цвета, лежащим на полу и накрываются с головой). (Музыкальное сопровождение).

  • Какие необычные образы смогли увидеть вы, что услышали и почувствовали? (ответы детей) Вы настоящие волшебники! Изменилось ли ваше настроение? Действительно цвет может изменить его? Как вы думаете, какие чувства мы нашли в озерах? (Ответ детей: Спокойствие, Радость, Удивление). Возьмем их с собой. Дети прикрепляют овалы с мимикой Спокойствия, Радости, Удивления к символу «Цветные озера».
  • Вот мы и пришли в Страну Чувств.

Волшебная Страна Чувств (Звучит тихая нежная мелодия).

ПДО. Воссоздать Страну Чувств нам помогут волшебные краски. Каждый цвет, как и каждое чувство, важен. Но мы не должны забывать, что все хорошо в меру! (ПДО предлагает детям занять свои рабочие места. За большим столом предлагает работать детям с жёлтыми цветками, остальные проходят к столам, где приготовлены лотки с водой и краски).

Дети под руководством педагога добавляют краску-чувство в воду.

  • Как вы думаете, какого чувства в мире должно быть больше? (Радости)
  • Какой это будет цвет? (Желтый).
  • Возьмите побольше жёлтой краски на кисточку и легонько постучите по ней указательным пальцем так, чтобы капли равномерно покрыли всю поверхность воды. Выполните это несколько раз потому, что Радости в стране Чувств должно быть много.
  • Но рядом с радостью часто возникает грусть. Какого цвета может быть грусть? (Голубой). Добавим голубую краску, чуть-чуть, немного. Краску накапайте там, где считаете нужным.
  • Посмотрите, как красиво они смотрятся рядом! Радость и грусть у нас стали соседями.

ПС. Все время радоваться и грустить невозможно. И от радости можно устать. Предлагаю добавить спокойствия, потому что, лучшие мысли приходят к волшебникам в спокойном настроении.

ПДО. Какую краску возьмем для спокойствия? (Белую). Добавьте белой краски столько, сколько считаете её должно быть.

ПС. Как вы думаете, нужна ли нам злость? Бывает ли злость полезна? (Ответы детей).

  • Да, иногда мы злимся, когда обижают слабого. Злость может делать нас сильнее, смелее и мы встаем на защиту обиженного или даже своей Родины.

ПДО. Поселим немного злости в нашей стране. Какой цвет поможет нам? (Красный). Капните красную краску. Злости не должно быть много, совсем чуть-чуть, иначе она будет во вред всем.

ПС. Какому чувству мы еще не вернули цвет? (Страху). А может ли быть полезен страх? (Ответы детей). Страх предупреждает нас об опасности и не дает совершать необдуманные и рискованные поступки.

ПДО. Давайте поселим Страх на границах нашей страны Чувств. Пусть он охраняет её. Выберите нужный цвет. (Серый). Его также нужно взять немного.

  • Смотрите, вы сотворили настоящее чудо. Воссоздали страну Чувств! Что мы испытываем, глядя на волшебный узор (удивление, восторг, радость). Вот и еще один житель Страны Чувств спешит к нам.
  • Какого цвета он у нас будет? (Оранжевого). Им можно накапать по всей поверхности.
  • Красиво у нас получилось?
  •  Очень хочется сохранить этот неповторимый узор. Здесь нам снова поможет волшебство. Нужно взять необыкновенный лист, аккуратно положить его на нашу волшебную воду и медленно и тихо сказать волшебные слова: «                                                                        ». Уголки бумаги должны немного приподняться.

Дети выполняют действия с листком, педагоги помогают скопировать изображение. Дети рассматривают, что у них получилось. Готовые работы раскладываем для просушки на плоскости стола.

ПС. Как вы думаете, мы смогли помочь жителям Страны Чувств? (Да, нашли потерянные эмоции и раскрасили страну). Ребята, вы догадались, где находится эта страна? Внутри нас. А кто её король? Каждый из вас должен научиться управлять своими чувствами и стать королем своих эмоций.

ПДО. Вам понравилось быть волшебниками? Что больше всего запомнилось?

На занятии была создана естественная стимулирующая среда для раскрытия творческого потенциала, в которой ребёнок чувствует себя свободно и раскрепощенно.

В мире компьютерных технологий и увлеченности детей гаджетами, экспериментирование с песком, водой и цветом – естественными природными объектами – является своеобразным оазисом гармонии психологического покоя и местом познания себя и своего внутреннего мира.

Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения имеет некоторую специфику, которая и была учтена на данном занятии. Для таких детей наиболее доступны графические (контурные) изображения в которых преобладают главные характеристики и опускаются второстепенные. В ходе прорисовывания контуров предметов, слежения глазами за движениями пальцев по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов и формируется эмоциональное отношение к ним. Рисование двумя руками по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, активизирует работу обоих полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. А создание волшебных узоров на воде дает свободу творчеству и воображению через отношения цвета и личного мироощущения.

Подсветка стола служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивают комфортные условия для проведения коррекционных игр и упражнений.

Особенно важным является лечебный и коррекционный эффект цветотерапии для детей со зрительной патологией. Работа с цветом растормаживает сетчатку и способствует повышению остроты зрения у детей с амблиопией. Грамотное использование цвета в оформлении способствует как активизации интеллектуальных процессов, так и снятию психологического напряжения.

В соответствии с ФГОС ДО педагоги не ставили цели научить конкретному значению цвета или образу эмоций, а дали возможность ощутить и прочувствовать своё эмоциональное состояние и создать личные образы своих чувств.

Универсальное взаимодействие художника и психолога помогло реализовать сразу несколько коррекционных и развивающих задач: восстановление, компенсация и коррекция нарушенных глазодвигательных, зрительных и психических функций через использование арттерапевтических техник.


  • Снижение психофизического напряжения.
  • Актуализация эмоций.

 Задачи:

Образовательные:

  • Обучение цветовосприятию.
  • Обучение рефлексии своего настроения.

 Развивающие:        

  • Развивать психические процессы (внимание, логическое мышление, ассоциативное мышление).
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от совместной деятельности с другими детьми.
  •  Вызывать желание создавать композиции на песке и на воде.

Методы и приемы:

  • Элементы сказкотерапии и цветотерапии.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Рисование песком.
  • Рисование на воде.
  • Игры взаимодействия