Организация двигательной активности дошкольников с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

 

         Организация  полноценной двигательной активности   является одним из актуальных направлений  в  работе с  детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация   двигательной активности дошкольников с ОВЗ

         Организация  полноценной двигательной активности   является одним из актуальных направлений  в  работе с  детьми дошкольного возраста. Анализ состояния здоровья наших воспитанников показал, что ко второй группе здоровья относится 9 детей (90%), к третьей группе здоровья относится 1 ребёнок (10%),  наряду с этим дети имеют индивидуальные особенности физического развития  

  1. Нарушения координации движения (30%)
  2. Нарушение осанки (70%)
  3. Высокий уровень моторной подвижности (гиперактивность)(60%)
  4. Неумение взаимодействовать со сверстниками(80%).

Поэтому, в своей коррекционно-педагогической работе мы  целенаправленно реализуем комплекс мероприятий по  развитию двигательных навыков у воспитанников, направленный на решение общих и коррекционных задач.

  • Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.
  • Укреплять здоровье детей.
  • Формировать правильную осанку у каждого ребёнка
  • Формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности.
  • Развивать движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность.

       

 Хотим поделиться опытом своей работы.

Формирование и развитие двигательных навыков осуществляем во всех видах детской деятельности, через традиционные и специальные формы работы

 - Физкультурные занятия

 - Утренняя гимнастика

 - Физкультурные  минутки

 - Физкультурные паузы

  - Закаливающие процедуры

 - Прогулки

 - Подвижные игры

 - Корригирующая гимнастика

- Физические упражнения, для развития мелкой моторики и формированию навыков

   письма.

 - Самостоятельная двигательная активность детей  различными видами физических  

    упражнений.

Большое значение  мы придаём корригирующей гимнастике. Используемые упражнения способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса и ног, развитию координации движений, формированию правильной осанки и развитию равновесия.  Для мотивации детей используем яркое оборудование («Солнышки» «вязаные мячики»).

  Для оптимизации работы нами создана картотека методического материала, которая включает:

 - игровые упражнения на расслабление мышц групп;

 - подвижные  игр с дыхательными упражнениями;

 - физкультурные минутки;

 - спортивные праздники и развлечений для детей;

 - зимние забавы детей.

Отдельные упражнения из картотеки мы используем в качестве динамических пауз и физкультурных минутках.

Организована предметно – пространственная среда, включающая в себя:

- стационарное оборудование спортивной площадки (лестницы, дуги, качели, скамейки);

- спортивный инвентарь (велосипеды, санки, лыжи, клюшки и др.).

- выносное физкультурное оборудование (обручи, мячи, скакалки, кегли, флажки и др.)

- спортивный уголок группы.  

Использование оборудования спортивного уголка способствует  формированию основных движений, развитию координации движений, коррекции осанки, профилактике плоскостопия,  укреплению соматического здоровья детей  

В нашем спортивном уголке имеется традиционное (стандартное) оборудование  (флажки, ленточки, косички, платочки, мешочки для метания) и не нестандартное оборудование.

С привычным для всех оборудованием проводим упражнения «Перешагнём ленточку», «Бежим по дорожке», «Попади в круг», «Удержи мешочек». Однако, это же оборудование мы используем творчески. Например, кегли  могут служить для метания, перешагивания, ходьбы между ними, как ориентир в играх-эстафетах; обручи – для прыжков, подлезания,  прокатывания друг другу, в качестве «домика» в подвижных играх. Это позволяет избежать однообразия двигательной деятельности детей, повышает их двигательную активность.

Упражнения  и игры с использованием оборудования разного по цвету, форме, величине способствуют развитию  сенсорного восприятия «Наступаем на красный квадрат», «Найди свой цвет», «Упражнение с флажками». К этим упражнения мы разработали схемы, для мотивации самостоятельной деятельности детей.

  Нестандартное оборудование изготовлено руками педагогов и родителей:  «Дорожки», «Следочки», «Разноцветные шары», «Цветной круг», которое позволяет внести элементы новизны и необычности и мотивирует самостоятельную двигательную активность детей.

Игры с мячом являются одним из любимых занятий детей. Но использование их в  помещении является небезопасным. Решить эту проблему помогают  набивные   мячи. Упражнения с  мячами такие как «Бросим мяч в корзину», «Шагаем как цапли» и др. позволяют  развивать координацию движений, равновесие, укреплять мышцы спины.

 Для проведения точечного массажа стопы ног используем индивидуальные деревянные тренажёры и тренажёры изготовленные из плотных картонных трубочек. Этому оборудованию дали название дети «Палки – каталки». Они просты в изготовлении, но очень эффективны в оздоровлении детей, т.к  помогают  корригировать свод стопы, массирует точки расположенные на подошве ребёнка.

Большая коллекция масок повышает активность и способствует эмоционально положительному настрою детей. («Самолёты», «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и волк», «Кот и мыши»).

В результате целенаправленной работы  по развитию двигательных навыков,  у детей улучшились умения  в метании (бросать мяч в цель двумя руками  20% (50%), прыжках                                    (подпрыгивание на одной и двух ногах, спрыгивание, перешагивание 30% (60%), повысился интерес к участию в подвижных играх 40(70%)). Дети   стали более адекватно действовать в коллективе сверстников (придерживаются  правил игры, проявляют сдержанность). С помощью взрослого дети могут воспроизводить знакомую считалку при выборе водящего,  припомнить название игры, сопровождать  игру речью.

Таким образом, реализуемый комплекс мероприятий  способствует развитию двигательных навыков наших воспитанников, что благоприятно сказывается на здоровьесбережении и дальнейшей социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

Тематический контроль «Организация двигательной активности дошкольников в течение дня».

Оценка создания условий:в группахОценка планирования работыОрганизация  режимных моментов. Оценка профессионального мастерства педагога. Обследование уровня развития двигательной актив...

«Рекомендации для педагогов по организации двигательной активности дошкольников на прогулке зимой "Снежные фигуры для здоровья и радости"

Важным направлением в формировании у детей  интереса к двигательной активности является правильно организованная  двигательная предметно-развивающая среда на участке. Она должна носить...

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенап...