Народные подвижные игры в работе с детьми с ТНР
консультация по коррекционной педагогике на тему

Жданова Наталья Ивановна

В докладе представлен опыт применения народных подвижных игр в работе с детьми с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

    Народные подвижные игры в работе с детьми с ТНР.

В последнее время в России отмечаются существенные изменения, связанные с развитием специального и инклюзивного образования, личностно-ориентированного подхода в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Приоритетными характеристиками такого образования являются концентрация внимания на личности ребенка, обеспечение индивидуального подхода к его развитию.  Осознание значимости применения инновационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности – детей, имеющих речевые нарушения, рассматривается как одно из важнейших условий совершенствования системы коррекционной помощи детям.

У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются трудности в организации собственного речевого поведения, что негативно сказывается на их общении с окружающими людьми. Особенно заметными эти трудности становятся тогда, когда ребенок попадает в новое для себя окружение, когда сверстники замечают недостатки его речи. Осознание этих недостатков обычно вызывает у ребенка тяжелые переживания, отрицательные эмоциональные реакции, появление чувства неполноценности, обостряющееся в школьные годы.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые  многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на психическое и физическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении.

Как показывает ежегодная логопедическая диагностика, у детей с ТНР наряду с нарушением вербальной стороны речи, прослеживаются нарушения и невербальных процессов, одним из которых является выраженная в разной степени общая моторная недостаточность: дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию. отмечаются слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движения, наблюдается утомляемость движения, недостаточная четкость и организованность. Дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге и т.п. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочередно пальцы, им трудно держать кисточку, карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции общей и тонкой моторики.

 Помимо ТНР у некоторых детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания, настроения, впечатлительность, тревожность.

Опыт работы в коррекционных группах в преодолении ТНР  показывает что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является физическое воспитание.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное,  динамичное  выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и.т.д. Например: экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности  мелкой моторики пальцев рук.  В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым  соответствующие отделы мозга, можно активизировать соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому большая работа в коррекционных группах направляется на физическое развитие и укрепление здоровья детей, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие, на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В - третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр для детей от 2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений (бег и прыжки, ходьба и перешагивания и т. д.). Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим, детей упражняют в равновесии (русская народная игра «По ровненькой дорожке»). Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (по дорожке), затем по доске, лежащей на полу, по скамье, по наклонной доске, по доске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т. д. Усложнить задание можно и изменяя характер движений – пройти быстро, пробежать, пройти на носочках бесшумно, приняв определенное положение рук (в стороны, за голову) и т. п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.


Приложение

Сценарии народных подвижных игр рекомендованных к использованию в дошкольных учреждениях.

В результате наблюдений педагогами было выявлено большое влияние данных игр на восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образы, а также развитие движений и координации дошкольников

Гуси-лебеди

Цель игры.

Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать, помогать друг другу.

Содержание игры.

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси- лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой –живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

– Гуси-гуси!

– Га-га-га.

– Есть хотите?

– Да, да, да!

– Гуси-лебеди! Домой!

– Серый волк под горой!

– Что он там делает?

– Рябчиков щиплет.

– Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игрыГуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Зайка беленький сидит

Цель игры.

Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

Содержание игры.

Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.

Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Кто-то (или мишка) зайку испугал, Зайка прыг... и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места.

Указания к проведению.

Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Мыши и кот

Цель игры.

Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Содержание игры.

Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.

Указание к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки – когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети – мышки – выползают из своих

Лапта

Цель игры.

Приучать детей активно двигаться, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Содержание игры.

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта (круглая палка длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, с другой – кон.

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч, бежит через площадку за линию кона и возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город.! В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игроки бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, – тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся на линии кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнулся, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Подвижные игры для формирования фонематического слуха, анализа и синтеза у детей с ТНР подготовительной группы.

Игра «Поезд».

- В страну Знаний можно добраться на поезде. Чтобы отправиться, нам нужны билеты. (Кондуктор-ребенок раздает карточки с разными словами). У вас у всех разные билетики. Посмотрите на них, определите место звука в вашем слове и займите место в нужном вагоне. (Если звуки в начале слов, то дети садятся в первый вагон-обруч. Если звук прячется в середине, то садятся во второй вагон-обруч. Если слово заканчивается на заданные звуки, то проходят в третий вагон-обруч).

-Все заняли свои места? Кондуктор, проверьте, пожалуйста, билеты. (Ребенок-кондуктор проверяет правильность расположения детей и собирает карточки в сумку. После этого он тоже занимает место в поезде.)

Отправляемся в путь! Ту-ту! (Дети берут обручи, и, изображая стук колес, движутся по кругу или до определенного места- станции. Поезд может двигаться извилистой дорогой или через препятствия.)

Когда дети прибывают на станцию, выходят из «вагонов» и снова приобретают билеты-картинки и нового кондуктора.

Игра «Болото».

-Чтобы пройти через болото, нам придется прыгать по кочкам. Но прыгать надо не просто так, а проговаривая разные слоговые ряды. Прыгая на каждую кочку, проговаривать по одному слогу или паре слогов с оппозиционными согласными.  (Дети прыгают по «кочкам» на одной ногеКочки могутбыть из обручей, небольших колец для метания, вырезанные бумажные круги или что-то другое)

Игра-эстафета «Звуковой портрет».

Перед вами жильцы сказочного городка. (Любые игрушки с несложным звуковым составом слова). Нужно им нарисовать портрет, но необычный, а звуковой. Делимся на две команды. Выполняем схему слов. Каждый участник команды может ставить только по одному шарику-мячику. Надо положить столько мячиков, сколько звуков в слове. И того цвета, каким цветом обозначается звук. (Например: Белка-оооооПетух-оооооКрабы-оооооПауки-ооооо, кошка, кот, коза, лиса, волк, скат и т.д.).

Игра с мячом «Горячий камень».

Нам на дороге попался «горячий камень». Уберем его с дороги. Будем перекидывать друг другу «камень» и заменять первый звук в слове (например: Б на П и наоборот, любые оппозиционные согласные). (Логопед кидает мяч ребенку, а он быстро отбивает его обратно и проговаривает слово с заменой согласной.)

Балка –палка, башня – пашня, бабочка – папочка, почка – бочка, правый – бравый, пыль – быль и т.д.

Игра «Переправа».

Мы подошли к реке. Переправиться через нее можно только по камушкам. Прыгаете на каждый камень двумя ногами и проговариваете предложение. Слов в предложении должно быть столько, сколько камней в реке. Придумайте сначала предложение к схеме, а потом в путь: прыгаем и проговариваем. (Дети придумывают предложения по заданной схеме из 3 или 4 слов, проговаривая каждое слово отдельно и прыгая на подушку/ обруч/ стул/ бумажный круг.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные подвижные игры в работе дошкольного учреждения.

Народные подвижные игры в работе дошкольного учреждения...

опыт работы по организации подвижных игры в работе с детьми с ЗПР.

Здоровьесберегающие технологии. Материал будет интересен как родителям, так и психологам, работающим с детьми с ЗПР или с детьми с искажениями в психическом развитиии....

"Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста."

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли , способствуют расширению кругозора , уточнению представлений об окружающем мире , совершенствованию всех психических процессов , стимулируют пер...

"Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста."

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли , способствуют расширению кругозора , уточнению представлений об окружающем мире , совершенствованию всех психических процессов , стимулируют пер...

"Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста."

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли , способствуют расширению кругозора , уточнению представлений об окружающем мире , совершенствованию всех психических процессов , стимулируют пер...

«Использование русских народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный материал возможно использовать при планировании проведения консультации для родителей детей дошкольного возраста....

Использование народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье сделан акцент на взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на использование в работе с детьми народных игр, что способствует эффективному и прочному закреп...