Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Рангаева Александра Анатольевна

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная  деятельность детей связано с развитием речи и речевого общения. В разработке описан опыт работы с детьми с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rangaeva_a.a.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе  физического воспитания дошкольников»

Автор:

инструктор по физической культуре

Рангаева А.А.

Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления  коррекционно-педагогической работы.  Многие учёные, исследуя физическое состояние детей с нарушением речи, отмечают у них недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений, отсутствие необходимого двигательного опыта. В связи с этим наша задача не только выделить характер, но и структуру дефекта, увидеть потенциальные возможности физического развития ребёнка. Среди организованных видов двигательной активности для дошкольников огромное значение имеют игры, игровые упражнения, игровые разминки с речевым сопровождением, считалки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать недостатки в нарушение речи и осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная  деятельность детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых материалов. Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано, чтобы не снижать двигательную активность детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют: моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

Основу  коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности. Это:

1. Коррекционно-оздоровительная  гимнастика, которая проводится в утренние часы. Гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус  на весь день.

 2. Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров - система  физических упражнений для коррекции речи. Данная гимнастика является составной частью всех обучающих занятий и включает в себя элементы логоритмики – движения, сочетающиеся с речевым сопровождением.  При выполнении таких движений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются.

3. Релаксация - особые упражнения на расслаблении мышц рук, ног, туловища, успокаивающие детей и снимающие мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи. 4. Подвижные игры - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, морально- волевых качеств. В играх дети очень хорошо осваивают и развивают свою речь.                                                                                                  

       Согласно «Концепции дошкольного воспитания», воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать – давать детям возможность приобретать знания, умения и навыки и использовать их в жизни. Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, на сколько он развит в целом. Чем раньше ребенок овладеет грамотной речью, тем меньше будет у него проблем с обучением в школе.

      Исходя из этого, одной из основных задач образовательного учреждения выступает развитие речи и коррекция имеющихся у ребенка отклонений. Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. Кроме того, малышам необходима постоянная смена деятельности. Интегрированные занятия предоставляют возможность решать задачи и по образованию и воспитанию детей, и по расширению их двигательной активности. Строятся такие занятия на основе игрового метода, поскольку основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера; специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением; подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия (см. схему).

        К специальным упражнениям относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в сочетании с другими движениями (например, с ходьбой, в том числе и на месте, с элементарными упражнениями для рук и ног) и направлены на развитие ручной умелости, мелкой моторики и координации. Кроме того, они способствуют улучшению памяти, развивают фантазию и речь ребенка. Для правильного произношения звуков необходима точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Решить эту задачу призваны упражнения артикуляционной гимнастики. Все они имеют свои названия, как правило, условные, но очень важно, чтобы дети их запомнили. Во- первых, выразительное, яркое название вызывает у малышей интерес к упражнению, а во-вторых, экономит время, так как избавляет воспитателя от необходимости всякий раз объяснять способ его выполнения – достаточно бывает лишь произнести название. Выполняются эти упражнения также в согласовании с другими движениями и подчиняются единой линии занятия.           Следует обращать внимание на то, что у дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабым вдохом и выдохом. Дети в основном произносят фразы при ключичном типе дыхания, когда воздухом заполняются преимущественно узкие верхушки легких, поэтому на длинную фразу воздуха не хватает. Когда ребенок начинает говорить, он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое взял при вдохе на первом слове, а то и на первом слоге, и затем договаривает фразу шепотом или на вдохе с «захлебыванием». Для того чтобы в процессе речевого высказывания иметь возможность свободно говорить фразами, необходимо тренировать диафрагму (самую сильную из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в голосообразовании), т.е. создать так называемую опору. Нужно дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований, и уметь распределять выдыхаемый воздух в течение произносимой фразы. Эту задачу решают дыхательные упражнения с акцентом на выдохе. Речевой материал можно условно разделить на два компонента: первый включает в себя произношение звуков, проговаривание речитативов и пропевание песен; второй ориентирован на фонематическое восприятие и представлен дидактическими заданиями, связанными с вычленением звуков и прослушиванием правильной речи. Все задания подбираются в соответствии с сюжетом занятия. Речевой материал используется в сочетании с двигательными упражнениями и музыкой и включается в вводную или заключительную части занятия. В интегрированных занятиях должны рационально сочетаться статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Кроме того, следует помнить, что интегрированные занятия должны строиться на основе пройденного материала, как итоговые. В заключение отметим, что интегрированные занятия способствуют расширению объема двигательных умений и навыков; улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление. Такие занятия можно проводить как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

 В заключении хотелось бы отметить, что речь и движения очень тесно связаны, и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности   способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Структурные компоненты интегрированного занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через работу с тканью

В статье представлен опыт работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста элементарным умениям и навыкам работы с тканью и простейшими инструментами, необходимыми ...

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов Лекотеки

    Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только для  развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично ...

Значение проектной деятельности в воспитании дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

Современная действительность требует от воспитателя постоянного поиска новых форм работы, креативности, умения идти в ногу со временем. Время до поступления ребенка в школу – это очень важный период е...

Нравственное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

     Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенка начинаетс...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол...

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи и их родителей.

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи и их родителей.Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжел...