Консультация для педагогов "Развитие мышления путем коррекции восприятия у дошкольников с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Дончук Лариса Георгиевна

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научить обследовать предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon donchuk_konsultatsiya_myshlenie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная  общеобразовательная школа № 11 города Новокуйбышевска

городского округа Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Надежда»

Консультация  для  педагогов

Развитие мышления  путем коррекции

восприятия  у  дошкольников с  ЗПР

Подготовила

учитель - дефектолог

        структурного подразделения

«Детский сад «Надежда»
Л.Г.Дончук

г.о. Новокуйбышевск, 2016 г.

 Для  полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.

   Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Даже  в старшем дошкольном возрасте дети путают название цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных  отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов деятельности.

 Формирование представлений о цвете и форме -

   Установлено, что при задержке психического развития (в дальнейшем ЗПР) представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Установлено также, что 30-40% детей, посещающих коррекционное учреждение, не могут самостоятельно различать цвета. Причиной этого является органическое поражение центральной нервной системы, лежащей в основе ЗПР (кроме ЗПР, лежащей вследствие педагогической запущенности).  

    Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое.

    Развивая у воспитанников процесс восприятия, дети учатся   выделять группу ощущений,  осмысливать  образ, понимать его, привлекая для этого, пусть ещё небогатый, прошлый опыт детей. Иначе говоря, развитие восприятия не происходит без развития памяти и мышления.

    Дошкольный возрастной период это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе  учебной деятельности.

    Мышление активно развивается на протяжении всего дошкольного периода, и фундаментом  для формирования мышления является восприятие. Значение восприятия  в жизни дошкольника очень велико.  Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу.

    Восприятие- ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

- во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

- во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

- в- третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире  в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия.

    Правильное  представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

    Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно  обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или не похожих на него.

     У старшего дошкольника восприятие предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы.

     Ребенок может уже  мысленно выполнять  некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение. Такие  сложные  действия помогают сформировать более детальный образ предмета, где все  свойства и детали находятся в определенном соотношении друг с другом, тогда образ называется системным. Ребенок становится наблюдательным,  замечая малейшие отличия. Он с интересом знакомится с новыми незнакомыми предметами и явлениями. Применяя накопленный опыт перцептивных действий, которые превращаются в инструмент познания. Восприятие становится психическим процессом, все  больше осуществляется в уме, почти мгновенно, перцептивные действия сворачиваются, выполняются незаметно и быстро. Ребенок быстро узнает  знакомые предметы, замечает их отличия  и сходство. Тогда говорят, что восприятие стало внутренним процессом. Перцептивные действия, которые  выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на познание не внешних особенностей предметов и явлений, а  на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких, как причина и следствие, функции предметов, родовые и видовые связи и другие. Тогда ребенок готов к обучению к школе.

     К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме  в качестве объектов манипулирования выступают уже  не  реальные предметы, а их образы – представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предметов. Поэтому  мышление ребенка – дошкольника называют наглядно-действенным.

     Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа- представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представления на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходства и различие.

    Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, объекты или явления.

    Можно назвать несколько психологических качеств:

-  четкое и ясное представление образов предметов;

-  способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

-   способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

 

    Обогащая опыт ребёнка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностью. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их знаний (на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, на экскурсиях, музыкальных вечерах) – это основные средства коррекции восприятия. Организация и проведение занятий по коррекции и развитию восприятия  у детей с ЗПР осуществляется с учетом медицинской и психолого- педагогической характеристики, а также с учётом результатом констатирующей (первичной) диагностики.

    На занятиях по коррекции и развитию восприятия  детям предлагаются различные игры и упражнения,  на развитие мышления. Приобретённые на занятиях знания закрепляются в повседневной жизни, то есть в течение всего дня, а также на индивидуальных занятиях.

Мышление развивается двумя путями: первый - от восприятия к наглядно-действенному мышлению, а затем к наглядно-образному и логическому; второй - от восприятия к наглядно-образному и логическому мышлению. Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль в познавательной деятельности человека. Мышление есть процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений, познания связей и отношений, существующих между ними.

       Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности. Следовательно, развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. они неотделимы от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути коррекции недостатков фонематического восприятия

При обучении 5—6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несфррмированность лексико-граммати­ческих средств языка, дефекты произношения и недоразви­тие фонематического восприятия....

"ПУТИ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ".

Игры, которые используются на занятиях по обучению гра­моте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям п...

Консультация "Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников"

Проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии остаётся чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, р...

Консультация для воспитателей «Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников»

Данная консультация поможет воспитателям с помощью игровых приемов развить фонематическое восприятие у дошкольников...

Консультация педагога-психолога для родителей «Дезадаптивное поведение у дошкольников и пути его коррекции»

Непослушные дети создают родителям много хлопот. Призывать детей к порядку – безрезультатно, а наказания только усугубляют ситуацию. Как же родителям поступать в таких ситуациях? Рассмотрим наиб...

Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...

Конспект консультации для родителей дошкольников c ОВЗ по теме «Заниженная самооценка: причины и пути коррекции»

Данный материал поможет воспитателю провести консультацию у родителей дошкольников c ОВЗ с заниженной самооценкой, тем самым повысить компетентность родителей в вопросах развития адекватной самооценки...