Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике по теме

Наталья Васильевна Соколова

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Родители и воспитатели в детских садах все чаще обращаются за консультацией к специалистам в связи с тем, что у детей наблюдаются высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, немотивированные страхи, заниженная самооценка.

Многие авторы отмечают, что наиболее эффективным методом снижения тревожности является песочная терапия (ПТ). Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне. Поэтому техника ПТ была взята за основу написания коррекционно–развивающей программы.

Цель исследования: оценка эффективности песочной терапии в снижении тревожности детей дошкольного возраста.  Всего было обследовано 45 детей в возрасте 5–7 лет, посещающих старшие и подготовительные группы ДОУ, а также дети, родители которых обратились за психологической помощью и консультацией к педагогу-психологу. Для диагностики были отобраны методики, позволяющие определить уровень тревожности и оценки эффективности коррекционно-развивающей программы по ПТ использовались: методика «Кактус», «Рисунок человека», «Выбери нужное лицо» (проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки), «Анкета на определение тревожности» Лаврентьева(Г.П., Титаренко Т.М.).

По результатам психологического обследования практические занятия были предложены 14 детям, у которых по всем методикам наблюдалась высокая тревожность. Из них 5 чел. (35,7%) были с запинками в речи, 2чел. (14,2%) с тиками и 7 чел. (50%) с трудностями в поведении  и страхами. С учетом результатов диагностики  была разработана программа «Магия  песка», направленная  на снижении тревожности у детей, рассчитанная на 10 занятий. В начале занятий с родителями была проведена беседа о причинах появления тревожности у детей, им были предложены статьи «Взаимодействие с тревожными детьми», «Повышение самооценки ребёнка», «Как помочь тревожному ребёнку». Родители с пониманием отнеслись к проблеме и, поняв, насколько важна и актуальна данная проблема, дали согласие на участие их детей в коррекционно-развивающих занятиях.

Предлагаемая программа была ориентирована на индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на 10 занятий. Наиболее оптимальный вариант организации занятий 1–2 раза в неделю. Длительность занятий 30–35 мин. Основные темы занятий: «Знакомство с песком», «Волшебные прикосновения с песком, «Сказка в песочнице», «Волшебная страна», «Мой страх», «Строительство дома из песка», «Мы – художники», «Моя семья», «Любимое место на земле», «Ритуал прощания».

В ходе терапии при необходимости внутренняя структура программы изменялась (замена тем, приемов и методик) под актуальную проблему конкретного ребенка, некоторые занятия были проведены дважды для более углубленного коррекционного воздействия. В программе использовались элементы игротерапии, арт–терапии, сказкотерапии, телесной терапии, концентрации, релаксации и функциональная музыка.  

После коррекционной работы у 71% детей уровень тревожности по всем методикам снизился от высокого до среднего и низкого. Особенно положительная динамика наблюдалась у детей с запинками в речи, трудностями в поведении и страхами. Родители отметили, что их дети стали более уверенными и самостоятельными. Наблюдалось снижение запинок в речи и отсутствие агрессивных тенденций. У 29% детей стойкой динамики снижения уровня тревожности не произошло, но наметилась тенденция к снижению.

Таким образом, занятия с использованием ПТ снижают уровень тревожности. Данная работа способствовала развитию познания своего «Я» у ребенка, улучшению его взаимодействию с другими детьми, обыгрыванию сложных ситуаций, открытию собственных ресурсов для преодоления трудных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...

Песочная терапия как средство снятия тревожности у детей раннего возраста

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! »....

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста".

Объект – воспитанники детского садаПредмет – коррекция страхов и тревожности у дошкольниковГипотеза - при проведении занятий у детей снижается уровень тревожности и наличия страхов, повышается самооце...

"Песочная терапия -как метод коррекции эмоциональной сферы детей"

Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей»Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.Возможность использовать песочницу не только п...