Песочная терапия как средство снятия тревожности у детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Стреляева Юлия Сергеевна

Предварительный просмотр:

РИСУНКИ

ЦВЕТНЫМ ПЕСКОМ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Рисунки цветным песком для детей

Терапия искусством

     Цветной песок для детей – материал, который позволит Вашему ребенку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и отдохнуть от трудных занятий и настроиться на «спокойную волну». Наблюдая за тем, как пересыпаются цветные крупинки – ребенок учится сосредоточенно и вдумчиво работать. Может поэтому песочная терапия получила в последнее время такое широкое распространение как в работе со здоровыми детьми, так и с детьми, имеющими различные расстройства внимания.

Рисунки цветным песком для детей выглядят как настоящие произведения искусства, несмотря на то, что их изготовление не составляет больших трудностей. Творить их можно как с помощью покупных наборов, так и полностью своими силами, что доставляет еще большее удовольствие, потому как в этом случае ни что уже не ограничивает полет фантазии.

 

Какой способ рисования цветным песком выбрать

В настоящее время в специальных магазинах и отделах для творчества продается множество наборов с разными видами трафаретов: от детских мультяшных героев – до настоящих шедевров художественного искусства.

С покупными трафаретами все ясно – там уже заранее рассортированы все части фигур, и остается лишь проклеить (если поверхность уже не клейкая) и посыпать нужную ячейку песком требуемого цвета. Излишки после каждого прокрашивания – стряхиваем, поднимая вертикально трафарет.

Такой способ рисования цветным песком для детей подходит для малышей, которые только начинают  заниматься этим видом творчества. Делать это можно, особенно если малыш еще совсем кроха – только под присмотром родителей и с их помощью.

Рисунки цветным песком для детей постарше могут создаваться  с помощью самодельных трафаретов. Для этого берется лист ватмана и самостоятельно придумывается фигура, которая разлиновывается в соответствии с цветами; затем каждая часть поочередно проклеивается клеем ПВА и посыпается песком так же, как в примере с покупным трафаретом.

Цветной песок в домашних условиях

Чтобы не быть ограниченными в количестве купленного песка, цветной песок для детей можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно чистый светлый песок, который можно дешево купить в цветочных магазинах – промыть хорошенько и прокалить в духовой печи, чтобы продезинфицировать наш песочек.

Теперь надо рассыпать песок по емкостям (например, стаканам) и залить красящей смесью. Для красящей смеси достаточно взять пищевые пасхальные красители, которые следует размешать в воде и добавить немного уксуса. Затем залить этой смесью стаканы с песком так, чтобы вода закрывала песок только чуть-чуть, перемешать и дать настояться.  Примерно через полчаса уже можно будет процедить наш песочек и оставить сушиться на бумажных салфетках или полотенцах.

Есть еще один вариант изготовления цветного песка для детей, и на этот раз нам даже не потребуется песок. Для этого материала нас понадобится обыкновенная манка. Она прокрашивается также, как и песок, только уксуса в этом случае надо добавить побольше, а настаивать манку надо как можно  короче по времени. Некоторые умельцы даже разводят краситель в водке и заливают этой «ядреной» смесью крупу, но я все-таки против того, чтобы ребенок дышал потом таким песком, поэтому остановимся на некотором количестве уксуса, разведенного в воде.

Песочное творчество, как и любой другой вид искусства – не терпит никаких рамок, поэтому не стоит ограничивать себя только теми способами рисования, которые мы описали в этой статье. Трафареты можно создавать на стеклах и рамках для фотографий, можно закреплять песок специальным лаком, чтобы со временем он не осыпался. Сам песок можно заменять не только манкой, но и любыми крупами и даже семенами – такие изделия получаются сказочно красивыми, будто из драгоценных камней. В общем, дерзайте, и никаких рамок!

Желаем Вам приятного творчества!



Предварительный просмотр:

Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Работая по программе «ОТ рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, я решила более глубоко развить у детей несколько интегративных качеств у детей, таких как "эмоционально-отзывчивый", "овладевший способами общения со взрослыми и сверстниками". Для этого я применяю метод песочной терапии, а конкретнее работаю над темой: "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".

Изучение эмоциональной сферы детей на сегодня является одной из актуальных тем. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Чем нам поможет песок? Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако, на самом деле это удивительный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться на песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов, способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Игры с песком имеют большое значение для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, развивается связная и образная речь.

Актуальность и проблема исследования определили цель моей работы: развитие эмоциональной сферы, гуманных качеств личности ребенка, осознание нравственных понятий детей посредством песочной терапии.

Исходя из цели мною были поставлены следующие задачи:

* изучать взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии;

* разнообразить способы песочной терапии и разработать систему занятий с детьми;

* создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;

* Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильных ощущений посредством игровых упражнений.

В ходе работы были выделены группы методов и приемов песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом.

2. Игровая деятельность - обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы драматизации.

3. Словесные методы: беседы, рассказ воспитателя, чтение произведений, использование фольклорного жанра.

4. Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование.

Занятия организованы в формах:

- индивидуальная;

- в парах;

- групповая, длительность определяется желанием ребенка. Занятия по песочной терапии вызывают огромный интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу. Податливость песка, его природная магия очаровывает не только детей, но и их родителей. Родители стали моими главными помощниками в работе. Они готовят рабочий материал, т. е. фильтруют песок, красят его, изготавливают оборудование.

Доступность песка делает процесс рисования естественным – не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. Очень часто, начиная работать, ребенок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности. Раз – разровнял и холст готов. Два – карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше другого предмета. Три – если рисунок вышел криво… - провел ладошкой и начинай сначала.

Сам процесс работы с песком напоминает о лете, море, солнце и оказывает некое расслабляющее воздействие. Это дает возможность в непринужденной обстановке решать поставленные задачи.

На начальном этапе работы главная задача вызвать интерес и положительные эмоции, а после через игровые упражнения и обучающие приемы развивать и закреплять полученные навыки. В этот период используется простой песок – это работа на световом столе, рисование на зеркале, работа с «мини-песочницей» - составление небольших панорам.

После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы можно к усложнениям. Введение цвета и дополнительных деталей – это уже следующий виток в освоении данной техники. Можно предлагать воспитанникам поэкспериментировать с цветным песком, или с использованием (как подложки) цветной бумаги, картона, морских камней и др.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальными свойствами заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта

Чтоб вера в детство не пропала,

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

В него вольется дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру…

Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес

Пройдя познания дорогу.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

К. Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».

Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.

Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является использование метода песочной терапии.

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды терапии: акватерапия; ароматерапия; логотерапия; магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «минипесочница» в групповой комнате.

Оборудование «мини-песочницы»:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

НОД с использованием метода песочной терапии имеет свою структурную особенность:

1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

2. Непосредственно обучающая часть.

Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Педагог в ходе НОД обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении игр с песком.

Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника, например - Песочного зайчика. Данную игрушку мы используем только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с песком.

При каждой организации игр с песком необходимо:

проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.

перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы.

обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;

проверить на прочность игрушки.

При организации игр с песком запрещается:

использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;

использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы;

сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли) ;

играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;

насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;

ходить в обуви, наполненной песком;

закапывать в песок тело ребенка;

лежать на песке вниз лицом;

жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;

нюхать песок;

переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1, 5 кг - девочкам.

Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их отношениями;

не оставлять ребенка без присмотра.

Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!

Во время проведения НОД с использованием пескотерапии применяются такие формы работы с детьми, как:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .

Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».

Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации) ;

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки) ;

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) .

В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:

значительно повышается общий эмоциональный фон;

снижается уровень тревожности;

быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

усиливается самостоятельность ребенка;

развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;

более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика.

Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.



Предварительный просмотр:

Песочная терапия для детей

с учетом возрастных особенностей

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дети раннего возврата только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра  еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметами. Поэтому занятия по песочной терапии в этом возрасте направлены на формирование новых навыков, на познавание среды, предметов. Во время занятий ребята прячут и находят предметы в песочном поле, пересыпают песок, лепят из него, делают отпечатки рук, игрушек, строят горы, реки, углубления и ямки. Игра в этом возрасте повторяема в своем сюжете, что является необходимым фундаментом для формирования образной игры, свойственной уже дошкольному возрасту.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 ГОДА)

Переход от раннего возраста к дошкольному характеризуется становлением новых черт личности ребенка.  В это период ребенок может проявлять негативизм, строптивость, упрямство.
Он изучает себя и взрослых, окружающий мир, нащупывает границы. Ребенку все хочется делать самому. В этом возрасте на занятиях по песочной терапии дети получают возможность самостоятельно создавать свои миры, где являются полноправными хозяевами, там они проигрывают свои скрытые страхи и тревоги, волнующие ситуации, дают выход агрессии, получают новую модель поведения, становятся спокойнее и увереннее , усваивают  первичные нравственные нормы. В младшем дошкольном возрасте у детей начинает развиваться воображение, которое очень наглядно может раскрыться в ходе игры на песке.  Кроме того ребенок уже может комментировать сюжет, тем самым обогащая свое речевое мастерство, его  речь становится более сложной и развернутой. В этом возрасте навык совместной игры пока не сформирован, поэтому на 
групповых занятиях дети получают возможность развития коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами, в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Учатся понимать свое эмоциональное состояние, называя  чувства и ощущения.  Занятия способствуют формированию позитивной самооценки, закладывающейся на данном этапе жизни ребенка.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

Ведущей деятельностью этого возраста – сюжетно-ролевая игра, а ведущая потребность– потребность в общении и творческая активность. Песочная терапия позволяет раскрыть потенциал ребенка в  естественной и безопасной среде  путем создания различных сюжетных линий песочных картин.

Построив мир на песке, ребенок начинает обыгрывать его, переставляя фигурки, меняя ландшафты, картина его внутреннего мира оживает. На песке появляется то, что нужно ему в данный момент, то, что ему не хватает и помогает. Выстраивая свой мир, он уже рассуждает, дает объяснения, с помощью психолога анализирует ситуацию, ищет различные способы выхода и развития, приобретает новые качества и опыт. Развитие воображения в этом возрасте дает возможность  ребенку рассказывать оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории при условии регулярных занятий по активации воображения. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится договариваться, принимать взгляды других участников, следовать игровым правилам.  К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением сопоставлять и сравнивать себя с другими и это служит основой адекватной самооценки. На песочном пространстве, находясь в доверительной групповой атмосфере,  с помощью сюжетов и различных ролей ребенок повышает  уверенность в себе и гармонизирует самооценку. Занятия в песочнице стимулируют инициативу, самостоятельность и творческий процесс  у ребенка.

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Занятия с детским психологом стабилизируют эмоциональное состояние ребенка,  развивают  тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, учат ребенка прислушиваться к собственным ощущениям,  способствуют развитию речи, внимания и памяти. Во время занятий ребенок находится в безоценочном пространстве, что позволяет ему активно проявлять себя и закреплять модель спонтанного и уверенного поведения.

Основные задачи занятий:

- Гармонизация психоэмоционального состояния детей, снятие психического напряжения
- Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения
- Улучшение контакта с близкими взрослыми
- Активизация словарного запаса
- Развитие взаимодействия и коммуникации



Предварительный просмотр:

   Демонстрация коллекции  игрушек:  «Сказочные герои»


Цель: познакомить детей с коллекцией игрушек для игр и занятий в песочнице.
Оборудование: лопаточки (маленькие); совочки; сито; воронки; разнообразные формочки; миниатюрные игрушки (высота 5-7см) изображающих животных, растений, людей, мебели,  машинок; различные здания и постройки; бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, пуговицы, соломинки для коктейля, маленькие шарики и т.д.)
Ход: «Принцесса песочного мира» хочет показать вам игрушки для игры с песком. Их можно брать в руки, рассматривать, играть с ними.

                                                                               

Знакомство с правилами игры с песком


Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы: (воду стараться не выливать); «Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас:

Береги малыш песчинки – не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот.

«Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. Поэтому после игры с песком или водой – вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.

Завершая игры в песочнице, дети разбирают свои постройки, складывают игрушки  по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:


                       
 В ладошки наши посмотри-
                        Мудрее стали ведь они!
                        Спасибо, милый наш песок –
                        Ты всем нам подрасти помог!

                                                                                

Наблюдение за песком на прогулке


Обратить внимание детей на песочницу. Чем отличается сухой песок от мокрого? Предложить детям пройти по влажному песку. Где остаются более четкие следы? Можно воспользоваться «печатками». Что происходит со следами, если песок сухой?

Игра на песке «Волшебные секреты»


Цель:  учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.
Развивать  тактильные ощущения от соприкосновения с сухим и мокрым песком.
Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуации.
Ход: приготовить разноцветные камешки, искусственные листья, фантики, кусочки оргстекла. Воспитатель начинает подбирать секретики, зарывая их в песок, отыскивать, комментируя свои действия. «Вот какой красивый, блестящий камушек! Нравится? Положу в эту ямку и зарою. Ой! Где же мой секретик? Помоги мне его найти!»


                                                                             
 
                  

 Игра – занятие с песком   «У бабушки в гостях»


Цель:

1. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.

2. Активизировать в речи слова: «сыплется», «сухой», «мокрый», «прилипает».
3.  Развивать зрительное восприятие, мышление, речь детей.
4. Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуации.
 
Пособия:
Песочница с чистым, сухим песком. Игрушечные фигурки: петушок, домик, бумажные – солнышко и тучка, лейка с водой, цветные камешки, рули, влажные салфетки для рук.


Ход занятия:


Мотивация: бабушка Матрена встречает детей и показывает двор – песочницу, где живут её животные, бабушка обращает внимание детей на то, что во дворе у неё песок.
Воспитатель приглашает детей поехать на машине в гости к бабушке Матрёне в деревню. Дети берут рули и со словами «едут в деревню»:


                         
«Машина, машина, куда идёшь?
                          Машина, машина, кого везёшь?
                          Машина, машина, быстрей поезжай.
                          Машина, машина, ты нас покатай».


Вот и приехали! (в это время воспитатель быстро надевает косынку и фартук, она берет на себя роль бабушки Матрены). Бабушка встречает детей, здоровается с ними, показывает свой двор ( песочницу), и обращает внимание детей на то, что во дворе у нее песок. Детям предлагается потрогать песок и сказать, сухой или мокрый песок, сыплется он или прилипает к рукам.

Бабушка предлагает отгадать загадку:


             
«Утром рано встаёт, ку-ка-реку поёт!»          (петушок)


Появляется петушок, он важно ходит по двору. Воспитатель предлагает детям показать пальчиками как петушок ходит по двору:


              
«Петя, Петя, Петушок! Петя, красный гребешок.
                На заборе сидит, ку-ка-реку говорит».


Внимание детей обращается на то, что на сухом песке не остаётся следов. Петушок ходит по двору, ищет зёрнышки, но никак не может найти. Детей просят помочь Петушку найти в песке зернышки ( дети закапывают руки в песок, ищут мелкие камушки – зернышки, и складывают в миску). Когда все зёрнышки собрали, воспитатель предлагает детям покормить Петушка, насыпать зернышек ( дети имитируют движения, зовут цып, цып). Хорошо у бабушки в деревне, тепло – солнышко пригревает! Вдруг подул ветер, налетела туча и закрыла солнышко, стало темно и закапал дождик «Кап-кап» ( воспитатель поливает из лейки песок). Испугался Петушок и убежал.


Физминутка


Капля первая упала – кап!                    Сверху пальцем показать   траекторию
И вторая побежала – кап!                          её  движения и проследить взглядом
Мы на небо посмотрели,                      смотрят вверх       
Капельки кап – кап запели,     
 
Намочили лица, мы их вытирали.        Вытирают лицо руками              
 
Туфли посмотрите – мокрыми стали.    Смотря вниз
Плечами дружно поведём                     движения плечами
И все капельки стряхнём.
От дождя убежим,                                приседают, руки над головой
Под кусточком посидим.


Дождик покапал и прошел. Снова выглянуло солнышко. Воспитатель обращает внимание детей на песок во дворе: был сухим, стал мокрым. Предлагает потрогать песок руками: песок не сыплется, а прилипает к рукам, потому что он мокрый. Вышла бабушка во двор, посмотрела, где Петушок? А во дворе сыро. Как же бабушке пройти к домику, где сидит Петушок? Детям предлагается выложить из камешков дорожку к домику ( дети выкладывают дорожку).
Воспитатель предлагает протереть руки влажными салфетками.
Дети прощаются с бабушкой и петушком. Затем подводит итог, говорит что ребята молодцы, хорошо играли, спрашивает  как играли, что делали ( искали зернышки для Петушка, строили дорожку к домику). Дети берут рули и с теми же словами едут в детский сад.

                                                                                                         
                                                                                   


        
 Дидактические игры – упражнения
                      
Упражнение «Узоры на песке»


Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.


Ход:


Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые/ сложные узоры ( прямые и волнистые дорожки, заборчики и лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке.
Те же узоры на песке изготавливаются путём выкладывания в заданной последовательности предметов (камешков, желудей, пуговиц и т.д.).
«Принцесса песочного мира»: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я… Придумай свой узор, рисунок.


Игра – упражнение
               
«Мы волшебники – мы создаем мир»


 
Цель: развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Ход:
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ – это город, деревня, лес, озеро, остров и т.д., а затем в игровой форме побуждает ребёнка  строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Принцесса песочного мира»: «Сегодня ты превращаешься  в волшебника, но даже волшебство не совершается просто так.  Сейчас «Принцесса» наколдует лес, она произнесет волшебные слова «Ёлки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немножко, только без разрешения глаза не открывай ( в это время воспитатель засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри, как красиво, интересно у неё получилось! У «Принцессы» есть замечательные помощники – пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь произнеси те же слова, что и «Принцесса», и наколдуй другой лес».
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» воспитатель может вводить для запоминания ребенку ещё несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название деревьев, цветка, гриба (новых слов – не более 3-4).   


                     
 Консультация для родителей
                        
Безопасные игры в песочнице


Несмотря на то, что мир современных игрушек просто поражает, игры в песочнице не устарели. Песочница также как и раньше – излюбленное  место малышей.  Трогая ручками песчинки, кроха развивает мелкую моторику, а выясняя путем, какое количество песка требуется положить в формочки, развивает глазомер. Развиваются творческие способности ребенка, его воображение. Когда малыш строит песочные замки , он развивает воображение, выдумывает, фантазирует, создает свой собственный мир.
Игры в песочнице должны быть безопасными.
В городе найти песочницу с чистым песком проблематично. Самой безопасной песочницей можно назвать ту, которая находится у вас на даче, за состоянием которой вы можете проследить. Чтобы песок не попадал в глаза и не пылил, чтобы не рассыпался при строительстве  замков и выпечке пирожков, смачивайте его. Если ночью по вашей песочнице могут пройти животные – накрывайте песочницу целлофаном .
 
Игры в песочнице немыслимы без специальных наборов,  так же ребенку можно предложить различные миниатюрные игрушки (машинки, куколки, животных, бросовый материал).
В возрасте от одного до трех лет малыш обожает трогать песок совком, лопаткой и, конечно же, руками. Ему доставляет удовольствие вставлять песок палочки, листики, камушки, веточки. Ребенок  любит топтать песок и разбрасывать. Вы – мама и  папа, бабушки и дедушки, будете показывать пример, а малыш будет смотреть, как вы это делаете, и вскоре захочет повторить. А пока самое интересное занятие для крохи – ломать сделанные кем-то куличи. Не стоит на него  сердиться из-за этого! Подумайте, для малыша это действительно интересно – сначала ничего не было, затем появилось, а потом вдруг опять исчезло… расскажите и покажите малышу, какой мокрый песок, а какой сухой. Объясните, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого – нет, он рассыплется. Когда ребенок станет постарше, нужно показать ему, как лепить заборчики по кругу. Можно показать , как из палочек и дощечек можно строить мосты. На песке можно рисовать палочкой или пальчиком.
 
Дети обожают играть с песком и водой одновременно. Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интересней, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки.
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. И мы взрослые, можем помочь им в этом – используя игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...

Брошюра "Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей дошкольного возраста"

Брошюра содержит практический и теоретический материал, для воспитателей, логопедов, родителей. В материале освещенны аспекты применения песочной тарепии в работе с детьми дошкольного возраста, для ра...

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»...

«Использование двигательной активности и элементов сказкотерапии для снятия тревожности у детей раннего возраста в период адаптации в ДОУ»

laquo;Использование  двигательной  активности и элементов сказкотерапии для снятия тревожности у детей раннего возраста в период  адаптации в ДОУ»Воспитатель: МБДОУ д/с №3 Афанас...

Инновационный проект «Песочная терапия, как средство адаптации и развития детей младшего возраста»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход...

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста» План проекта.1. Актуальность темы. 2. Выявление проблемы....

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Ребёнок раннего возрас...