"Знакомство с картиной"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Артюшина Лидия Вячеславовна

Совместная деятельность педагога и дошкольников по теме: «Знакомство с картиной».

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Использование фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артюшина Лидия Вячеславовна,

Воспитатель ГБДОУ Детский сад №79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Совместная деятельность педагога и дошкольников по теме:

«Знакомство с картиной»

Адресат: воспитанники логопедической группы ДОУ.

Форма проведения: совместная деятельность педагога и детей, связанная с исследованием произведений изобразительного искусства (картин), основанная на фасилитированном обсуждении* результатов наблюдений.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: развитие визуальной и коммуникативной культуры дошкольника.

Задачи:

  • познакомить дошкольников с понятием «картина»;
  • продолжить развитие коммуникативных умений (умение участвовать в обсуждении, формулировать и аргументировать свою точку зрения, слушать других участников дискуссии).

Материалы и оборудование:  электронная презентация с изображением произведений изобразительного искусства; ПК, мультимедийный проектор, большой экран; музыкальное сопровождение - Бетховен Соната №9 (Крейцерова соната); листы А4 (для рисования картин «за рамкой»), восковые мелки, картины в уменьшенном размере, скотч и ножницы.

Ход совместной деятельности:

1. Первое занятие:

Педагог приглашает детей познакомиться с картиной (Кустодиев Борис Михайлович. Купчиха за чаем. 1918.)/

Педагог использует фасилитированное обсуждение* произведений изобразительного искусства, руководствуясь следующими рекомендациями:

  • не дает предварительной информации о произведении;
  • выдерживает паузу, чтобы все зрители смогли вглядеться в произведение до начала обсуждения;
  • задает вопросы открытого типа;
  • предоставляет каждому участнику обсуждения возможность быть услышанным;
  • не высказывает своё собственное мнение и не оценивает ответов детей.
  • перефразирует все ответы. Показывает указкой те детали, о которых говорит ребенок;
  • направляет обсуждение, увязывая сходные суждения и сопоставляя различные точки зрения;
  • подводит итог совместной работы.

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

Педагог предлагает закрыть детям глаза (сюрпризный момент).

Дети закрывают глаза.

Педагог выводит на экран изображение изобразительного искусства (Кустодиев Борис Михайлович. Купчиха за чаем. 1918.) и предлагает детям открыть глаза и исследовать изображение (примерно 30 секунд).

Дети открывают глаза.

Знакомятся, что изображено на картине.

Педагог задает вопросы:

«Что Вы видите на картине?»

Показывает указкой на то, что называют.

«Что ещё вы видите?»

Во время обсуждения педагог уточняет: «Скамейка – покажи, где ты её увидел? и т.д.

«Почему ты так решил?»

«Как бы Вы назвали эту картину?»

Дети отвечают на вопрос, перечисляя, что изображено на картине (кошка; Джин; самовар; арбуз - спелый; здание; фрукты; забор; деревья; яблоко; сундучок; церковь; помидор – яблоко – нет это всё таки красное яблоко; хлеб, сыр, лист дуба).

«Вечер, так как там темнеет».

Дети отвечали на вопрос ( «Джин с котом», «Джин за чаем» и  «Джин в джунглях и т .д.)

Педагог подводит итог, что увидели, как назвали картину.

Ставит точку и благодарит за занятие.

Дети слушают и помогают вспомнить, как назвали картину.

2. Второе занятие.

Педагог приглашает детей продолжить знакомство с картинами (вспоминаем какую картину смотрели ранее: Кустодиев Борис Михайлович. Купчиха за чаем. 1918.; новая картина Кустодиев Борис Михайлович. Купчиха, пьющая чай. 1923).

Педагог также использует фасилитированное обсуждение* произведений изобразительного искусства, после обсуждения предлагает детям нарисовать свою картину, представить себя художником, с использованием тех картин, которые исследовали на выбор («за кадром»).

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

Педагог предлагает закрыть детям глаза (сюрпризный момент).

Дети закрывают глаза.

Педагог выводит на экран изображение изобразительного искусства (Кустодиев Борис Михайлович. Купчиха за чаем. 1918.) и предлагает детям открыть глаза и исследовать изображение (примерно 30 секунд).

Дети открывают глаза.

Знакомятся, что изображено на картине.

Вспоминают, что уже смотрели эту картину.

Педагог задает вопросы:

«Что Вы видите на картине?»

Показывает указкой на то, что называют.

«Что ещё вы видите?»

Во время обсуждения педагог уточняет: «Забор– покажи, где ты его увидел?», «Какое именно дерево?» и т.д.

 «Как бы Вы назвали эту картину?»

Дети отвечают на вопрос, перечисляя, что изображено на картине (Джин, женщина; кошка; самовар; чайник; арбуз; церковь; забор; дерево; яблоко; арбуз; хлеб; дерево; губы; сундучок; простынь – скатерть; бантик, сахарница и т.д.).

«Вечер, так как там темнеет».

Дети отвечали на вопрос («Женщина с котом», «Кот и Джин» и т .д.)

Педагог подводит итог, что увидели, как назвали картину.

Дети слушают и помогают вспомнить, как назвали картину.

Педагог просит ещё раз закрыть глаза.

Дети закрывают глаза.

Педагог выводит на экран изображение изобразительного искусства (Кустодиев Борис Михайлович. Купчиха, пьющая чай. 1923)

Дети открывают глаза и исследуют изображение.

Педагог задает вопросы:

«Что Вы видите на картине?»

Показывает указкой на то, что называют.

«Что ещё вы видите?»

Во время обсуждения педагог уточняет: «Цветы – покажи, какие именно?», «Чашка - какая?» и т.д.

 «Как бы Вы назвали эту картину?»

Дети отвечают на вопрос (женщина; самовар; чайник; арбуз; косточки; бант; ногти; бублик; чашка – блюдце; колечко; скатерть; цветы – на скатерти; щеки; серьги; колечко – носик чайника; цветы - позади женщины и т.д.).

Дети отвечали на вопрос: «Ночь», «Санкт-Петербург», «Австралия», «Финляндия», «Германия» и т.д.

Педагог подводит итог, что увидели, как назвали картину.

Дети слушают и помогают вспомнить, как назвали картину.

Педагог предлагает детям  отдохнуть.

Дети отдыхают.

После того как дети отдохнули, каждому ребенку педагог выдает по листу А4 и предлагает выбор из двух картин которые смотрели ранее (в уменьшенном размере).

Во время того как дети рисуют играет музыка: Бетховен Соната №9 (Крейцерова соната).

Дети выбирают картину, кладут в любую часть листа и рисуют вокруг картины («за рамкой»).

Педагог благодарит детей за занятие.

* Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного  искусства. Рекомендации педагогу

  • Не давайте предварительной информации о произведении.
  • Выдержите паузу, чтобы все зрители смогли вглядеться в произведение до начала обсуждения.
  • Задавайте вопросы открытого типа.
  • Предоставьте каждому участнику обсуждения возможность быть услышанным.
  • Не высказывайте собственного мнения и не оценивайте ответов детей.
  • Перефразируйте все ответы. Показывайте указкой те детали, о которых говорит ребенок.
  • Направляйте обсуждение, увязывая сходные суждения и сопоставляя различные точки зрения.
  • Подведите итог совместной работы.

Алгоритм рассматривания картины в ДОУ

Что вы видите на картине?

Что еще вы видите?

Кто видит что-то такое, о чем еще никто не говорил?

Можешь ли ты больше (подробнее) сказать об этом?

Что происходит на этой картине?

Что ты здесь видишь такого, что  позволяет тебе так говорить?

Как бы вы назвали эту картину?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знакомство с картиной» Выполнила Артюшина Лидия Вячеславовна, Воспитатель ГБДОУ Детский сад №79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Адресат: воспитанники логопедической группы ДОУ. Форма проведения : совместная деятельность педагога и детей, связанная с исследованием произведений изобразительного искусства (картин), основанная на фасилитированном обсуждении результатов наблюдений. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Слайд 3

Цель: развитие визуальной и коммуникативной культуры дошкольника. Задачи: познакомить дошкольников с понятием «картина»; продолжить развитие коммуникативных умений (умение участвовать в обсуждении, формулировать и аргументировать свою точку зрения, слушать других участников дискуссии). Материалы и оборудование: электронная презентация с изображением произведений изобразительного искусства; ПК, мультимедийный проектор, большой экран; музыкальное сопровождение - Бетховен Соната №9 (Крейцерова соната); листы А4 (для рисования картин «за рамкой»), восковые мелки, картины в уменьшенном размере, скотч и ножницы.

Слайд 4

1. Первое занятие Знакомство с картиной (Кустодиев Борис Михайлович. Купчиха за чаем. 1918.) Использование фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства.

Слайд 5

2. Второе занятие Педагог приглашает детей продолжить знакомство с картинами (вспоминаем какую картину смотрели ранее: Кустодиев Борис Михайлович. Купчиха за чаем. 1918.; новая картина Кустодиев Борис Михайлович. Купчиха, пьющая чай. 1923).

Слайд 7

Педагог также использует фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства, после обсуждения предлагает детям нарисовать свою картину, представить себя художником, с использованием тех картин, которые исследовали на выбор.

Слайд 8

Работы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе....

конспект - знакомство с картиной М.А.Кудрявцева "Мальчик с гармошкой"

Знакомство детей с творчеством художника М.А.Кудрявцева, расширять представления детей о многообразии картинной живописи....

Эмоциональное, эстетическое и духовное воспитание дошкольников посредством знакомства с картинной галереей

Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в детской душе и сердце. Мы учим раскрывать свою душу для красоты, учим смотреть на мир и видеть в нём неповторимое, удивительное и одним...

Конспект ООД в подготвительной группе "Знакомство с картиной И. И. Шишкиина "Зима". Образовательная область "Познавательное развитие"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, при ознакомлении детей с произведениями искусства. Конспект сосотавлен в соответствии с требованиями ФГОС.Прилагаются фото картины и автора....

Конспект НОД "Знакомство с картиной Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по художественно-эстетическому развитию в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологии....

Знакомство с картиной И.И. Шишкина "Зима"

Великий русский пейзажист Иван Шишкин  написал  картину-пейзаж. И называется картина "Зима". Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один ...

Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и  эмоционального отклика на содержани...