Семинар-практикум с педагогами. Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Разумова Юлия Николаевна

Раскрыты возможности занятий  песочной терапией для  детей с ОВЗ. Практическое упражнение на песке позволяет педагогам самим окунуться в мир детства, развивает фантазию,речь,поднимает настроение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ».

Подготовила и выступила

Педагог-психолог

Разумова Ю.Н

Вы наверно, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка. И это не случайно.

Вспомните, как приятно ходить босиком  по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней.

Песок-природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества-глиной, пластилином, красками-он имеет ряд преимуществ:

1.Создание песочных композиций, в отличие, от рисунка, не требует особых умений. Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

2. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. Песок завораживает человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким, ускользающим или влажным, плотным или эластичным.А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

  1. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
    Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".

  1. Каково главное достоинство этих занятий? Главное достоинство игры с песком в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве.

Какие дети особенно нуждаются в этой игре?

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи, дети с эмоциональными расстройствами,  с речевыми нарушениями.

Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Кроме того песок - прекрасный тренажер для подготовки руки к письму.

Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка

Игры с песком разнообразны:

1 Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения;

2.Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; Песочная терапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с особыми потребностями в развитии. Первые контакты между детьми происходят в песочнице, там малыш получает первые практические навыки и умения. Воспитатели в  своей работе  используют песок как основное оборудование для исследовательской деятельности. Вместе с детьми изучают свойства песка, ребята учатся делать первые выводы, умозаключения. Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер.

3.Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику.

Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции.

Практическая часть работы с педагогами: инсценировка сказки «теремок».

Сказка "Теремок"

 Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи

Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке, веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, бросовый материал.

Педагог-психолог для роли Феи использует куклу-марионетку.

Фея песочной страны: Здравствуйте! Я Фея песочной страны, я рада вас приветствовать вас у меня в гостях. Здесь вы можете делать все: играть, строить, колдовать, смешить. Но мою страну-такую прекрасную и хрупкую надо беречь и охранять. И песок и воду и жителей надо беречь. Вы знаете, как это надо сделать? (правила поведения). Добро пожаловать в мою страну! Я приглашаю вас познакомиться с жителями моей страны, внимательно их рассмотрите и выберите того жителя, кто вам больше всего понравился (педагоги рассматривают фигурки и выбирают себе). Я очень люблю сказки, а вы? Давайте покажем сказку «теремок». Педагоги инсценируют сказку, придумывают заключение.

В театрализованную постановку можно играть всей семьёй. И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но и семейному единению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Семинар-практикум для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»

Материал содержит виды технологий и показ дыхательной гимнастики....

Семинар-практикум «Современные образовательные технологии и подходы в работе с детьми с ОВЗ. Проектная деятельность».

Семинар-практикум «Современные образовательные технологии и подходы в работе с детьми с ОВЗ. Проектная деятельность»....

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Презентация семинара-практикума для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"...