"Ориентировка в пространстве дошкольников с нарушением зрения"
статья по коррекционной педагогике на тему

Леонтьева Наталия Евгеньевна

В статье описываются проблемы ориентировки в пространстве дошкольников со зрительной патологией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Е. Леонтьева

учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад № 82

 компенсирующего вида

Невского района

Ориентировка в пространстве дошкольников  с нарушением зрения

   Дошкольники с нарушением зрения – особый контингент, а, значит, ориентировка в пространстве протекает у них иначе, чем у их нормально видящих сверстников. Для них это сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, наблюдения, узнавания предметов и явлений, воспроизведения прежних представлений, мышления и др.
  В отличие от нормально видящих детей, непосредственному восприятию детей с нарушениями зрения доступны немногие предметы, способные служить им надежными ориентирами. Но некоторые из них оказываются не только ориентиром, но и признаком, по которому ребенок со зрительной патологией  судит о наличии предмета, в данный момент недоступного его непосредственному восприятию. Этот предмет в качестве нового ориентира или мешающего препятствия может существенно повлиять на его поведение. Вследствие этого незрячий должен постоянно держать в поле своего внимания все, даже самые слабые, приходящие извне раздражения, сигнализирующие любое изменение среды. К этим сигнализирующим ощущениям и восприятиям относятся световые, слуховые, обонятельные и прочие раздражения.
  Так, например, ребенок со зрительной патологией  идет по хорошо знакомому ему маршруту. Вдруг он слышит в нескольких шагах впереди себя слабый звук, напоминающий дребезжание катящейся по асфальту детской игрушки. В свою очередь, он заключает, что перед ним на тротуаре ребенок, замедляет шаги и принимает меры предосторожности.
   В другой раз его внимание  привлекает характерный запах известкового раствора. Это является предостережением к тому, что впереди возможно начинаются ремонтные работы и, следовательно, необходимо быть осторожным.
  В практике очень часто встречается необходимость наблюдать и сопоставлять совокупность разнообразных звуков, запахов, характера грунта под ногами и т.д., чтобы разобраться в незнакомой обстановке. Только в результате такой психологической работы в его сознании возникает представление об окружающем пространстве, позволяющее ему осуществлять деятельность, соответствующую его намерениям и обстановке. Однако для этого он должен правильно истолковывать происхождение и значение приходящих извне сигналов, иначе они могут только дезориентировать его. Все необходимые для этого сведения должен сообщать дошкольникам, имеющим нарушения зрения, каждый педагог, работающий с ними. А это обязывает его хорошо знать психологические особенности этой категории детей.
  Особенности восприятий у детей с нарушением зрения отчетливо проявляются в процессе пространственной ориентировки. Пространство, в котором им приходится ориентироваться, разнообразно по размерам и характеру.
  Это открытое пространство: природа, дороги и улицы населенного пункта; замкнутое пространство жилых, производственных и общественных зданий; пространство рабочей зоны и рабочего места и, наконец, пространство предмета как доступного непосредственному восприятию, так и выходящего за его пределы (предметно-познавательная ориентировка).
  Дети недостаточно владеют умением выражать в речи самые простые пространственные отношений и затрудняются в понимании высказываний, в которых формулируются пространственные отношения. Например,  дети путают правую и левую руки (стороны), допускают много ошибок в выполнении инструкций, содержащих слова «под-над», «между», «за», «рядом», «друг за другом» и т. п.
  Для детей с нарушением зрения  понимание слов и словосочетаний, выражающих пространственные отношения, и свободное оперирование ими еще более необходимо и важно, чем для их нормально видящих сверстников. Такой ребенок не может, как зрячий, выполнять практические действия, подражая действиям педагога. Для успешного обучения детей в условиях группы педагогу часто приходится опираться на указания и инструкции, которыми он характеризует порядок размещения дидактического материала и его обследования, излагать приемы выполнения того или иного практического действия и т.п. - все это требует формирования у дошкольников с нарушениями зрения навыков ориентировки в пространстве. Последние имеют большое значение для каждого ребенка в плане его социально-бытовой адаптации, что связано с перемещением в пространстве по описанию и по личному опыту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям....

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.

Только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может...

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...

Статья "Восприятие пространства дошкольников с нарушением зрения"

Описание особенностей восприятия пространства дошкольников с нарушением зрения....

Игра-квест как средство развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями зрения.

Такая форма образовательной деятельности, как квест, активизирует познавательный интерес детей, побуждает их применять на практике свои знания, умения и навыки....

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал по ориентировке для детей с ОВЗ...