Картотека упражнений для коррекции просодической стороны речи
картотека по коррекционной педагогике на тему

Чередниченко Евгения Валерьевна

Практическая значимость коррекционной работы : Заключается в специально подобранных играх и упражнениях в системе коррекционно-развивающих занятий по формированию просодики у детей-дизартриков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazh.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений для коррекции просодической стороны речи

Упражнения на развитие силы голоса

«Вьюга»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

«Гудок»

Цель: та же, что и в предыдущей игре.

Описание игры: дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Упражнения на развитие восприятия тембра голоса

«Угадай-ка»

Цель: закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание: педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

«Назови ласково»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.

Описание: детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

Упражнения на развитие восприятия речевого темпа

«Осенние листочки»

Цель: формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).

Материал: красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.

Описание: детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько

«Барабанщик»

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал: «барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Упражнения на развитие восприятия мелодико-интонационной стороны речи

«Дирижеры»

Цель: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал: «дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание: педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

«Просьба»

Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

Описание: по образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д..

Игровые упражнения на развитие интонационной окраски речи

«Мимический веер»

Цель: упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз. Описание: дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выбранной на веере или заданной педагогом интонацией.

 «Подслушанный разговор»

Описание: на картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Список используемой литературы

  1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.
  2. Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, стр.158.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Методическая разработка по теме: «Коррекция просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»

Картотека игр и упражнений направлена на коррекцию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе данных  материалов позволит учителю-логопеду организовать...

Картотека игр по развитию просодической стороны речи

Просодика - важная составляющая правильной и красивой речи. Её сформированность делает речь выразительной.К просодической стороне речи относятся сила голоса, высота, темп, внятность, интонационная выр...