Картотека упражнений для коррекции просодической стороны речи
картотека по коррекционной педагогике на тему
Практическая значимость коррекционной работы : Заключается в специально подобранных играх и упражнениях в системе коррекционно-развивающих занятий по формированию просодики у детей-дизартриков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazh.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений для коррекции просодической стороны речи
Упражнения на развитие силы голоса
«Вьюга»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».
Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.
«Гудок»
Цель: та же, что и в предыдущей игре.
Описание игры: дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.
Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.
Упражнения на развитие восприятия тембра голоса
«Угадай-ка»
Цель: закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Описание: педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
«Назови ласково»
Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.
Описание: детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».
Упражнения на развитие восприятия речевого темпа
«Осенние листочки»
Цель: формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).
Материал: красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.
Описание: детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
Игра повторяется несколько
«Барабанщик»
Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал: «барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Упражнения на развитие восприятия мелодико-интонационной стороны речи
«Дирижеры»
Цель: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Материал: «дирижерские» палочки (по количеству детей).
Описание: педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.
«Просьба»
Цель: закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.
Описание: по образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д..
Игровые упражнения на развитие интонационной окраски речи
«Мимический веер»
Цель: упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз. Описание: дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выбранной на веере или заданной педагогом интонацией.
«Подслушанный разговор»
Описание: на картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.
Список используемой литературы
- Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.
- Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, стр.158.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьерегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковУчебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбере
Статья, раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбе...
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...
Упражнение на развитие просодической стороны речи
В помощь педагогам и родителям...
ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...
Методическая разработка по теме: «Коррекция просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»
Картотека игр и упражнений направлена на коррекцию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе данных материалов позволит учителю-логопеду организовать...
Картотека игр по развитию просодической стороны речи
Просодика - важная составляющая правильной и красивой речи. Её сформированность делает речь выразительной.К просодической стороне речи относятся сила голоса, высота, темп, внятность, интонационная выр...
- Мне нравится (1)