Картотека игр по развитию просодической стороны речи
картотека по логопедии

Анастасия Королева

Просодика - важная составляющая правильной и красивой речи. Её сформированность делает речь выразительной.

К просодической стороне речи относятся сила голоса, высота, темп, внятность, интонационная выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sily_i_vysoty_golosa.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений на развитие просодической стороны речи

Просодика - важная составляющая правильной и красивой речи. Её сформированность делает речь выразительной.

К просодической стороне речи относятся сила голоса, высота, темп, внятность, интонационная выразительность.

Упражнения для развития силы голоса:

«Барабан» Предложить ребёнку произнести, как стучат разные по размеру барабаны. Маленький барабан стучит тихо «бам-бам-бам», средний стучит громче «БАМ-БАМ-БАМ», большой стучит очень громко «БАМ-БАМ-БАМ»

«В лесу» Предложить ребёнку представить, что он заблудился в лесу, и кричать, меняя силу голоса «ауАУАУ»

«Малыш плачет» Изобразить, как плачет малыш, изменяя силуголоса «уаУАУА»

«Ослик кричит» Изобразить, как кричит ослик, меняя силу голоса: «иаИАИА»

«Поезд» Поезд едет далеко  - проговариваем тихо «туту», поезд ближе - проговариваем громче «ТУТУ», поезд совсем близко - громко «ТУТУ»

«Позови маму»  предложить ребёнку позвать маму сначала тихо, затем громче и очень громко: «мамаМАМАМАМА»

«Бабушка» Проговаривать слова и фразы сначала тихо, затем усиливая голос, как будто общаемся с бабушкой, которая плохо слышит: «Баба, дай воды», «Баба,пойдём гулять», «Баба, где мои конфеты»

Упражнения для развития высоты голоса»

«Укачиваем куклу» Предложить ребёнку укачать куклу, напевая «аАаАаА». Поём то высоким голосом, то низким.

«Чудо-лесенка» Предложить ребёнку, шагая пальчиками по ступенькам, произносить гласные звуки, слоги или слова. Когда поднимаемся вверх по лесенке, звуки произносим выше, когда спускаемся, - ниже

«Этажи» На каждом этаже дома живут лягушки. На нижнем этаже они поют низко «ква-ква», на втором выше, на третьем- высоко.

«Колокола» Большой колокол поёт низко «Бум!Бом!», средний колокол поёт выше «Бим-бом! Бим-бом!», маленький - высоко «Динь-дон! Динь-дон!» Пропеть подряд: «Бум!Бом» Динь-дон!» «Динь-дон! Бим-бом»

«Капельки» Маленькие капельки падают и звучат высоко «кап-кап», средние - ниже, большие - очень низко.

«Поющий Буратино» Буратино поднимается полесенке, где символами обозначены гласные звуки: А, О, У, Ы, Э. С каждой ступенькой повышаем голос.

«Три медведя» Предложить ребёнку проговорить фразы из сказки «Кто сидел на моём стуле?», «Кто ел из моей тарелки?» и «Кто спал на моей кровати?» разным по высоте голосом - низким, как у Михайло Иваныча, средним, как у Настасьи Петровны, и высоким, как у Мишутки.

Упражнения на развитие темпа речи

«Паровозик» Проговорить звукоподражания в заданном темпе. Паровозик едет и пыхтит: «Чух    чух     чух-чух-чух»

«Летний дождик» Капли дождя падают «Кап       кап      кап-кап-кап»

«Праздничный салют» Мы слышим, как взрывается салют «Бах    бах    бах-бах-бах»

«Улитка и щенок» Улитка проговаривает фразы медленно, а щенок быстро. Взрослый показывает картинку, а ребёнок проговаривает фразу в нужном темпе. («Ты куда идёшь?», «Я иду в гости», «На тебе букет» и т.д.)

Упражнения для развития интонационной стороны речи

«Эмоции» Предложить ребёнку произнести фразы с нужной интонацией.

Сейчас пойдём гулять.

У меня болит нога.

Какая страшная змея!

Мне скучно.

ОГО! Сегодня приезжает бабушка?!

Тебе холодно?

«Выдели слово» Ребёнку предлагается в предложении выделить с помощью интонации слово, к которому задан вопрос.

На столе лежит коробка с карандашами.

Что лежит на столе? (На столе лежит КОРОБКА с карандашами)

Где лежит коробка с карандашами? (НА СТОЛЕ лежит коробка с карандашами) и т.д.

Мы пойдём в кино.

Таня вышла на улицу.

«Измени интонацию» Ребёнку предлагается произнести фразу с разной интонацией (обычным голосом, с удивлением, с грустью, с радостью, со злостью, как робот, по секрету - шёпотом, напевая слова и т.д.).

Мама поставила на стол цветы.

В бочке плавает уточка.

Папа читает новую газету.

Список используемых источников:

  1. Т.А. Ткаченко. Логопед у вас дома. - М.: Эксмодетство, 2021. - 288 с.
  2. Т.А. Ткаченко. Логопедические упражнения. - М.: Эксмодетство, 2021. - 88с.
  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1989 - 223 с.
  4. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/korrekczionnyie_uprazhneniya,_razvivayushhie_silu_golosa/
  5. https://ontrening-ru.turbopages.org/ontrening.ru/s/blog/rhetoric/razvitie-rechevogo-golosa-uprazhnenija-na-izmenenie-vysoty-zvuchanija/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи дошкольников при подготовке к обучению грамоте.

...о работе по развитию интонационной выразительности у детей......

Развитие просодической стороны речи у детей.

          Развитие  просодической стороны речи у детей....

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

Картотека упражнений для коррекции просодической стороны речи

Практическая значимость коррекционной работы : Заключается в специально подобранных играх и упражнениях в системе коррекционно-развивающих занятий по формированию просодики у детей-дизартриков....

Картотека игр направленных на развитие просодической стороны речи у детей раннего возраста

Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).Под просодией следует понимать голосовые характ...