Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
статья по коррекционной педагогике на тему

Оксана Владимировна Сергеева

1.     Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков:

Правильная артикуляция  звуков «С», «З»:

- зубы в улыбке

- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

- звук «З» произносится с голосом – звонкий

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

«Трубочка» из языка.

2.     Комплекс артикуляционной гимнастики

 Цель: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Как правило, упражнять ребёнка не обходимо лишь в тех движениях , которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука .

Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для

группы свистящих звуков (С, З, Ц).

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

1.      Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

2.      На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.

4.      Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

5.      Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

6.      Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

7.      Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

      МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

3.     Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

Блинчик

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, пошлепывая язык губами, произносить звуки пя-пя-пя... (месим тесто). Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти. (жарим блинчик), Втягиваем распластанный язык за нижние зубы (убираем на тарелочку). Прикусываем язык (кушаем блинчик)

Указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Вкусное варенье

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое оп принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указания.  1.  Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).                                                                           

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала произво¬дить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить го¬лос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Указания.                                                                                                                    

 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.                                                  

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.        

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.                                                          

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—б раз.

Указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Указания.                                                                                                                    

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.          

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык                            

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Грибок 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Указания.                                                                                                                    

 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.                                        

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно ни одна половина не должна опускаться.                                                                                 

 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.  

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.                                                                                         

  1 Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.                          

   2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 5 до 10.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф,  сдуть  ватку  на  противоположный  край   стола.

Методические указания.                                                                                             

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.                                     

 2. Нельзя надувать щеки.                                                                                            

 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Загнать мяч в ворота

Указания                                                                                                                    

 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.                                                                                              

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.  

Парус

Цель. Вырабатывать подъём языка

Указания . поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы , удерживать в таком положении на счет от 1 до 5

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Указания.                                                                                                                           

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.                                            

  2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя.                                                 

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.  

Чашка

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму  ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.      

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу. Поднимать и удерживать передний и боковые края языка вверху на счет от 1 до 5-10

Указания                                                                                                                      

  1. Следить, чтобы губы не помогали удерживать язык                                           

2. Кончик языка должен оставаться широким.

 5.  Артикуляционная гимнастика для постановки горлового Р:

1. Положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу и слегка подуть на него в течении 5 секунд, спрятать язык обратно в глубь рта. Повторить упражнение 3-4 раза.                                                                                             2. Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и слегка покусать его от кончика к корню, при это продвигая язык вперед. Повторить упражнение 4-5 раз.                                                                                                                        3. Открыть рот, высунуть острый, как жало язык вперед и поочередно тянуть язык, то к верхнее губе, то к нижней. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить 4-8 раз в каждую сторону. Следите за тем, чтобы при выполнении упражнения нижняя челюсть оставалась не подвижной.

4. Открыть рот, высунуть язык вперед, поочередно тянуть язык, к левому и правому уголку рта, при выполнении следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Это упражнение так же выполняется в медленном темпе 4-8 раз в каждую сторону.                                                                  5. Выдвигать нижнюю челюсть точно вперед, удержать позу в течении 10 секунд, повторить упражнение 3-4 раза.                                                              

 6. Не открывая рта давить языком поочередно, то в правую, то в левую щеку, упражнение выполнять в очень медленном темпе, повторить 4-8 раз в каждую сторону.                                                                                                              

7. Опустить уголки рта и показать нижние зубы, приподнять уголки рта и показать верхние зубы, упражнение выполнять 4-6 раз в очень медленном темпе.                                                                                                                 8. Насколько возможно максимально широко открыть рот, проводить острым языком от зубов по твердому небу в глубь рта. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась не подвижной, выполняйте упражнения в медленном темпе 6-10 раз.                                                                                                               9. Открыть рот, кончик языка поставить у верхних зуов, полностью присосать язык к твердому небу, удерживать положение в течении 10 секунд.                     

10. Открыть рот, кончик языка поставить у верхних зубов, полностью присосать язык к твердому небу, не отпуская язык от твердого неба медленно открывать и закрывать рот, Следите за тем, чтобы упражнение выполнялось плавно без рывков. Повторить 6-8 раз.

После выполнения комплекса артикуляционной гимнастики нужно переходить к упражнениям для постановки правильного произношения Р и закреплению его в речи.

  7. Артикуляционная гимнастика для звуков  "л-ль"

1." Наказать непослушный язычок"

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. 

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. "Вкусное варенье"

  Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

3. "Пароход гудит"                                                                                       

Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).

Внимание!

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

4." Индюк"                                                                                              

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

5. "Качели"

 Открыть рот, напряженным кончиком языка тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубкам.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. "Лошадка"

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. "Лошадка едет тихо"

Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. "Ветерок"

  Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

   9. Развитие движений органов артикуляционного аппарата. Примеры динамических и статических упражнений.

Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса.

Развитие движений органов артикуляционного аппарата.

Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка; мягкого нёба. Благо­даря хорошей подвижности и дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата мы правильно произносим различные звуки. Как изолированного, так и в речевом потоке. Точность, сила и дифференцированность этих движений не появляется y ребенка сразу. Она вырабатывается постепенно, в процессе речевой деятельности.

Чтобы помочь ребенку выработать эти движения, надо проводить артикуляционную гимнастику', которая помогает скорее сформировать артикуляционную базу, т. e. свойственные говорящим на данном языке положения и систему движений органов речи при произнесении звуков речи. «Звук представляет собой сложный комплекс таких кинем, которые легко разъединяются и слагаются в новые единства, так что из их комбинации может получиться отсутствующий в усваиваемом русском языке звук... Выработка той или иной кинемы открывает возможность к усвоению всех звуков, которые не могли быть произнесены ре­бенком из-за ее отсутствия».

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляцион­ной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным органом, входящим в артикуляционный аппарат, является  язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. B зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, p, ш, ж, ч, щ, c, з, ц), среднеязычные (й), заднеязычные (к, г, х).

Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опу­скаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), может подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), может прижи­маться к альвеолам (как при звуке л), может дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке p). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать c ними щель (как при зву­ках c, з, ц), может подниматься к нёбу вместе c кончиком языка и образовывать щель c твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).

Средняя часть  языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она мо­жет только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мяг­ких согласных).

Задняя часть  языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель c нёбом (как при звуке х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (как при звуках c, з, ц, ш, ж, г, щ, p), могут опускаться и пропускать струю воздуха в бок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (как при звуке у) , могут округляться (как при звуке о), могут обнажать передние верх­ние и нижние зубы (как при звуках c, з, ц, л и др.), могут слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), может образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при зву­ках ф, в) .

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, ме­няя этими движениями раствор рта, что особенно важно при об­разовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мяг­кое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и образует носовые звуки м, м', н, н'. Если мягкое нёбо поднято, то маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот, и образуются ротовые звуки (нее, кроме л', м', и, н').

Итак, мы видим, что при произнесении различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, и органы арти­куляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны и работа их координирована.

Подбирая упражнения для развития движений органов арти­куляционного аппарата мы объединяем их в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность:

I комплекс. Упражнения, вырабатывающие основные дви­жения и, положения органов артикуляционного аппарата.

II комплекс. Упражнения, способствующие выработке дви­жений и положений органов артикуляционного аппарата, необ­ходимых для правильного произнесения свистящих звуков.

III комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, не­обходимых для правильного произнесения шипящих звуков.

IV комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуля­ционный аппарат для правильного произнесения звука л.

V комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляци­онный аппарат для правильного произнесения звука p.

     10. Формирование правильного дыхания. Примеры упражнений на развитие правильного выдоха.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Формула правильного дыхания при нормальном состоянии организма выглядит следующим образом: выдох - вдох - выдох - задержка дыхания - вдох.

Освоение правильного дыхания должно начинаться с освоения статических дыхательных упражнений, которые, как правило, выполняются в состоянии покоя: лежа, сидя и стоя. Спецификой статических упражнений является воздействие на избранное звено сложной цепи механизма внешнего дыхания - на дыхательную мускулатуру. Такой тренинг состоит из упражнений по выработке ровного и ритмичного дыхания, замедления экскурсий грудной клетки, по воспитанию рационального типа дыхания, изменению структуры дыхательного цикла, а также понижению уровня дыхания.

После выполнения подготовительного курса статических упражнений можно переходить к динамическим дыхательным упражнениям.

Динамические дыхательные упражнения выполняются с участием основной и вспомогательной мускулатуры опорно-двигательного аппарата. Комплекс включает упражнения, облегчающие выполнение дыхательных движений и увеличивающие вентиляцию отдельных сегментов легких.

При выполнении комплексов упражнений по выработке правильного дыхания для развития вдоха, помимо сокращения наружных и внутренних межреберных мышц, мобилизуются грудино-ключично-сосковые, лестничные, большие и малые грудные, передние зубчатые, ромбовидные и поднимающие лопатки мышцы. Для развития выдоха, который при спокойном дыхании представляет собой снижение грудной клетки за счет эластичной тяги самой грудной клетки, используются внутренние межреберные, квадратные поясничные, задние нижние зубчатые, брюшные (прямые, наружные и внутренние косые, поперечные) мышцы. При выполнении дыхательных упражнений, при которых в действие вовлекаются эти мышцы, вырабатываются полный вдох и выдох.

Дыхательные статические и динамические упражнения обеспечивают приток импульсов из коры головного мозга, что повышает возбудимость дыхательного центра: дыхание углубляется и учащается. Сокращения скелетной мускулатуры представляют собой пусковой механизм дыхания и раздражения, идущих от самого дыхательного аппарата, обеспечивают рефлекторную саморегуляцию дыхания.

Особое значение при выработке правильного дыхания следует уделять носолегочному рефлексу.

Тренировка правильного дыхания должна учитывать необходимость полноценного вдоха и глубокого выдоха. Упражнения с ровным, ритмичным носовым дыханием облегчают работу сердца, усиливают дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы и стимулируют внесердечный механизм кровообращения. Восстанавливается нормальная деятельность нервной системы и внешнего дыхательного аппарата, увеличивается жизненная емкость легких, кровь и ткани активно насыщаются кислородом, что влияет на значительное улучшение общего состояния.

Упражнения по выработке правильного дыхания должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении или в теплое время года на открытом воздухе в удобной, не сдавливающей тело одежде.

В целях самоконтроля на первых этапах освоения желательно проделывать упражнения перед зеркалом.

Примеры дыхательных упражнений для детей с нарушениями речи.

1. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

2. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

3. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

4. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

5. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

6. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

    11. Сигмати́зм— вид косноязычия при котором нарушено произнесение     шипящих и свистящих звуков (шепелявение).

Правильная артикуляция шипящих  звуков (Ш, Ж, Щ, Ч ).                        .

Все шипящие имеют два варианта правильной артикуляции (верхнюю и нижнюю).  Верхняя более распространена и если шипящие  отсутствуют, ставят именно верхнюю артикуляцию этих звуков.

Артикуляция звука Ш

Верхняя артикуляция

Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена , задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято (Ш — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ш – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик и передняя часть спинки языка опущены, кончик языка оттянут от нижних резцов назад, щель с нёбом образует средняя часть спинки языка, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Точно такая же, как при произношении звука Ш. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Ж  – звонкий  звук).

Артикуляция звука Щ

Верхняя артикуляция

Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языкаприподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято (Щ — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Щ – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов, максимально поднята средняя часть спинки языка. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Нижний Щ отличается от нижнего Ш тем, что язык занимает более переднее положение, а средняя часть спинки языка поднята выше.

Артикуляция звука Ч

Верхняя артикуляция

Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято (Ч — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ч – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки смыкается с передним краем твёрдого нёба, а затем (второй момент артикуляции) отходит от места смычки, образуя щель.

Виды сигматизма шипящих

- щёчное произношение шипящих. Язык не принимает участия в произношении, выдыхаемая струя встречает препятствие в виде сближенных зубов, прижатых к ним уголков рта.  При этом образуется тупой шум;

- заднеязычное произношение шипящих. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом. Получается звук, напоминающий Х или украинский  Г.

Нарушение свистящих звуков.

Коррекционная работа проводится в зависимости от того, какой вид нарушения присутствует у ребенка.

При губно-зубном сигматизме ребенку показывают правильную артикуляцию перед зеркалом и отводят нижнюю губу от зубов.

При межзубном сигматизме ребенка просят произнести слог «са» со сжатыми зубами.

При боковом сигматизме проводится специальная подготовительная работа по активизации мышц языка.

При постановке свистящих звуков используются такие упражнения артикуляционной гимнастики, как «Улыбка», «Почистим нижние зубки», «Желобок» и др. Отрабатывается умение ребенка сильно выдувать воздух через рот и контролировать выдох с помощью ладони» ваты или полоски бумаги. Струя воздуха должна быть холодной и сильной. Можно использовать логопедические зонды или палочки. Нужно попросить ребенка улыбнуться, языком упереться в нижние зубы. Вдоль языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю егочасть. Сомкнуть зубы и с силой подуть. Закреплять произнесение звука [с]можно сначала с палочкой, а затем без нее.

Звук [ц] можно поставить по подражанию при условии хорошего произнесения [т] и [с].При опущенном кончике языка ребенка просят произнести [т]с сильным выдохом. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам. Обычно [ц] ставится в обратной позиции, и закрепление начинается с обратных слогов.

При постановке звонких парных дополнительно включается голос.

 

 

13. Ламбдацизм.

Недостатки произношения звуков л и л' носят название ламбдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене этих звуков какими-либо другими, носят название параламб дацизма.

Артикуляция звука л состоит в следующем. Положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему при наличии боковых проходов с обеих сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Мягкий звук л (л') отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки; смыкается не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко л' вообще произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами .

Нарушение и твердого, и мягкого л встречается очень редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуляции.

Недостатки произношения фонемы л имеют ряд разновидностей. Сюда относится: удлинение смежных гласных («аампа», «паака», «стоо» вместолампа, палка, стол); произнесение л в виде краткого гласного звука типа ы(«ыампа», «паыка», «стоы»); замена л фонемой и (j) («йампа», «пайка», «стой»), фонемой л' («лямпа», «палька», «столь»), фонемой к («нампа», «панка», «стон»); произнесение л в виде заднеязычного носового звука нг(«нгампа», «нгапа» вместо лампа, лапа).

Наиболее распространенным видом ламбдацизма является произнесение в качестве л звука в или краткого у. Язык при этом оттянут в глубь рта, как при гласном у.

Из аномалий анатомического строения речевого аппарата, предрасполагающих к ламбдацизму, следует назвать короткую подъязычную уздечку.

Для исправления ламбдацизма используются следующие приемы.

Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно а или ы. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный л, на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.

Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным а: сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (ала) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее вводятся слоги с гласными ы, о, у (ала, алы, ало, алу, ла, лы, лу и т.д.).

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только л, но и его мягкую пару — л', исправление первого звука служит надежной базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда (ли, ле), a затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих л и л' (ла-ля, ло-лё, лу-лю).

После того как будет достигнута правильная артикуляция звука л

14. Ротацизм

Ротацизм — нарушение произношения звуков (фонем) [р] и [рь]. Нарушение может выражаться в искажении звуков, отсутствии их или замене другими звуками. Замена [р] или [рь] другими звуками также называется параротацизмом (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто, похожее на ротацизм). Ранее ротацизм называли картавостью, в настоящее время термин картавость не употребляется, вместо него часто используют выражение «недостатки, дефекты или нарушение произношения [р]».

Звук [р] является язычно-альвеолярным дрожащим звуком. При его правильной артикуляции губы разомкнуты, их положение зависит от смежных звуков, кончик языка поднят в форме ложечки и вибрирует у основания верхних зубов. При артикуляции мягкого [рь] спинка языка поднимается к твердому нёбу (палатализация) и весь язык смещается немного вперед (кончик языка выбрирует не у альвеол, а у шеек верхних резцов).

Типичные формы ротацизма:

1.      отсутствие звука [р] (корова — коова, рука — ука)

2.      ротацизм велярный (лат. velum — мягкое нёбо) (корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба, проходя через щель между языком и мягким нёбом, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию нёба, вызывая дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], т.н. велярное [р]. Данную форму дефекта, а также увулярный ротацизм ранее часто называли картавостью);

3.      ротацизм увулярный (лат. uvula — язычок) (произношение [р] и [рь] искажается за счет вибрации только маленького язычка, т.н. увулярное [р]. Данная форма дефекта также называется горловым [р]);

4.      ротацизм боковой (искаженное произношение [р] или [рь], (боковое [р]), когда при артикуляции звуков вибрирует не кончик языка, а его боковой край. Боковой ротацизм часто возникает по причинам органического характера, т.е. из-за анатомических особенностей или дефектов артикуляционного аппарата (языка, подъязычной уздечки, нёба, зубов... При боковом ротацизме вместо [р] может произноситься сочетание звуков [р] и [ль] — [рль].);

5.      ротацизм билабиальный (синонимы: лабиальный, губной, двугубный) (искажение [р] и [рь], при котором звук образуется за счет вибрации губ. При билабиальном ротацизме получается звук, похожий на [прр], так называемое кучерское [р]);

6.      ротацизм одноударный (проторный) (дефект, связанный с тем, что при правильном месте образования звуков [р] и [рь] передний край языка только однократно касается альвеол, переодические же его колебания отсутствуют. При одноударном ротацизме звук [р] может быть похож на [д], также не удается произнесение длинного рокочущего [ррррррр]);

7.      ротацизм щёчный (нарушение [р] и [рь] (щёчное [р]), при котором струя выдыхаемого воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая вибрацию одной или обеих щёк);

8.      ротацизм интердентальный (межзубный) (нарушение [р] и [рь], вызванное положением языка между зубами);

9.      ротацизм лабиодентальный (искажение [р] и [рь], вызванное образованием звука между нижней губой и верхними зубами (резцами) или верхней губой и нижними зубами);

10.    ротацизм ларингеальный (гортанный) (проявляется при экстрапирамидных заболеванияих или вызывается расщелиной нёба, звуки [р] и [рь] возникают за счет колебания сжатых ложных складок или сильно сомкнутых голосовых складок);

11.    ротацизм назальный (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено колебаниями между задней плоскостью мягкого нёба и задней стенкой глотки. Назальный ротацизм возникает при неполном нёбно-глоточном затворе (при врожденном укорочении мягкого нёба));

12.    ротацизм фарингеальный (глоточный) (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено образованием похожего на [р] хриплого звука между корнем языка и задней стенкой глотки);

13.    гнусавое произношение [р] (корень языка образует смычку с мягким нёбом и выдох происходит через нос);

14.    замена твердого [р] мягким [рь] (корова — корёва, рука — рюка);

    ИСПРАВЛЕНИЕ  РОТАЦИЗМА                                                                    

В большинстве случаев для получения правильной артикуляции звука Р необходимы  подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на два вида. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемый фрикативный Р, артикулируемый при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации.

     Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка.

Если ребенок правильно произносит верхние Ш и Ж, получить  фрикативныйР  нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему Ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативный Р на материале слогов, слов, а затем и фраз. Не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

     Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука  Д, артикулируемого особым образом – при несколькооткрытом рте  и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже – с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.

     Упражнение может состоять вначале из двух- и трехкратного равномерного повторения звука Д (дд, дд, дд…ддд, ддд, ддд…), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, ддД, ддД…) и далее  из многократного повторения звука Д как равномерного (ддддддд…),так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии

(ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.

     В дальнейшем двух -, трехкратное повторение звука Д завершается произношением гласного А или Ы (дда, дда, дда…дды, дды, дды…ддда,ддда, ддды…ддды…).Другой  прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного Р под язык подкладывают зонд с шариком на конце.

Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно.

     После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем  разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения Р, неизбежного на ранних этапах работы. Если  вначале получится только твердый  Р, то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над  мягким  Р. Если же вначале получится мягкий  Р, то параллельно с его закреплением следует начать работу над твердым Р.

115. Йотацизм и способы  его исправления

Недостаток произношения звука и (j) называется йотацизмом. Нарушения произношения звука Й наблюдаются очень редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука(«олка» «Ама» вместо ёлка и яма), либо в замене его звуком ЛЬ («лелька», «ляма»).

Недостатки произношения йотованных звуков (йа — я, йо — ё, йу — ю, йэ —е) обычно выражаются в замене звука и звуком ль, например: йа — ля (моя—моля), йо — Лё (ёлка — лёлька), йу -лю (гуляю — гулялю),йэ — ле {ехать — лехать), и — ль (майка — малька).

 Й-по наличию преграды –согласный

           По работе небной занавески -сонорный

           По способу образования –щелевой

               По месту образования –средне-язычный

По степени палатализации –мягкий

По степени участия голоса – звонкий

Нома артикуляции

Губы несколько растянуты,

Расстояние между резцами 1—2 мм.

 Кончик языка уперается в нижних резцов. Спинки языка напряжена сильно поднята к твердому нёбу и образует щель со средней частью твер неба

 Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос

Выдыхаемая струя воздуха слабая.

Звук j (йот) нарушается реже, чем описанные выше звуки.

Отсутствие Зв (остается только гласный)

Парайотоцизм й-ль,хь,рь,и

Методика коррекции йотацизма.

При постановке звука й (j) можно применить следующий способ: ребенку предлагают произносить раздельно звуки и и а (и — а, и—а, и—а) сначала медленно, затем ускорить темп; эти звуки сольются: иа, иа, иа.

Затем предлагаем ребенку точно так же присоединять к звуку и гласные о, затем у и е.

В результате этих упражнений у ребенка появляются йотованные гласные.

Давая ребенку слова с йотованными гласными, следует вначале требовать, чтобы он удлинял звук и перед гласным звуком, например: иаблоко— яблоко, иула — юла, моиа — моя. Постепенно у ребенка образуется навык, опираясь на гласную и, произно¬сить йотованные гласные правильно. Добившись правильного произношения ребенком йотованных гласных, воспитатель дает ему упражнения на дифференциацию этих гласных со зву-ком  ль.

па ио иу чэ

аи — аль ом —оль

у и — уль эй — эль

иама    - яма        иаблоко   — яблоко          я — ля

иолка — ёлка      ножик        - ежик               с — ле

иула     - юла •     Иура         - Юра  ю — лю

иэли   — ели        гюиэхали — поехали

 Яша ел яблоко.

Яблоко спелое.

Зоя надевает майку.

Под ёлкой сидит зайка.

мои — моль йод — лед ежи — лежи

В зале стоит большая ёлка.

На ёлке дети поют и играют.

У Юры ружьё.

Мая и Аля гуляют.

Юра умеет стрелять.

У нас есть ужи и ежи.

Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены звука j (й) гласным и. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аи, ои и др., несколько протягивая фонему и. Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа — иаблоко; ио — иожик; аи — играй; ои — стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут. Наконец, следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др.

Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки j (й)от з, аналогично тому, как х ставится от с но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между з'а и ж'а. Затем шпатель продвигают несколько глубже, пока не послышится четкое jо

Подобным же образом из сочетания аз______а получается а jа.

Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе получаются слоги jo(e), jу(ю), jэ(е), аё, аю, ае и т. П

Способы постановки. Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

Другими приемами постановки звука й будут следующие:

а) произнесение звукосочетаний йа-йа... при убыстрении темпа (получается йотированная гласная я, т е йа);

б) использование как промежуточного звука з (нажимая на кончик языка при произношении звука з, получается звук й);

в) озвончение звука х.

16. Дефекты произношения заднеязычных звуков

 Каппацизмы

Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к', г, г', х, х' объединяются общим названием — каппацизмы. (Иногда их подразделяют на три группы: каппацизмы — нарушения звуков к, к', гаммацизмы — нарушения звуков г, г', хитизмы — нарушения звуков х, х'.)

К каппацизмам относятся отсутствие звуков к, к’, г, г', х, х' и их искажения (например, носовой или боковой или др.)

Если фонемы к, к’, г, г', х, х' заменяются другими фонемами, например: к — г (ког — «тот»), г — д (гном — «дном»), х — г (хата — «тата»), такие нарушения называются паракаппацизмами.

Характеристика звуков к, к’ г, г', х, х’ и их артикуляция

В целях установления связи между всеми заднеязычными звуками, определения основного (базового) звука необходимо познакомиться с характеристикой и артикуляцией (см. рис. на заднем форзаце) каждого звука и сравнить их.

Для всех звуков этой группы общим является место образования: они заднеязычные. По способу образования к к’ г г' — взрывные, а х, х' — щелевые. Произношение звуков г, г' отличается от произношения к наличием голоса. Артикуляция звуков к', г’ отличается от артикуляции звука к подъемом средней части спинки языка. Таким образом, в группе заднеязычных звуков основной является артикуляция звука к, и значит, он будет базовым в этой группе.

Правильная артикуляция звука:

губы — раскрыты, занимают нейтральное положение;

зубы — разомкнуты;

язык — кончик языка лежит у нижних зубов и не касается их, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого нёба;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;

воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом.

Мягкий звук к' отличается от парного твердого тем, что:

- губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы,

- кончик языка продвигается ближе к нижним зубам, но обычно не касается их,

- передняя часть спинки языка опущена,

- средняя часть приближается к твердому нёбу и весь язык продвигается вперед, производя смычку с твердым нёбом,

- боковые края языка касаются средне-задней части твердого нёба.

Если звук к произносится правильно, то, добавив голос, можно получить звук г; добавив подъем средней части спинки языка,— получить правильное произношение звуков к', г'; если задняя часть спинки языка не будет полностью смыкаться с нёбом и между ними останется щель, идущая по средней линии языка,— получить звук х.

Исправление звуков к, к', г, г', х, х' при различных видах нарушений

Твердые звуки к, г нарушаются чаще, чем х, так как при артикуляции х не происходит полного смыкания задней части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к', г', х' обычно нарушаются все вместе, поскольку их произношение обусловлено дополнительной артикуляцией — подъемом средней части спинки языка, что и может вызывать затруднения.

Среди предрасполагающих факторов неправильного произношения заднеязычных звуков могут быть такие:

- слишком высокое и узкое твердое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком;

- слабость отдельных групп мышц языка;

- нарушение фонематического слуха.

Отсутствие звуков к, к', г, г', х, х'

Если ребенок не произносит заднеязычные звуки, его речь становится некрасивой, малопонятной, например: «Ена атался на оньа» (Гена катался на коньках). Ребенок понимает, что говорит неправильно, стесняется этого, но самостоятельно исправить свой недостаток не может. Воспитатель легко определит это нарушение, если внимательно прислушается к речи ребенка.

Звук к

Подготовительный этап. Чтобы добиться подъема задней части спинки языка к нёбу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения, ему предлагают ряд упражнений.

«Кто сильнее?»: у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Воспитатель кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец воспитателя, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, воспитатель кладет палец на переднюю часть спинки языка и постепенно все дальше отодвигает по дну рта язык назад (при этом надо стараться не доставлять ребенку неприятных ощущений). Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки языка.

Упражнение «Горка»:

губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого нёба.

Воспитатель, показывая перед зеркалом образец выполнения этого упражнения, говорит ребенку: «Смотри, как высоко поднялся у меня сзади язык, какая крутая горка получилась. Сделай и ты так». Потом он просит ребенка при широко открытом рте

высоко поднять заднюю часть языка, прижать ее к нёбу, подержать так и опустить. Путем неоднократного повторения этих движений у ребенка воспитывают умения чувствовать, как «хвостик» языка — его задняя часть — сильно выгибается вверх глубоко во рту. Далее можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука. Сначала пробуют вызвать звук к по подражанию. Воспитатель показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук к. Многократно повторяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.

Если вызвать звук к по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та...). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та...). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка.

Нельзя стремиться за один раз получить слог ка, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога ка добиваются постепенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить ка, механическая помощь постепенно устраняется. Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех повторений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже самостоятельно.

Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха. Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук к. Подними язык горкой, скажи к; к-к-к». Соотнеся правильно произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу.

Автоматизация звука. Одним детям легче начинать автоматизацию с прямых слогов: ка, кы, ко, ку, другим — с обратных: ак, ык, ок, ук. Для многократного их повторения воспитатель подбирает соответствующие звукоподражания и картинки-образы, например: ко-ко-ко — кудахчет курица: ку-ку, ку-ку — кукует кукушка и т. п.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx13.57 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков"

Предлагаю вашему вниманию небольшой комплекс артикуляционной гимнастики, который я обычно использую при подготовке к постановке свистящих звуков (С, З, Ц)....

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Легкие упражнения для закрепления правильной артикуляции свистящих звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков (С, З, Ц)

В статье имеется описание артикуляционных упражнений для подготовки речевого аппарата к постановке свистящих звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики по мотивам сказки "Колобок" представлен в стихотворной форме, что дает возможность быстрее запомнить упражнения в нужной последовательности и с удовольств...

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков ...

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков...

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи....