Формирование восприятия музыки у дошкольников с общим недоразвитием речи
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Вечканова Инесса Леонидовна

Дети с речевыми нарушениями- сложная и разнородная группа. Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. Представленные приёмы и методы помогут музыкальным руководителям выбрать правильный подход в работе над этим видом музыкальной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Восприятие музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе  всех других видов деятельности, т.е. по сути является ведущим. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он её ни разу не послушал, не понял её содержания, не запомнил её мелодию. В основе разучивания танца или игры также лежит восприятие музыки: именно она определяет характер движения.

 
         У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов.

 Поэтому очень важно формировать и развивать умение чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее. Это не только обогащает эмоциональную сферу и расширяет  кругозор детей, но и   оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач по развитию речи  и формированию личности в целом.

Исходя из этого хочется отметить некоторые моменты, которые я использую в работе с детьми ОНР:

1) Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения сделают восприятие более полным и глубоким.


2) После прослушивания музыкального произведения полезно не только говорить о нём, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению. Это будет способствовать и увеличению интереса к музыкальному произведению. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л.Генералов)

3) Я считаю, что для того, чтобы дети научились вслушиваться  в музыку, необходимо познакомить их в первую очередь с теми музыкальными инструментами, на которых чаще всего исполняется музыка. Обычно знакомство с инструментами происходит через сказку, в которой на помощь героям приходит тот или иной инструмент. Дети знакомятся с группой инструментов (деревянные - духовые, медные - духовые, струнно-смычковые и.т.д.), слушают звучание, отгадывают, играя в «Музыкальное лото»

3) Живой отклик находит у детей предложение нарисовать то, о чём рассказала музыка.

4) У детей ОНР наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации:

- можно объединить ряд музыкальных произведений общим рассказом, например произведения «Клоуны» Д. Кабалевского, «Медведь танцует под дудочку» Ан. Александрова, «Чтобы кувыркаться» И. Сац,   можно включить в тему «Цирк»;

- посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально-дидактической игры «Узнай и назови произведение»;

- сравнение контрастных по содержанию произведений ( «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского) или близких по названию, но разных по характеру (например, «Смелый наездник» и «Всадник» Р.Шумана.

 Обучая прислушиваться к музыкальным композициям, от детей,  на музыкальных занятиях,  добиваюсь способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность.  В этом помогает игра на музыкальных инструментах.

Важной задачей на музыкальных занятиях в компенсирующей группе является развитие у детей с ОНР способности к пению. Как известно, голос у детей с нарушениями речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей с ОНР поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом.  Работу над пением  начинаю с выработки правильной певческой установки. «Прямосидение» или «прямостояние» способствует не только воспитанию правильного дыхания, но и тренировке внимания, развитию волевых черт характера.

Много усилий  в работе с детьми ОНР  требуется на развитие чистоты  интонирования. Ведётся она в двух направлениях. С одной стороны, надо научить детей вслушиваться в мелодию, запоминать её, с другой – правильно воспроизводить её, координируя голос со слухом. Для этого использую такие приёмы:

1) Проигрывание мелодии на фортепиано, духовых инструментах, металлофоне, чтобы дети лучше её запомнили.

2) Пение мелодии а капелла  в медленном темпе.

3) Отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной педагогом.

4) Упражнение в подстраивании голоса к данному звуку: нажать клавишу на фортепиано, пропеть данный звук, подстраивая свой голос к звучанию инструмента;

5) Использование игрового приёма «Машина гудит». Небольшой группе детей предлагаю спать заданный звук. Если они не справляются, поднимается красный флажок – «машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо- «жёлтый», а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать»

6) В работе с «гудошниками» использую приём прикрытие пальчиком слухового канала одного уха. В этом случае ребёнок будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.

  В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, я обратила внимание на эффективность следующих упражнений, распевок:


- пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук;

-  пропевание слогов «ма-мэ-ми-мо-му» на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках;

- пропевание педагом имени ребёнка: Ма-ша (интервал терция) ребёнок отвечает: «Я здесь» ( повторяя тот же интервал)

- пропевание нисходящих мажорный трезвучий на гласные «и-а-у»

В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных навыков у дошкольников с ОНР значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики.

Еще одной важной задачей, имеющей коррекционно-развивающее значение, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с ОНР, что также активно влияет на развитие речевых процессов.

К концу дошкольного периода, в результате совместной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя, дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной речью. У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.  

Таким образом, стоит отметить, что дети с ОНР – сложная и разнородная группа. И музыкальное воспитание для них должно предполагать особое и умелое применение средств музыкально – коррекционной работы. Только учет всех особенностей детей может дать положительный результат в музыкальном и речевом развитии детей. 

Литература:

1)Журнал «Музыкальный руководитель» № 3, 2005г. ,№2, 3,  2006г.

2)
 М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» Скрипторий М., 2010

3) http://rudocs.exdat.com/docs/index-546355.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой  ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....