Консультация для педагогов "Приемы активизации различных видов памяти"
консультация по теме

Поддубнова Алина Петровна

Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения.

Существует большое количество типологий видов памяти. Нужно отметить, что в чистом виде преобладание какого-то одного вида памяти у человека встречается очень редко. В большинстве случаев у людей можно наблюдать смешанные виды: зрительно-слуховой, зрительно- двигательный и т. д. Как правило, наиболее развитым видом памяти у человека является тот, который чаще всего используется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_pamyati.docx308.69 КБ
Файл razvitie_pamyati.pptx276.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Приемы активизации различных видов памяти»

Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения.

Существует большое количество типологий видов памяти. Мы с вами остановимся на типологии по характеру психической активности:

  • Зрительную память – сохранение и воспроизведение зрительных образов. Люди, обладающие хорошей зрительной памятью легко запоминают материал, если могут мысленно себе представить то, что нужно запомнить.
  • Слуховую память – это не только хорошее запоминание различных звуков речи или музыки, но точное их воспроизведение.
  • Двигательную память – участвует в формировании двигательных умений и навыков.
  • Эмоциональную память – принимает участие в работе всех видов памяти. Этот вид памяти является основой для прочности запоминания любого материала. Доказано, что материал, который нравится, интересен и вызывает положительные эмоции, запоминается легко и надолго.

Нужно отметить, что в чистом виде преобладание какого-то одного вида памяти у человека встречается очень редко. В большинстве случаев у людей можно наблюдать смешанные виды: зрительно-слуховой, зрительно- двигательный и т. д. Как правило, наиболее развитым видом памяти у человека является тот, который чаще всего используется.

Обращаю ваше внимание  – память как и все живое , поддается тренировке и развитию!

Причем рекомендуется развивать тот вид памяти, который наименее всего развит.

А теперь более подробно рассмотрим эти виды памяти.

Двигательная (моторная память) дает возможность запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. На ее основе формируются различные практические и трудовые навыки.

Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Эмоциональная память — это память на чувства, на переживания. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции обеспечивают прочность запоминания, поэтому информация, вызывающая эмоциональные переживания, запоминается легче и на долгий период.

Типичные действия, которые мы выполняем машинально, почти не сопровождаются эмоциями. Если потребовалось достать с полки определенную книгу, нам стоит только протянуть руку – и книга у нас. Взяли и забыли. Так, наверное, и было бы, если бы книга была на месте. Но выяснилось, что ее там нет! Начинаются поиски книги. И не потому, что она нужна, а просто потому, что только сейчас была, и уже нет, т. е. дефицит информации привел к возникновению отрицательных эмоций.

Абсолютно незнакомый, трудный материал активизирует только раздражение, которое можно отнести к отрицательным эмоциям. А вот избыток информации, напротив, вызывает исключительно положительные эмоции.

Вот почему обучение должно строиться по принципу: от простого к сложному.

Зрительная память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить образы предметов или явлений. Память на представления,  на звуки, запахи, вкусы. С помощью зрительной памяти воспринятое нами переводится в большой запас образов, которые нам предлагает окружающая действительность.

Слуховая память - Способность качественно и эффективно воспринимать звуковую информацию, удерживать в памяти и воспроизводить по памяти.

Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело».

Упражнение для определения какой вид памяти у вас преобладает: Если вы не знаете, какой вид памяти у вас работает лучше, проведите опыт: – Попробуйте выучить что-то(можно на родном языке)просто молча читая -(зрительная память) – Прочитайте другой кусочек текста вслух и запишите, что запомнили. – (двигательная память) – Прочитайте отрывок текста с эмоциями. Представьте себя каким-нибудь персонажем и прочитайте текст войдя в роль – (эмоциональная память) – Попросите, чтобы вам прочитали или запишите на диктофон (слуховая память) -Проанализируйте, в результате каких действий вам было легче запомнить текст.

Игры  и упражнения для активизации различных видов памяти:

Игры на развитие двигательной памяти

Запоминаем движения

Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры необходимо включать в каждое занятие.

«Повторяй за мной»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

«Запрещенное движение»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь.

Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре.

Воспроизведение направления движений. К стене прикрепляют лист ватмана на расстоянии примерно 50 см от пола. Ученик садится на стул лицом к листу, руки на коленях. Плотно закрыв глаза, он прикасается фломастером наугад к любому месту ватмана (например, к левой верхней части), оставляя на нем точку. Затем быстро опустив руку на колени (т.е. вернувшись в исходное положение), он берет фломастер другого цвета и старается попасть им в ту же самую точку. Интервал между двумя прикасаниями должен составлять не более 3-4 с.

Проделывается еще две-три серии таких прикосновений к различным частям листа. После этого ученик открывает глаза и смотрит на результаты воспроизведения движений. Фиксируются типичные отклонения ошибок (преимущественно вверх или вниз, к краям или к середине) и их величина, измеряемая миллиметровой линейкой. Это исходный уровень его двигательной памяти на направления.

Затем перед ним ставится задача совершать с закрытыми глазами движения к самым разным участкам листа и сразу же после каждого движения стараться точно повторить его, или, что то же самое: ставить точки фломастером одного цвета и сразу же попадать в них фломастером другого цвета. Результаты время от времени контролируются учеником и с помощью преподавателя он определяет характерные для него типичные ошибки, на устранение которых ему рекомендуется обращать особое внимание. Наибольшее время должна занимать тренировка в отношении наиболее трудно запоминаемых направлений движений (те, при которых расстояния между точками максимальны). Точность двигательной памяти на направления считается достигнутой, когда расстояния между парами точек на всех участках листа станут минимальными.

Воспроизведение расстояния движений. Лист ватмана прикрепляют к поверхности большого стола. Ученику, сидящему за столом с закрытыми глазами, предлагают провести слева направо линию произвольной длины (например, 20-30 см). Спустя несколько секунд его просят провести из соседней точки вторую линию точно такой же длины. Пробы повторяются, при этом ученику предлагают, проводя первую линию, варьировать ее длину, направление, а также положение ее начальной точки. При повторных движениях (воспроизведении такой же линии) он сперва выдерживает то же направление, но в дальнейшем его просят совершать воспроизведение из совсем другой точки и в другом направлении, в точности при этом сохраняя длину линии (расстояние движения). Особое внимание при тренировке уделяется тем ситуациям, при которых: ошибки максимальны (например, при смене исходного направления справе налево на новое - снизу вверх).

Игры на развитие зрительной памяти

 «Узнавание фигур» (Т. Е. Рыбаков).

Цель: Определить уровень развития произвольной образной памяти;

Оборудование: Рисунок (А) и рисунок (Б).

Рис.Аhttp://www.moluch.ru/archive/28/3154/images/46ef35ae.png                                                      Рис.Бhttp://www.moluch.ru/archive/28/3154/images/2ef9763e.png

Ход занятия: Наглядный материал представлен на (рис.А). Используется наглядный материал, подготовленный, для данной методики в течение 10 сек. Показываем ребёнку рисунок (А) (девять различных фигур) с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убираем, а ребёнку немедленно предъявляется рисунок (Б), где все виденные схематические фигуры из рисунка (А) разбросаны среди других двадцати пяти фигур. В рисунке (Б) ребёнок должен найти первые девять фигур.

 «Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Нужно  попросить ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

http://ped-kopilka.ru/images/9-5(1).jpg

Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

На последующих занятиях комбинации цветов меняются.

Вариант 2

Потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.

«Инопланетяне-1»

Потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Можно сказать  ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Дается задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

http://ped-kopilka.ru/images/10(146).jpg 

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии можно  составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не использовать при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

«Опиши картинку»

Потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, можно давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета.

«Фигуры»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.

Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Ребенку дается  для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста ребенка, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти.

http://ped-kopilka.ru/images/9-6.jpg

Вариант 2

Для занятия потребуются карточки, на каждой из которых будут изображены 3 комбинации геометрических фигур и знаков, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

Ребенку дают карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.

http://ped-kopilka.ru/images/9-7.jpg

Игры на развитие эмоциональной памяти.

Игра «Эмоциональные загадки»

Ход игры: Участники делятся на две-три команды. Упражнение проходит в три серии. В первой серии каждая команда задумывает какую-нибудь эмоцию из списка, заранее заготовленного ведущим, после чего отправляет своего представителя команде-сопернице. Задача делегата – молча выслушать слово, задуманное соперниками, а затем после двухминутной подготовки невербально изобразить своим соратникам задуманное слово. Во второй серии командам предлагается задумать не только эмоции из ограниченного списка, но и вообще любое переживание (далее аналогично первой серии). В третьей серии команды имеют право задумать вообще любое слово, имеющее отношение к эмоциональной сфере.

Игра «Пиктограммы».

 Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
 На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

 Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Педагог показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

 Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Педагог  молча показывает первому участнику  какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого педагог опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Упражнения на развитие слуховой памяти

 «Эстафета слов»

Вариант 1

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Педагог называет одно слово, ребенок называет то слово, которое сказал  взрослый, и добавляет свое слово. Педагог повторяет свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляет третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Вариант 2

Педагог произносит короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Взрослый  делает то же самое и т. д. Например, учитель говорит: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Взрослый: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Педагог: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

«Что какого цвета?»

потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.

Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий.

Вариант 1

Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.

Как мы наряжали елочку

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

http://ped-kopilka.ru/images/9-8.jpg

Вариант 2

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

http://ped-kopilka.ru/images/9-9.jpg

«Выбор»

Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.

Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых взрослый его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.

Вариант 1

Педагог говорит ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

Воскресное чаепитие

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».

Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Вариант 2

Педагог говорит ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Если ребенок не очень хорошо справляется с заданием, то сократите количество слов для запоминания до трех. Можно еще поменять обычные слова для запоминания на эмоционально окрашенные. Тогда запомнить будет гораздо легче. Попробуйте изменить имена зверей. Тогда текст может быть таким.

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц по прозвищу Длинное Ухо объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе, которую в лесу прозвали Рыжуха, и к колючему ежику Кольке, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя по прозвищу Ворчун, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Не напрасно же лесные жители дали ей имя Умница. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

«Стоп»

Для занятия нужно заранее подготовить тексты. Это могут быть отрывки из детских книжек, но лучше, чтобы текст был незнаком ребенку.

Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого взрослый читает одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспрашивает ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то просит его сконцентрироваться и прочитать еще раз. Затем объясняет, что будет читать текст, в котором есть это предложение. Как только взрослый  прочитает озвученное предложение, ребенок должен прервать командой «Стоп!»

Пример: фрагмент из сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».

Предложение для запоминания: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».

«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение — вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка.

Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».

Читать текст нужно  выразительно, специально не выделять интонацией или паузами нужное предложение. Если ребенок не заметил предложение, увлекся содержанием или забыл задание, дочитать отрывок до конца и обсудить задание. Для того чтобы справиться с заданием, нужна высокая концентрация и устойчивость внимания.

Памятка:

Виды памяти:

1. Двигательная память.  Проявляется еще у младенцев. Они учатся хватать предметы, ползать, ходить, умываться и т.д. Чем старше ребенок, тем работа двигательной памяти усложняется. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предусматривают умение ребенка запоминать и повторять движения в определенном порядке.

Упражнения для развития двигательной памяти: 

  • Пусть взрослый переходит с места на место и меняет при этом движения. Например, у стола мама поднимает руки вверх, а возле дверей — упирает руки в бока и т.д. Предложите ребенку повторять все позы в такой же последовательности. 
  • Попросите ребенка повторять движения ваших рук на столе: кулак, ребро, ладони, кулак, ребро, ладони и т.д.  Главное — не сбиться!

2. Эмоциональная память. Хранит впечатления о взаимоотношениях и контактах с окружающим миром, предупреждает о возможной опасности или побуждает к действиям.  Например, если ребенок обжегся или его поцарапала кошка и т.д. В таких случаях эмоциональная память действует лучше, чем словесный запрет взрослых. Также ребенок может не помнить сюжет мультика, но запомнит, что он был смешной.

Упражнения для развития эмоциональной памяти:

  • Обращайте внимание ребенка на пейзажи, звуки, когда находитесь в новых местах.

3. Образная память.  Это память на то, что воспринимается ребенком при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Каждое чувство нужно развивать по отдельности.

Упражнения для развития слуховой памяти:

  • Взрослый называет несколько цифр в определенном порядке. Например, 3, 2, 4, 1. Пусть ребенок повторит цифры в томже порядке. Чем чтарше ребенок, тем большее количество цифр можно использовать. 
  • Так же можно играть, называя предметы в определенной последовательности.

Подготовила: учитель – дефектолог Поддубнова А.П.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы активизации различных видов памяти Подготовила: у читель – дефектолог Поддубнова А.П.

Слайд 2

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию .

Слайд 3

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности подразделяются такие виды памяти: Двигательная Зрительная Эмоциональная Слуховая

Слайд 4

Двигательная (моторная память) дает возможность запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. На ее основе формируются различные практические и трудовые навыки . Эмоциональная память — это память на чувства, на переживания. Зрительная память - это память на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы Слуховая память – с пособность качественно и эффективно воспринимать звуковую информацию, удерживать в памяти и воспроизводить по памяти .

Слайд 5

Игры и приемы для развития различных видов памяти. Игры на развитие двигательной памяти «Повторяй за мной » «Запрещенное движение » Воспроизведение направления движений

Слайд 6

Игры на развитие зрительной памяти «Узнавание фигур»

Слайд 8

«Разноцветная лесенка»

Слайд 9

«Инопланетяне-1»

Слайд 10

«Опиши картинку» «Фигуры »

Слайд 11

Игры для развития эмоциональной памяти Игра «Эмоциональные загадки» Игра «Пиктограммы » Игра «Лото настроений». Игра «Испорченный телефон »

Слайд 12

Упражнения на развитие слуховой памяти «Эстафета слов» «Что какого цвета ?»

Слайд 13

Алгоритм коррекционной работы по развитию памяти 1.Изучение результатов диагностики (Паспорт здоровья) 2.Подбор материалов для урока/занятия (упражнений, игр, приемов), с учетом ведущего анализатора. 3.Приемы на активизацию анализатора, требующего развития. 4. Распределение учебного материала, воздействующего на различные анализаторы .

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация различных видов игр для дошкольников в летний период "

К лету дети очень устают от организованной воспитательно-образовательной деятельности, активность их внимания резко снижается уже в мае. Поэтому в летние каникулы детей нельзя нагружать непосредственн...

Игры для развития различных видов памяти.

Представлены игры, которые помогут  дошкольникам развить  память....

Консультация «Развитие ребенка в различных видах деятельности через взаимодействие с игрушкой»

Консультация на тему «Развитие ребенка в различных видах деятельности  через взаимодействие с игрушкой»...

Консультация "Ознакомление детей с различными видами и жанрами живописи"

Предназначена для работы с родителями детей среднего возраста...

Консультация "Интеграция экспериментирования в различные виды детской деятельности"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...

Активизация речи детей через различные виды деятельности

Реальную и полноценную помощь ребенку могут оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и п...