«Знакомство с блоками Дьенеша»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

зинченко елена владимировна

Знакомство с блоками Дьнеша

Задачи: Учить классифицировать предметы по заданным свойствам (по форме, цвету, размеру );развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков. Познакомить с карточками – символами и научить «читать» знаки.

Учить соотносить количество предметов с цифрой, отсчитывать предметы в пределах 7. Учить счету предметов на ощупь, развивать внимание, логическое мышление.

Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре, находить решение и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Виды деятельности: игровая, продуктивная.

Формы организации: индивидуальная, групповая, работа парами.

Поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

Оборудование: блоки Дьенеша, конверт, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, три разноцветных обруча, игрушка- солнце, пеналы с геометрическими фигурами, тарелочки, лучи солнышка на магнитах,кирпичик с разноцветными и разного размера цифрами от 1 до 7, камень сделанный своими руками.

 

Демонстрационный материалблоки Дьенеша, конверты, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, , символическое «Дерево», , письмо с геометрическими фигурами.

 

Ход занятия

1.Организационный момент

 У педагога в руках солнце без лучей.

- Здравствуйте, ребята! Мы вас рады видеть, ребята по приветствуем друг друга (протягиваю руки солнцем вперед , дети непроизвольно протягивают руки к солнышку).

- Наши руки превратились в лучики, руки у вас теплые, добрые. Посмотрите, ребята, а у нашего солнышка нет лучиков. Солнышко растерял свои лучики. Солнце  ждет от нас помощи. Поможем солнышку найти лучики.

Основная часть

Звучит музыка «Вьюга».

 - Ребята, что вам напоминает эта музыка? (ответы детей).

- Слышим  звуки метели, вьюги, зимой  много снега,  смотрите какой большой ком снега, может под комом спрятался лучик солнышка, пойдемте  искать лучики.

 

 2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Заглядываем  под ком и находим «Чудесные мешочки», ребята, как вы думаете , если мы выполним задание, может мы найдем лучики солнышка?

Ребята, послушайте: «Достаньте, три круга, два треугольника, три квадрата».

-Какие вы фигуры достали?(ответы полным предложением) 

-Выложите в ряд и посчитайте, сколько всего фигур? (ответы полным предложением)  Всего 7 фигур.

Педагог :« Молодцы! Только лучиков я не вижу. Смотрите, ещё один маленький ком снега, я поищу».

-Смотрите, я нашла луч солнышка. Мы выполнели правильно задание и у нас появился лучик.

 -Катя прикрепи лучик к солнышку.

-Какое число, вы получили при пересчете  фигур…. »  (семь).

-Как вы думаете, может это подсказка как найти следующий лучик?

- Посмотрите, вы видите цифру семь «7»? Садитесь за столы, где видите цифру 7.

3. Дидактическая игра  « Образование числа 7»( у каждого ребенка набор с геометрическими фигурами для счета).

Задание :«Возьми из своих наборов 7 больших треугольников…..

-Найдите цифру 7.

- Разложите треугольники и на две маленькие тарелочки.

- Как вы разложили треугольники?....

-Давайте, обозначим ваши треугольники  цифрами,  что у вас получилось?

( это 2 и 5, это 3 и 4, это 1 и 6 и тд)

-Как вы разложили  число 7?(Ответы детей)

- Молодцы! Задание выполнели правильно. Что будем делать, ребята?

- Посмотрите , ребята на столе есть лучик? дети ищут(под подносом лежит лучик)

- Ваня   прикрепи лучик к солнышку.

Звучит музыка «Шум ручья»

-Ребята, вы слышите? На что  это похоже? Журчание воды, наверно, где то река протекает?

4.Дидактическая игра: «Построй мостик»

-Дети посмотрите по сторонам , разбросаны дощечки с  цифрами .Течет речка ,можем пройти через неё?(нет, ).

- Ребята, как же мы пройдем через речку?(дети предлагают построить мост).(Если  дети не предлагают, сама предлагаю).

-Давайте построим мост, через речку.

- Выложить дощечки с цифрами  по  порядку от 1 до 7.

Строим мост через речку.

- Ребята, как вы думаете, мы выполнили задание правильно ? (Да)

-Тогда  здесь, где то должен быть солнечный лучик .Дети под камнем находят луч.

 -Маша,  прикрепи лучик к солнышку.

Звучит музыка «Шум листвы»

Следующее задание – «Разколдуйте дерево».

5. Знакомство с новым материалом

Три обруча, высыпаны на пол блоки Дьениша.

Знакомлю со знаками-символами.

- Внимательно посмотрите на карточку и прочитайте её ,знак-символ желтый цвет.

- Ребята, посмотрите, в  обруче какого цвета  фигуры будут?(желтые)

-Кладем в первый обруч, знак-символ желтый цвет.

-Ребята, посмотрите, во втором обруче какого цвета  фигуры будут?

-Достаю  знак-символ красный. Все фигуры красные.

-Достаю перечёркнутый символ.

- Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ)

- Подумайте, что он может обозначать? (не красный)

-Таким образом, перечёркнутый символ обозначает отрицание: не красный.

-Значит в третьем обруче, какого цвета будут фигуры, если есть красные, желтые, нет синих. Будут лежать все синие фигуры.

-Разложили, молодцы !

- Ребята, задание мы выполнили правильно, что мы должны найти – конечно, солнечный луч. (Луч под знаками –символами).

- Миша, прикрепи лучик к солнышку.

Дидактическое пособие «Дерево»(блоки Дьениша)

-Посмотрите, на  «Дерево». Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ) обозначает отрицание.

- Круг перечеркнут, значит, какие  здесь будут по форме фигуры, все кроме круглых.  На маленьких веточках тоже есть символы: красный , желтый, перечёркнутый символ- не синий;

-Здесь на ветке символ-квадрат , а на маленьких веточках- символы большие и маленькие фигуры, все фигуры будут квадратные большие или маленькие ; на этой ветке символ –прямоугольник-все фигуры прямоугольной формы.

Разглядываем дерево, проговариваем , что не понятно. Работаем парами, помогаем, проверяем друг друга.

-Молодцы! Справились, понравилось задание?

- Где же спрятался солнечный лучик?

-Никита,  прикрепи лучик к солнышку.

 

 7. Игра «Правда или неправда»( 2 треугольника- синих, 3 треугольника красных, 2 круга- зеленых,2 квадрата- больших, 9 маленьких фигур)

 -Ребята, посмотрите, какое большое письмо, нет ни одой буквы, а только разноцветные  геометрические фигуры.

-Слушайте, правда, что все треугольные  фигуры – красные?( неправда, есть синие треугольники)

- Правда, что все зеленые фигуры имеют четыре стороны?

- Правда, что все, некоторые зеленые фигуры квадратные ?

- Правда, что все синие фигуры, это треугольники?

- Правда, что все фигуры зеленые, красные, синие?

- Правда, что все некоторые треугольники красные?

- Правда, что все фигуры маленькие?

- Молодцы!

- Игра понравилась? Что мы тогда делаем? )Лучик с другой стороны мальберта.

- Виталик прикрепи лучик к солнышку.

 

 

8.  Дидактическая игра «Собери фигуру»

-Ребята, мы так далеко ушли от детского сада, как же нам добраться обратно в детский сад ?

 – На чем можно добраться ?(ответы детей)

- На столе карточки знаки- символы, детям предлагаю взять любую карточку, которая понравилась, собираем фигуру.

- Что у вас получилось ? Собрали фигуру «Машина».

- А где, же лучи? Появляется лучик.

 

image

 

image

 

image

 

*

 

 

 

 

image

 

image

 

image

 

image

 

 

image

image

image

image

 

 

image

image

image

image

 

 

image

image

image

image

 

 

 

9.Итог.

Педагог приглашает детей встать в центре комнаты в круг.

 

Педагог: « Дети , какие вы молодцы, столько заданий выполнили! Нашли Солнечные лучики, солнце дарит вам свое солнышко- раскраску, как напоминание , о нашем путешествии.

Дети: До свидания!

 

-У меня в руках солнышко, передавая его друг другу, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?

- Ребята, а кто был у нас в гостях? Солнце благодарит вас , а я дарю вам раскраски– солнышко.

Дети: До свидания!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bloki_denisha_dlya_pechati.docx71.82 КБ

Предварительный просмотр:

1.Конспект занятия

развитие элементарных  математических процессов ,старшая группа для детей компенсирующей направленности

«Знакомство с блоками Дьенеша»

составил

Учитель-дефектолог Зинченко Е.В

Задачи: Учить классифицировать предметы по заданным свойствам (по форме, цвету, размеру );развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков. Познакомить с карточками – символами и научить «читать» знаки.

Учить соотносить количество предметов с цифрой, отсчитывать предметы в пределах 7. Учить счету предметов на ощупь, развивать внимание, логическое мышление.

Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре, находить решение и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Виды деятельности: игровая, продуктивная.

Формы организации: индивидуальная, групповая, работа парами.

Поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

Оборудование: блоки Дьенеша, конверт, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, три разноцветных обруча, игрушка- солнце, пеналы с геометрическими фигурами, тарелочки, лучи солнышка на магнитах,кирпичик с разноцветными и разного размера цифрами от 1 до 7, камень сделанный своими руками.

Демонстрационный материалблоки Дьенеша, конверты, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, , символическое «Дерево», , письмо с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1.Организационный момент

 У педагога в руках солнце без лучей.

- Здравствуйте, ребята! Мы вас рады видеть, ребята по приветствуем друг друга (протягиваю руки солнцем вперед , дети непроизвольно протягивают руки к солнышку).

- Наши руки превратились в лучики, руки у вас теплые, добрые. Посмотрите, ребята, а у нашего солнышка нет лучиков. Солнышко растерял свои лучики. Солнце  ждет от нас помощи. Поможем солнышку найти лучики.

Основная часть

Звучит музыка «Вьюга».

 - Ребята, что вам напоминает эта музыка? (ответы детей).

- Слышим  звуки метели, вьюги, зимой  много снега,  смотрите какой большой ком снега, может под комом спрятался лучик солнышка, пойдемте  искать лучики.

 2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Заглядываем  под ком и находим «Чудесные мешочки», ребята, как вы думаете , если мы выполним задание, может мы найдем лучики солнышка?

Ребята, послушайте: «Достаньте, три круга, два треугольника, три квадрата».

-Какие вы фигуры достали?(ответы полным предложением)  

-Выложите в ряд и посчитайте, сколько всего фигур? (ответы полным предложением)  Всего 7 фигур.

Педагог :« Молодцы! Только лучиков я не вижу. Смотрите, ещё один маленький ком снега, я поищу».

-Смотрите, я нашла луч солнышка. Мы выполнели правильно задание и у нас появился лучик.

 -Катя прикрепи лучик к солнышку.

-Какое число, вы получили при пересчете  фигур…. »  (семь).

-Как вы думаете, может это подсказка как найти следующий лучик?

- Посмотрите, вы видите цифру семь «7»? Садитесь за столы, где видите цифру 7.

3. Дидактическая игра  « Образование числа 7»( у каждого ребенка набор с геометрическими фигурами для счета).

Задание :«Возьми из своих наборов 7 больших треугольников…..

-Найдите цифру 7.

- Разложите треугольники и на две маленькие тарелочки.

- Как вы разложили треугольники?....

-Давайте, обозначим ваши треугольники  цифрами,  что у вас получилось?

( это 2 и 5, это 3 и 4, это 1 и 6 и тд)

-Как вы разложили  число 7?(Ответы детей)

- Молодцы! Задание выполнели правильно. Что будем делать, ребята?

- Посмотрите , ребята на столе есть лучик? дети ищут(под подносом лежит лучик)

- Ваня   прикрепи лучик к солнышку.

Звучит музыка «Шум ручья»

-Ребята, вы слышите? На что  это похоже? Журчание воды, наверно, где то река протекает?

4.Дидактическая игра: «Построй мостик»

-Дети посмотрите по сторонам , разбросаны дощечки с  цифрами .Течет речка ,можем пройти через неё?(нет, ).

- Ребята, как же мы пройдем через речку?(дети предлагают построить мост).(Если  дети не предлагают, сама предлагаю).

-Давайте построим мост, через речку.

- Выложить дощечки с цифрами  по  порядку от 1 до 7.

Строим мост через речку.

- Ребята, как вы думаете, мы выполнили задание правильно ? (Да)

-Тогда  здесь, где то должен быть солнечный лучик .Дети под камнем находят луч.

 -Маша,  прикрепи лучик к солнышку.

Звучит музыка «Шум листвы»

Следующее задание – «Разколдуйте дерево».

5. Знакомство с новым материалом

Три обруча, высыпаны на пол блоки Дьениша.

Знакомлю со знаками-символами.

- Внимательно посмотрите на карточку и прочитайте её ,знак-символ желтый цвет.

- Ребята, посмотрите, в  обруче какого цвета  фигуры будут?(желтые)

-Кладем в первый обруч, знак-символ желтый цвет.

-Ребята, посмотрите, во втором обруче какого цвета  фигуры будут?

-Достаю  знак-символ красный. Все фигуры красные.

-Достаю перечёркнутый символ.

- Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ)

- Подумайте, что он может обозначать? (не красный)

-Таким образом, перечёркнутый символ обозначает отрицание: не красный.

-Значит в третьем обруче, какого цвета будут фигуры, если есть красные, желтые, нет синих. Будут лежать все синие фигуры.

-Разложили, молодцы !

- Ребята, задание мы выполнили правильно, что мы должны найти – конечно, солнечный луч. (Луч под знаками –символами).

- Миша, прикрепи лучик к солнышку.

Дидактическое пособие «Дерево»(блоки Дьениша)

-Посмотрите, на  «Дерево». Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ) обозначает отрицание.

- Круг перечеркнут, значит, какие  здесь будут по форме фигуры, все кроме круглых.  На маленьких веточках тоже есть символы: красный , желтый, перечёркнутый символ- не синий;

-Здесь на ветке символ-квадрат , а на маленьких веточках- символы большие и маленькие фигуры, все фигуры будут квадратные большие или маленькие ; на этой ветке символ –прямоугольник-все фигуры прямоугольной формы.

Разглядываем дерево, проговариваем , что не понятно. Работаем парами, помогаем, проверяем друг друга.

-Молодцы! Справились, понравилось задание?

- Где же спрятался солнечный лучик?

-Никита,  прикрепи лучик к солнышку.

 7. Игра «Правда или неправда»( 2 треугольника- синих, 3 треугольника красных, 2 круга- зеленых,2 квадрата- больших, 9 маленьких фигур)

 -Ребята, посмотрите, какое большое письмо, нет ни одой буквы, а только разноцветные  геометрические фигуры.

-Слушайте, правда, что все треугольные  фигуры – красные?( неправда, есть синие треугольники)

- Правда, что все зеленые фигуры имеют четыре стороны?

- Правда, что все, некоторые зеленые фигуры квадратные ?

- Правда, что все синие фигуры, это треугольники?

- Правда, что все фигуры зеленые, красные, синие?

- Правда, что все некоторые треугольники красные?

- Правда, что все фигуры маленькие?

- Молодцы!

- Игра понравилась? Что мы тогда делаем? )Лучик с другой стороны мальберта.

- Виталик прикрепи лучик к солнышку.

8.  Дидактическая игра «Собери фигуру»

-Ребята, мы так далеко ушли от детского сада, как же нам добраться обратно в детский сад ?

 – На чем можно добраться ?(ответы детей)

- На столе карточки знаки- символы, детям предлагаю взять любую карточку, которая понравилась, собираем фигуру.

- Что у вас получилось ? Собрали фигуру «Машина».

- А где, же лучи? Появляется лучик.

C:\Users\User\Desktop\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image5.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image1.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image2.jpeg

C:\Users\User\Desktop\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image5.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image1.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image2.jpeg

C:\Users\User\Desktop\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image11.jpeg

C:\Users\User\Desktop\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image5.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image1.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image2.jpeg

C:\Users\User\Desktop\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image11.jpeg

C:\Users\User\Desktop\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image5.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image1.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image2.jpeg

C:\Users\User\Desktop\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image11.jpeg

C:\Users\User\Desktop\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image5.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image1.jpeg

F:\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image2.jpeg

C:\Users\User\Desktop\Демонстрационный материал 18-01-17\media\image11.jpeg

9.Итог.

Педагог приглашает детей встать в центре комнаты в круг.

Педагог: « Дети , какие вы молодцы, столько заданий выполнили! Нашли Солнечные лучики, солнце дарит вам свое солнышко- раскраску, как напоминание , о нашем путешествии.

Дети: До свидания!

-У меня в руках солнышко, передавая его друг другу, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?

- Ребята, а кто был у нас в гостях? Солнце благодарит вас , а я дарю вам раскраски– солнышко.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия по математике «Знакомство с блоками Дьенеша» в старшей группе

Конспект проведения занятия по математике«Знакомство с блоками Дьенеша»в старшей группе ...

"Первое знакомство с блоками Дьенеша"

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием Блоков Дьенеша....

Консультация для родителей "Знакомство с блоками Дьенеша"

Здесь можно познакомиться с методической пособией по блокам Дьенеша, а также с играми по разным возрастам....

ФЭМП "Знакомство с блоками Дьенеша".

Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша. закреплять названия геометрических фигур, основных цветов, понятимй "большой - маленький", "толстый - тонкий", "высокий - низк...

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Знакомство с блоками Дьенеша»

Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования....

Презентация "Знакомство с блоками Дьенеша"

Здравствуйте. Предлагаю вашему вниманию свою презентацию для знакомства детей с блоками Дьенеша....